2.Постановка учебной задачи
| Фронтальная, индивидуальная,
| Интересный урок сегодня у нас, К нему готовился каждый из вас. Надо многое знать, уметь, Думать, логически рассуждать. Вам я думаю, все по плечу, Ведь я вас второй год учу.
Тест "Космический диктант" + Индивидуальное задания.
1. Звезда-это
a. Маленькие сверкающие точки.
b. Огромные огненные шары.
2. Сколько созвездий насчитали ученые.
a. 89
b. 88
3. Солнце-это.
a. Звезда
b. Планета
4. Самая яркая звезда.
a. Альтаир
b. Лира
5. В каком созвездии находится полярная звезда:
a. Малая Медведица
b. Большая Медведица
6. Раскаленные небесные тела:
a. Солнце
b. Планеты
7. Спутников Земли (естественных)
a. 2.
b. 1.
8 Допиши недостающую планету:
Меркурий, Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Нептун, Уран, Плутон и...
Ответы: б, а, б, а, а, а, б, Земля.
Индивидуальные карточки.
Соедини точки, запиши название созвездия: "Рисунок №1"
| Дети внимательно слушают указания учителя и выполняют задания.
| Формирование умений применения теоретических знаний в условиях решения учебных задач;формирование УУД в условиях решенияпрактических задач.
| Фронтальная, самокотроль, взаимоконтроль
|
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности
| Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах
| Сообщение темы.
- Сегодня на уроке мы будем изучать тему. Голубая планета Земля. Люди давным-давно стали задавать себе вопросы:
· Что там далеко-далеко?
· Какой он, этот огромный мир?
· Земля, какая она?
· Где висит?
На эти и многие другие вопросы нам поможет ответить наша волшебная книга вопросов и ответов. Открываем книгу:
1. Вопрос.
· Какую форму имеет Земля?
· Кто может ответить на вопрос? (шарообразную)
Это сейчас, каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе., (показ изображений).
Работа с рисунками(в группах)
Рассмотрите рисунки и расскажите какой представляли себе Землю в древности?
А) Земля плоская, имеет форму круга и лежит на спинах китов.
Б) Земля в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша опирается небесный свод.
В) Земля плоский выпуклый круг, которую держат 4 слона, а слоны стоят на огромной черепахе.
А как люди догадались, что Земля круглая? Ведь тогда в космос не летали и телескопов не было?(путешествовали, наблюдали, сравнивали.)
И первым доказал, что Земля имеет форму шара, португальский мореплаватель Фернандо Магеллан(портрет), капитан парусного корабля, почти 5 веков назад со своей командой отправился на Запад. Плывя в одном и том же направлении, корабль Магеллана обогнул Землю и вернулся обратно. (на экране маршрут Магеллана).
Соедините цифры и вы получите маршрут Магеллана. "Рисунок№2"
Шарообразность Земли подтверждали и другие мореплаватели. Они давно заметили, что на горизонте сперва появляется мачта с парусами. Лишь по мере приближения становится виден весь корабль. "Рисунок№3". Горизонт - это воображаемая линия между небом и землей.
2. Вопрос. Как возникла Земля? (небольшое сообщение)
Как возникла Земля.
Ученые полагают, что Земля была сформирована 4,5 миллиарда лет назад. В течении многих миллионов лет наша планета оставалась безжизненной, воды на ней не было, одни голые камни.
· Земля образовалась из газопылевого облака, вращающегося вокруг Солнца.
· Температура облака повышалась и оно превратилась в расплавленный шар.
· Постепенно шар остывал и на его поверхности образовалась земная кора.
3. Вопрос. Как устроена Земля?
(Выполнение работы под музыку "Земляне "Трава у дома"")
4. Вопрос. Что больше: Земля или Солнце?
Как вы думаете ребята?
А) Эксперимент.
Если Солнце футбольный мяч, то что по сравнению Земля? "Рисунок№4"
Б) Для человека земной шар - огромное тело. Если обходить Землю вокруг и идти 30 км. В день, то понадобится 4 года. Но солнце в 1300 раз > Земли.
