Тема 6. Анализ деловой активности предприятия

1. Анализ показателей оборачиваемости.

2. Анализ эффективности использования оборотных средств.

3. Факторный анализ оборачиваемости оборотных активов.

4. Анализ устойчивости экономического развития.

5. Анализ положения и деятельности на рынке капиталов.

Анализ текущей деятельности предприятий предполагает рас­чет коэффициентов деловой активности предприятия, которые по­зволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Расчеты производятся по данным ф.№ 1 и ф. №2.

Показателем, дающим наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности предприятия» является коэффициент обо­рачиваемости активов (Какт):

где ОР — выручка от реализации; Аср — среднегодовая стоимость активов (имущества).

Оценку оборачиваемости целесообразно осуществлять не по всем активам, а по отдельным элементам оборотных активов: по производственным запасам, по незавершенному производству, по готовым изделиям на складах, по товарам отгруженным и по про­чим оборотным средствам, а также по дебиторской задолженнос­ти. Количество дней оборота отдельных элементов оборотных активов само по себе ни о чем не говорит. Значительно боль­шую информацию дает сопоставление оборачиваемости разных элементов оборотных активов между собой, а также оборачивае­мости дебиторской и кредиторской задолженности.

Для более детальных выводов об оборачиваемости средств предприятия рассчитываются следующие частные показатели обо­рачиваемости:

где КоборачДЗ — коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

ДЗср — среднегодовая стоимость дебиторской задолженности.

Следует отметить, что для правильного расчета оборачиваемо­сти дебиторской задолженности в качестве числителя используют выручку от реализации. Это связано с тем, что дебиторская за­долженность формируется в связи с фактором реализации и по мере поступления выручки от реализации.

Особое значение в анализе оборачиваемости средств органи­зации имеет продолжительность периода погашения кредиторс­кой задолженности. Расчет данного показателя базируется на различных подходах, которые приводят к получению отличающих­ся друг от друга результатов. Главное различие при определении периода погашения кредиторской задолженности состоит в обо­сновании базы для исчисления показателя. Чаще всего в каче­стве базы для расчета используются такие показатели, как выруч­ка от реализации и себестоимость реализованной продукции. Использование для расчета выручки от реализации представляет собой самый общий подход к анализу оборачиваемости креди­торской задолженности. Его достоинством является то, что он позволяет оценить соотношение между выручкой и кредиторской задолженностью, которое используется при составлении прогноз­ного баланса и определении ожидаемой потребности в собствен­ном оборотном капитале. Однако соотношение данных показателей не может рассматриваться как характеристика скорости обо­рота кредиторской задолженности, понимаемой как продолжи­тельность времени ее оплаты. Для анализа операционного цикла необходимо использовать другой вариант расчета, позволяющий обеспечить большую точность значения среднего периода време­ни, определяющего момент возникновения обязательства от мо­мента его погашения. При использовании данного подхода пока­затель оборачиваемости кредиторской задолженности (Ккр) рас­считывается по формуле:

где Скр — среднегодовая стоимость кредиторской задолженнос­ти.

Второй подход к расчету показателя оборачиваемости креди­торской задолженности связан с использованием в качестве ис­ходной базы показателя материальных затрат.

Используя второй метод подхода к оценке оборачиваемости кредиторской задолженности, применяется следующая формула:

где Сст — себестоимость реализованной продукции; ЗП н.г. и ЗП к.г. — остатки запасов и затрат соответственно на начало и конец отчетного периода; КЗ — средняя стоимость кредиторской задол­женности поставщикам за период.

Показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности можно рассчитать также в днях:

где Кдо — средний срок оборота дебиторской задолженности; Ккро — средний срок оборота кредиторской задолженности.

Показатель Кдо характеризует средний срок погашения деби­торской задолженности. Положительно оценивается снижение срока оборачиваемости дебиторской задолженности. Показатель Ккро характеризует средний срок возврата долгов предприятия (за исключением обязательств перед банками и по прочим зай­мам).

Сравнение показателей оборачиваемости дебиторской и кре­диторской задолженности позволяет сопоставить объем и усло­вия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользу­ется у других предприятий, с теми объемами и условиями креди­тования, которые предприятие предоставляет своим контрагентам. Если оборачиваемость дебиторской задолженности медленнее, чем кредиторской, то это свидетельствует о неблагоприятных услови­ях расчетов данного предприятия с покупателями и поставщика­ми. То есть предприятие должно возвращать свои долги чаще, чем оно получает оплату за реализованную продукцию. И наобо­рот, если дебиторская задолженность оборачивается быстрее кре­диторской, у предприятия появляются свободные средства в обо­роте в размере, соответствующем разнице числа дней оборота кредиторской и дебиторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов (Кмп) определяется по формуле:

где Сст — себестоимость реализованной продукции; Смп — сред­негодовая стоимость материально-производственных запасов.

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов отражает число оборотов запасов и затрат предприятия за анализируемый период (обычно за год). Снижение коэффи­циента свидетельствует об относительном увеличении производ­ственных запасов и незавершенного производства. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции (Кгт) определяется по фор­муле:

де ГТ — средняя за период величина готовой продукции.

Коэффициент оборачиваемости запасов может быть выражен в днях (Кмпд):

Коэффициент Кмпд показывает, сколько дней требуется для продажи (без оплаты) материально-производственных запасов.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Ксоб) рассчитывается по формуле:

где Ссоб — среднегодовая стоимость собственного капитала.

Для общей оценки результатов текущей хозяйственной дея­тельности можно использовать также такой показатель, как про­должительность операционного цикла (Поц) в днях:

Показатель Поц отражает среднее количество дней, необходи­мых для возврата дебиторской задолженности и реализации ма­териально-производственных запасов.

Для оценки эффективности использования оборотных активов используют два показателя — коэффициент оборачиваемости и длительность одного оборота (в днях).

Оборачиваемость оборотных активов определяется периодом воспроизводственного цикла, в течение которого денежные сред­ства, авансированные на приобретение производственных запасов и оплату иных материальных услуг, совершают полный оборот и возвращаются на банковские счета предприятия.

Продолжительность оборота определяется в днях или в фор­ме числа оборотов за определенный период времени (год, Квар­тал). Чем короче период оборачиваемости оборотных активов, тем лучше для финансового состояния предприятия. Скорость обо­рота в значительной степени зависит от ритмичности производ­ства и поставок, наличия платежеспособного спроса и других фак­торов.

Для расчета оборачиваемости оборотных средств используют­ся данные ф.№1 и ф. №2 и рассчитываются следующие показатели:

а) коэффициент оборачиваемости (Коб ОС), который характе­ризует число оборотов, совершенных оборотными средствами за анализируемый период, и рассчитывается по формуле

где Сост — средние остатки оборотных средств за период; ОР — выручка от реализации продукции (работ, услуг);6) продолжительность одного оборота в днях (Од), который рассчитывается по формуле:

б) коэффициент закрепления, или коэффициент загрузки обо­ротных средств (Кз), то есть сумма оборотных средств, приходя­щаяся на один рубль реализованной продукции, который опреде­ляется по формуле:

При расчете частных показателей оборачиваемости, характери­зующих интенсивность использования оборотных средств, на от­дельных стадиях кругооборота средств вместо выручки от реали­зации могут приниматься расход их на производство — по произ­водственным запасам; оценка незавершенной продукции по себе­стоимости — по незавершенному производству; отгрузка продук­ции по себестоимости — по готовой продукции; реализация по себестоимости — по товарам отгруженным.

Так как выручка и затраты на реализацию формируются в течение всего анализируемого периода, поэтому они сопостави­мы только со средними за период показателями стоимости акти­вов (или их отдельных элементов).

На изменение оборачиваемости в днях оказывают влияние ряд факторов, уровень влияния которых необходимо измерить. Фак­торный анализ оборачиваемости позволяет определить, за счет каких именно элементов оборотных активов предприятие может повысить эффективность их использования.

На уровень, оборачиваемости оборотных активов, рассчитанный по формуле Коб = ОР / Сост, обычно оказывают влияние два фактора, рассчитываемых с помощью приема цепных подстановок:

■ изменение средних остатков оборотных активов;

■ изменение объема реализации.

Расчет влияния факторов производится по следующим фор­мулам:

1) влияние изменения объема реализации

где Сост1 и Сост0 — средние остатки оборотных средств соответ­ственно в отчетном и прошлом году; ОР1 и ОР0 — выручка от реализации продукции (работ, услуг) соответственно в отчетном и прошлом году.

В практике работы предприятия также рассчитывают влияние оборачиваемости на величину занятых в кругообороте оборотных средств — суммы дополнительного вовлечения средств в хозяйственный оборот за счет замедления оборачиваемости оборотных средств или, наоборот, высвобождения в результате ускорения оборачиваемости.

