Урок № 9

Тема: Понятия «страна», «государство», «зависимая страна», «колония». Отличия федеративных государств.

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Территория государства - часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Составными частями территории государства являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства.

Сухопутная территория государства включает материковую часть государства, острова, анклавы.

Анклав - часть территории данного государства, со всех сторон окруженная территорией других государств и не имеющая выхода к морю.

К водной территории государства относятся воды рек, озер, искусственных водохранилищ и водных путей, расположенных в пределах территории государства, а также морских внутренних и территориальных вод, омывающих побережье данного государства.

В подземную территорию государства входят недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства.

Воздушная территория государства - воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства.

Объектами, прировненными к территории государства, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, носящие флаг или отличительные знаки данного государства, подводные телеграфные кабели, трубопроводы, принадлежащие государству и находящиеся вне пределов его территории (в открытом море, космосе).

НЕ ОТНОСЯТСЯ к территории государства открытые моря, Антарктида, Арктика, воздушные пространства над ними и космическое пространство, Луна и другие небесные тела.

Территориальные воды - территориальное море, морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод - 12 морских миль (1 морская миля = 1,852 км). Регион регулируется внутренним законодательством и Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г.

Особый статус установлен для континентального шельфа и экономической зоны. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию "своего шельфа", но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию. На долю подводных месторождений (шельфовая добыча) приходится около 40% всей добычи нефти. Шельф и дно океана богаты также железом, медью, марганцем, никелем, кобальтом и другими элементами.

Теория федерализма представляет собой концептуализацию "двойной государственности". Традиционные определения федеративного государства называют его союзным государством, указывают, что государство состоит из "государственных образований", а эти образования обладают определенной степенью самостоятельности.
Многие существующие определения и традиционные трактовки федерализма создают ложное представление о сущности федеративной территориально-политической системы. К этому ведут рассуждения о наличии неких "государственных образований" внутри государства, т.е. о государствах внутри государства. Большие сомнения вызывает корректность формулировок, называющих федеративное государство союзом (получается, что речь идет о союзе "государственных образований").
Справедливости ради следует заметить, что появлению "скользких" формулировок способствуют история федерализма и традиционные понятия, используемые самими федеративными государствами. Регионы во многих "исторических" федерациях называются или назывались штатами, т.е. государствами в прямом переводе этого слова с английского языка. Классическая федерация — США идентифицируют себя как "соединенные штаты", т.е. союз государств. Соединенными штатами называет себя Мексика (в прошлом также — Бразилия). Причина для терминологических заблуждений кроется, таким образом, в генезисе и самоидентификации ряда "исторических" федераций. Заметим, что Швейцария официально именует себя конфедерацией, что не должно приводить еще к одной ошибке: по всем признакам современная Швейцария соответствует федерации.
Понятие "государство" соответствует только национальному уровню территориально-политических систем.Говорить о государствах и даже "государственных образованиях" на субнациональном уровне некорректно, если только речь не идет об очень широкой автономии (феномен "государства в государстве"). Очевидно, что американские штаты не являются государствами, хотя и называются так официально. Более того, они никогда не были полноценными государствами, равно как никогда не являлись таковыми кантоны Швейцарии и др. Федерализация в исторических федерациях действительно развивалась по интеграционному, центростремительному сценарию, но ее субъекты не являлись независимыми государствами. Максимально близко им соответствует название полунезависимого государственного образования, возникшего на месте бывших колоний, т.е. периферийных и зависимых от метрополии регионов, сложившихся в рамках колониальных империй.
В случае с федеративным государством корректно говорить о едином, но двухуровневом государстве, поскольку регионы в таком государстве обладают определенным ограниченным набором признаков государственности.
Аналогичная проблема связана с суверенитетом в федеративных государствах. Понятие "суверенитет", как исключительная юрисдикция власти на определенной территории, обычно используется применительно к государству в целом [Суверенитет в федеративном государстве, 1993]. В федеративном государстве возникает особая ситуация в связи с двухуровневым характером государственности. Отсюда появление ряда конкурирующих концепций, возникших в США или в результате анализа американского федерализма.
• Суверенитет может быть только у государства в целом (Г. Еллинек, П. Ла-банд, В. Уиллоуби).
• Суверенитет есть только у составных частей государства, у штатов, которые к тому же должны иметь право на выход из федерации (М. Зейдель, Дж. Кэлхун). Дж. Кэлхун, в частности, развивал теорию нуллификации штатами федеральных законов, т.е. их отмены на территории штатов, если последние выступят с такой инициативой25. Примат регионального суверенитета означает, таким образом, и верховенство регионального законодательства.
• Суверенитет делится между государством в целом и регионами (А. де Ток-виль, Г. Вайц).
Концепция делимого суверенитета представляется наиболее гибкой и в наибольшей степени соответствует теории баланса отношений "центр — регионы". Суверенитет, таким образом, входит в этот баланс и определенным образом делится между уровнями. Такая концепция, конечно, нарушает распространенные представления о единстве и неделимости суверенитета. Но федеративное государство имеет двухуровневый характер, и для такого особого случая делимость суверенитета может быть признана в теории и на практике.