5. Вопрос. Долго ли добираться до Солнца?
Смотря на чем добираться. Пока самым быстрым кораблем может быть солнечный лучик: в 1 сек он пробегает, 300 тыс.км. Вот если бы на нем отправиться, то за 8 мин.20 сек можно было бы добраться.
Ну, а если на поезде - то за 173 года.
А космическая ракета может преодолеть это расстояние за 7-8 месяцев. "Рисунок№5"
6. Вопрос. Без Солнца была бы жизнь на земле?
Как вы думаете, ребята, без солнца была бы жизнь на Земле? (свет, тепло)
Солнце - мощная машина, вырабатывающая энергию, а энергия - это источник жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть, дольку излучаемого солнечного тепла. Но этого хватает для всего живого на Земле.
Подумайте и обсудите с товарищем по парте:
- Что было бы если все солнечное тепло обрушилось бы на нас? Земля быстро бы превратилась в пар.
А если бы упала 1 крупинка такого солнечного тепла, то такая крупинка сожгла бы все вокруг на сотни км.
Физминутка
Здравствуй, солнце золотое {(нарисовать руками круг) Здравствуй, небо голубое! (руки вверх помахать кистями) Здравствуй, вольный ветерок, (помахать руками перед лицом) Здравствуй, маленький дубок! (поднять руки вверх и помахать ими) Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!(пожать друг другу руку)
7. Вопрос. Какое место занимает Земля в солнечной Системе?
Астероиды - малые планеты.
· Какая по счету Земля от Солнца? Её так и называют "третья планета".
· Какие ближайшие соседи?
· Назовите планеты "земной группы"?
· Назовите планеты "внутренние планеты"?
· Перечислите внешние планеты? Рисунок№6
9. Вопрос. Почему Землю называют Голубой планетой?
Ответить поможет глобус - уменьшенная модель Земли. Если смотреть на Землю из космоса, то видна голубая вода, зеленовато-коричневая суша, белые облака и темные тучи, можно определить самое глубокое место,(темнее цвет самое высокое).
Красивая наша планета? И эта планета в ваших руках.
- А что мы можем уже сейчас сделать для того чтобы Земля, как будущее Башкортостана, оставалась такой же цветущей, богатой и разнообразной?
Эй, Земля, моя планета Где твой край? - А вовсе нету, Вокруг своей оси вращаюсь, Солнцем я обогреваюсь, Вокруг Солнца я кружу, Знать, не на китах лежу.
Кто ж они - твоя семья, Солнце дочь и сыновья? - То Венера и Меркурий И еще 6 братьев хмурых. Марс, Юпитер и Сатурн Да Плутон, Уран, Нептун.
Эй, Земля, а с кем ты дружишь? Иль одна вкруг Солнца кружишь? - Я в компании приличной: Братьев 7, одна сестричка, Мы горды своей почтенной Нашей Солнечной системой.
И с такой семьей солидной Где живете вы - не видно? - Ты на небе можешь видеть Часть от дома, лишь чуть-чуть. Дом - галактика большая Под названьем млечный путь.
А галактика, она-то Где находится и с кем? - Есть галактики другие, Неизвестные совсем, И живут они все вечно Во Вселенной бесконечной.
| Дети внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания индивидуально и в парах.
| Формирование УУД в условиях решения учебных задач; формирование умений применения теоретических знаний в условиях решения учебных задач;формирование УУД в условиях решенияпрактических задач; Повторение ЗУНов.
| Фронтальная, самокотроль, взаимоконтроль
|
4. Рефлексивно-оценочный
| Фронтальная, индивидуальная
| Ребята.что нового вы узнали на уроке? Интересно ли было вам на уроке? Кому понравился урок поднимите веселый смайлик? Кому не понравился-поднимите грутсный.
| Самоанализ, подведение итогов урока совместно с классом и учителем.
| Формирование саморефлексии, умения давать оценку своим действиям., подводить итог и обобщать.
| Фронтальная, самокотроль, взаимоконтроль
|