Для этого используют следующую формулу:

(Замедление (ускорение) оборачиваемости (в днях) х Одно­дневный оборот по реализации)

Коэффициент оборачиваемос­ти оборотных активов (раз). (10.14а)

Однодневный оборот по реализации = Выручка от реализа­ции в отчетном году / 365. (10.14б)

Основные пути ускорения оборачиваемости оборотных средств:

■ сокращение образования излишних и ненужных запасов;

■ изучение платежеспособности покупателей и своевремен­ные меры по взысканию дебиторской задолженности;

■ сокращение сроков оборачиваемости по всем фазам круго­оборота средств;

■ правильная организация работы по материально-техническому обеспечению производства;

■ сокращение продолжительности производственного цик­ла.

При анализе текущей хозяйственной деятельности предприя­тия определяют степень устойчивости экономического развития с использованием факторной модели. Факторная модель отражает воздействие как производственной, так и финансовой деятельнос­ти предприятия. Модель может включать различное число факто­ров, влияние которых на устойчивость экономического развития можно рассчитать способам цепных подстановок. Коэффициент устойчивости экономического развития (Краэв) может включать такие факторы:

где Ф/отд — фондоотдача; Кпокр — коэффициент покрытия (те­кущей ликвидности); Р — рентабельность производимой продук­ции; Кфз — коэффициент финансовой зависимости; Кдив — соот­ношение между выплачиваемыми дивидендами и прибылью, на­правляемой на развитие предприятия.

Этот коэффициент характеризует дивидендную политику пред­приятия, выражающуюся в выборе экономически целесообразно­го соотношения между выплачиваемыми дивидендами и аккуму­лируемой частью прибыли.

Доход от покупки простых акций определяется, во-первых, ди­видендами, во-вторых, — возможной разностью между ценой по­купки и последующей продажи.

где Да — доход на простую акцию;

Дп — дивиденды по привилегированным акциям;

ЧП — чистая прибыль;

Аоб — общее число обыкновенных акций.

Доход на акцию в значительной степени влияет на рыночную цену акции.

Дивиденд — доля прибыли, получаемая акционером хозяй­ственного общества (закрытого или открытого акционерного об­щества), конкретными показателями которого являются сумма ди­виденда и норма дивиденда (Дн).

где Анс — номинальная стоимость акции; Ац — ценность акции; Цак — рыночная цена акции; Арен — рентабельность акции; Да — дивиденд, выплачиваемый по акции.

Ценность акции служит индикатором спроса на акции данной фирмы и показывает, сколько согласны платить инвесторы в дан­ный момент за одну гривну прибыли на акцию.

Рентабельность акции характеризует процент возврата на капи­тал, вложенный в акции акционерного общества.

Известно несколько методов расчета курса акции наиболее распространенный следующий (А курс):

где ПСк — средняя процентная ставка за кредит.

Курс акции формируется под воздействием внутренних и внеш­них факторов. Внутренние факторы — это факторы, определяю­щие размер чистой прибыли. Внешними факторами являются на­логовая политика государства, состояние кредитного рынка, соотношение спроса и предложения акций и другие.

Следует помнить, что курсы акций, рассчитываемые по этим формулам, имеют практическое значение только в условиях ста­бильной экономики, в условиях равновесного состояния спроса и предложения. Реальный курс акций значительно отличается от расчетного, прежде всего потому, что нельзя заранее точно знать, размер будущей прибыли и пропорции ее распределения (между накоплением и потреблением).

На величину общей суммы выплаченных дивидендов оказыва­ют влияние, прежде всего два фактора: изменение количества проданных акций и изменение уровня дивиденда на одну акцию. Расчет влияния этих факторов можно произвести приемом цеп­ных подстановок или приемом абсолютных разниц.

При расчете коэффициента котировки акций (Ккот) исполь­зуется показатель книжная (учетная) цена акции, которая харак­теризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию:

где Цуч — учетная (книжная) цена акции.

Значение коэффициента котировки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капита­ла, приходящегося на эту акцию на данный момент. Доход от краткосрочных операций с акциями определяется, как уже отмечалось, возможной разницей между ценой покупки и последующей продажей. Доходность же таких операций равна эффективной ставке простых процентов и определяется по фор­муле:

где ДКо — доходность от краткосрочных операции с акциями, %; Доп — доход от операций с акциями; Пст — покупная стоимость акции; Ркол — расчетное количество дней в году; Фкол — факти­ческое количество дней владения акциями.