Причем, вспомнив о функционализме, следует заметить, что суверенитет делится не поровну, и общенациональный суверенитет доминирует над региональным (что на практике выражается в верховенстве общенационального законодательства, в ограничении региональной юрисдикции вопросами, относящимися к региональной компетенции).
Вообще дискуссия о делимости или неделимости суверенитета в федеративном государстве выглядит сейчас не самой актуальной. Она имела смысл на начальном этапе, когда "исторические" федерации создавались за счет интеграции полунезависимых образований и шла острая дискуссия о соотношении общенационального и регионального начал. В настоящее время все федеративные государства, включая те, которые возникли за счет объединения, являются вполне консолидированными территориально-политическими системами. Вопрос о полной независимости и исключительном суверенитете регионов в этих государствах не стоит, и общенациональный уровень явно доминирует в политической иерархии. Это дает основание такому известному классику теории федерализма, как Д. Элейзер, говорить про сдвиг от концепции суверенитета к концепции юрисдикции. Юрисдикция в федерации, в свою очередь, имеет отчетливо двухслойный характер: государство реализует свои полномочия на всей территории, составляющие его регионы — свои полномочия на своих территориях.
Сам разговор о суверенитете субъектов федерации стал к настоящему времени неактуальным, уступив теме разграничения полномочий между уровнями власти. Поначалу в США бытовал так называемый "афоризм А. Дайси", в соответствии с которым федерализм определялся как правовая непреложность конституции.
Но в результате рассмотрения дела "США против Дарби" были сняты ограничения на толкование федеральной компетенции, что закрепило тенденцию к усилению централизаторского начала в американской государственности (о чем говорят практически все исследователи США в XX в.). Изменилось само понимание федерализма. Решение Верховного суда США, принятое в 1985 г., позволяет толковать разделение полномочий как обычную политическую практику. В таком случае федерализм заключается в возможности участия центра и регионов — субъектов федерации в этом процессе.
Концепция юрисдикции является гораздо более гибкой, поскольку юрисдикция вполне может быть делимой, и разграничение юрисдикции (и, соответственно, компетенции) является важнейшей характеристикой баланса отношений "центр — регионы"
Далеко не все федерации сформировались в результате объединения полунезависимых образований. Основная часть федеративных государств возникла в результате процессов децентрализации и развития региональной автономии по мере перехода территориально неоднородных государств к более либеральным моделям территориально-государственного строительства, происходившего под влиянием политически активных групп, выражающих региональные интересы. Возникает вопрос, в какой момент процесс децентрализации переходит качественную границу и приводит к созданию федеративного государства.
Конечно, важным признаком федеративного государства является его самоидентификация в качестве такового. Самоидентификация свидетельствует о том, что государство официально приняло федеративную модель. Однако наука нуждается и в более точных определениях федеративного государства. Обычно федерацию определяют через набор признаков.
1. Главный признак федерализма, который обязателен для любой федерации, — это вертикальное разделение властных полномочий между общенациональным и первым субнациональным (региональным) уровнями. Этот признак подробно раскрывается У. Райкером:
• два уровня власти осуществляют полномочия в отношении одной территории и населения;
• каждый из уровней имеет хотя бы одну автономную область действий;
• существуют гарантии автономии каждого из уровней в его собственной сфере [Riker, 1964].

2. Вторым признаком, который характерен, но не обязателен для федерации, являются способ легитимации и связанный с ним генезис органов власти первого субнационального уровня. Источником власти является местное сообщество, т.е. региональная власть формируется в результате всенародных выборов или хотя бы на основе решений, принимаемых местными элитами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: