ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Назовите имена изображенных ниже святых и укажите время их жизни.
Имя святого | ||||||
Время жизни | ||||||
День памяти | 3 мая | 10 июля | 10 февраля |
2. Используя жития святых, составьте краткий рассказ об одном из них.
3. Имена каких святых, подвизавшихся в Киево-Печерской Лавре, вы знаете?
Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. QD = a- b . Р
Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.
Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары.
Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя.
В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.
В экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена.
Имеются и другие (помимо эффекта Гиффена) исключения из закона спроса. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все» (так называемый эффект сноба). С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений (так называемый эффект Веблена1).
Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В связи с этим важно различать величину спроса и сам спрос, а также величину предложения и само предложение. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара.
Главный фактор, воздействующий на предложение, - издержки производства.
В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1 и цена Р1, выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия). Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене.
Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единственном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. И в этом случае говорят об общем равновесии рынка
В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия - уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.
- Эластичность спроса и предложения
Общая выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара, или произведению PxQ. На рис. 5.6а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. 5.66 снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. 5.6в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.
То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном сниже нии цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены (/Г) представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.
Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной (рис. 5.6а), мы говорим о единичной эластичности спроса (ED = 1). Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса (рис. 5.66), спрос неэластичен (ED< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост спроса (рис. 5.6в), мы говорим об эластичном спросе (ED> 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной; однако в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не принимая во внимание знак «минус».
Коэффициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар i к вызвавшему его изменению цены на товару:
Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:
где Г - коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода, D Q - величина спроса, а - доход покупателей.
На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно построить график «доход-расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неизменной). Такие графики называют кривыми Энгеля.
Эластичность предложения - это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения (Е > представляет собой отношение изменения предложения к вызвавше-му его изменению цены:
Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предложение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь повышением цены (рис. 5.9а). Кривая предложения S1 представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса в положение D2 увеличивает цену равновесия до Р2
В условиях краткосрочного равновесия (рис. 5.96) число предприятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предложение несколько увеличивается, и кривая S2 становится слегка наклонной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения немного возрастает до Q3 а цена равновесия P3 становится ниже.
Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие (рис. 5.9в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4 а цена равновесия еще более снизилась.
С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены, которая может быть определена как величина, обратная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения спроса и предложения на цену.
Одним из важнейших здесь является вопрос распределения налогового бремени, т. е. кто реально уплачивает тот или иной налог.