Имея свободные денежные средства, предприятие может вло­жить их в облигации хозяйствующих субъектов или в государственные краткосрочные обязательства с целью получения дохо­да. Источником дохода являются выплачиваемые проценты или разница между ценой покупки облигации и ценой выкупа ее, как в случае с акциями.

При анализе дохода от ценных бумаг рассчитывают курс об­лигации:

где Окурс — курс облигации; ЦПобл — покупная цена облигации; ЦВобл — цена выкупа облигации (номинальная стоимость).

Уровень доходности облигаций (Одох) к погашению опреде­ляется так же, как уровень доходности от краткосрочных опера­ций с акциями по формуле

где Добл — доходы от операций с облигациями; Побл — покупная стоимость облигаций; Ркол — расчетное количество дней в году; Фкол — фактическое количество дней владения облигациями.

На изменение общей суммы дохода от ценных бумаг влияет изменение количества ценных бумаг и изменение среднего дохо­да на единицу ценных бумаг.

Тема 7. Анализ производства продукции, работ и услуг

1.План производства и методы производственного анализа.

2.Показатели объема производства и продаж.

3.Общая оценка динамики объема выпущенной продукции.

4.Анализ объема реализованной продукции.

5.Анализ ассортимента выпущенной продукции.

6.Анализ качества и конкурентоспособности продукции.

7.Анализ ритмичности выпуска продукции.

В смете производства рассчитывается объем производства, ко­торый эквивалентен:

■ сметному объему продаж;

■ объему имеющихся материальных и трудовых ресурсов.

В смете производства учитываются производственные мощно­сти предприятия, объем продаж, изменение остатков готовой про­дукции на прогнозируемый период в натуральных единицах из­мерения. Прогнозируемый объем производства в натуральных единицах измерения равен:

Планируемый объем производства = Прогнозируемый объем продаж + Объем запасов и готовой продукции на конец отчетно­го периода — запасы готовой продукции на начало отчетного периода.

Объемы производства необходимо сравнивать с показателями сметы продаж для обеспечения эквивалентности объема произ­водства и продаж в течение отчетного периода. Указанная экви­валентность может быть достигнута при помощи определенных методов производственного анализа:

а) метод, способствующий расчету величины наибольшей прибыли, исходя из соответствия предельных издержек (прироста затрат на единицу продукции) и прибыли (прироста выручки на едини­цу продукции), который получил название - метод прямого ана­лиза.

б) метод, способствующий прогнозу ожидаемых показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, исходя из трудовых и капитальных затрат:

где А0, А1 — коэффициенты (А изменяется в пределах от «0» до «1»);

Y — индекс объема производства;

X1 — трудовые затраты;

Х2 — капитальные затраты.

Меняя каждый из факторов, определяют наилучшее сочетание между трудовыми и капитальными затратами для выпуска зап­ланированного объема продукции. Данный метод получил на­звание метода производственной функции (типа «Кобба-Дугласа»).

Объектами анализа показателей объема производства и про­даж являются: общий объем производства и реализации продук­ции, ассортимент, структура и качество продукции, а также ритмич­ность производства и реализации продукции.

Объем производства продукции измеряется в стоимостных, на­туральных и условно-натуральных показателях, а также в единицах трудоемкости. Показателями объема производства являются валовая и чис­тая продукция. Среди показателей объема выпуска выделяют готовую и товарную продукцию. Показателями объема реализа­ции являются отгруженная и реализованная товарная продукция.

Источниками информации для анализа производства и реали­зации продукции является отчетность предприятия: форма № 1-п «Отчет по продукции», «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдель­ных видов продукции в ассортименте»; «Сроч­ная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции»; ф. 2, ведомость «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»; бизнес-план предприятия; оперативные планы-графики, а также плановые материалы соответствующих отделов предприятия и бухгалтерские данные о выпуске, отгрузке и реализации продукции, другие оперативные данные производственной деятельности. Желательно также ознакомиться с остатками незавершенного производства, готовой продукции на складе и товаров отгруженных (форма № 1).

Важнейшими показателями, характеризующими результаты про­изводственной деятельности, являются объем выпущенной (произ­веденной) и реализованной продукции:

1) сто­имость готовых изделий, выработанных на предприятии и предназначенных для реализации на сторону;

2) сто­имость работ промышленно­го характера, выполненных по заказам со стороны, а также работ по модернизации и реконструкции своего производства;

3) сто­имость работ по изготовлению продукции с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено;

4) сто­имость полуфабрикатов своей выработки, отпущенных за отчетный период на сторону, своему капитальному строительству и своим не­промышленным подразделениям.

При анализе производства и реализации продук­ции следует определить, как объем выпуска продукции (выручка от реализации) зависит от того или иного производственного фак­тора, с целью принятия соответствующего управленческого реше­ния для повышения эффективности производства. Для этого про­водят факторный анализ выпуска продукции. На выпуск продук­ции влияют следующие факторы: среднесписочная численность, фондовооруженность и фондоотдача. Зависимость выражается следующей формулой:

где ОП— объем выпуска продукции;

Ч — численность промышленно-производственного персонала;

Фв — фондовооруженность;

Фо — фондоотдача.

Влияние этих факторов на объем выпуска продукции можно определить цепными подстановками.

Существует два варианта методики анализа реализации про­дукции:

1. Если выручка предприятия определяется по отгрузке, то товарный баланс имеет вид:

2. Если выручка предприятия определяется после оплаты от­груженной продукции, то баланс товарной продукции выглядит так:

ГПн, ГПк - остатки готовой продукции на начато и на конец отчетного периода; ТП — стоимость выпуска товарной продукции; РП — объем реализованной продукции за отчетный год; ОТн, ОТк — остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на начало и на конец отчетного периода соответственно.

Анализ влияния факторов на объем реализации производит­ся путем сравнения фактических и плановых уровней факторных показателей с вычислением абсолютных и относительных при­ростов каждого из них. Анализ объема реализации направлен на установление причин возникновения сверхплановых остат­ков на складах, а также несвоевременной оплаты продукции по­купателями.

Анализируя выпуск продукции и объем реализации, необхо­димо изучить влияние факторов на эти показатели. Все факто­ры, анализ которых необходимо провести, делят на следующие группы:

■ наличие трудовых ресурсов и эффективность их использо­вания;

■ наличие основных средств, в том числе активной их части, и эффективность их использования;

■ наличие сырья и материалов и эффективность их исполь­зования.

Количественное задание по выпуску предприятием отдельных видов изделий предусмотренных номенклатурой является задани­ем по ассортименту. План по ассортименту считается выполнен­ным только в том случае, если по каждому изделию план выпол­нен не менее чем на 100%.

Для оценки выполнения плана по ассортименту используют ряд способов: способ среднего процента, способ наименьшего процента (недоданной продукции). Для расчета выполнения пла­на по ассортименту с помощью среднего процента используют формулу:

где Касс — процент выполнения плана по ассортименту, %;

ОПасс — сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска, тыс. грн.;

ОПпл — плановый выпуск продукции, тыс. грн.

При большом ассортименте продукции использовать этот спо­соб нецелесообразно, так как он требует большого количества расчетов, поэтому используется способ наименьшего процента. С его помощью определяется процент недовыполнения плана по ассортименту по формуле:

где Кневып.асс — процент невыполнения плана по ассортименту, %;

ОПневып.асс — сумма недоданной продукции по всем видам изделий, тыс. грн.;

ОПпл — плановый выпуск продукции, тыс. грн.

Сумма недоданной продукции определяется как разница меж­ду фактически выпущенной продукцией и запланированной.

Процент выполнения плана по ассортименту рассчитывают по формуле:

В ходе анализа особое внимание обращают на те виды про­дукции, по которым выявлено невыполнение и перевыполнение плана. По этим видам продукции выясняют, находит ли данная продукция спрос в тех количествах, в которых она выпущена.

В целях углубления анализа рассчитывают степень специали­зации производства, для чего определяют удельный вес (долю) продукции, соответствующей производственному профилю, срав­нивают его с планом и с уровнем предыдущих лет.

Увеличение объема производства (реализации) по одним ви­дам и сокращение по другим видам продукции приводит к сокра­щению удельного веса одних видов продукции и увеличению других, то есть к изменению ее структуры. Для оценки интенсивности структурных изменений рассчитывают коэффициент структурной активности:

где ∆Уді2 — изменение удельного веса i-гo вида продукции в общем объеме выпуска за анализируемый период; п — число номенклатурных видов продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечис­ленных показателей проводят способом цепной подстановки. Для этого используют формулу:

где ВП — валовой выпуск продукции в стоимостном выражении;

ОП — общий объем выпуска продукции в натуральном (услов­но-натуральном) выражении;

Удi — удельный вес i-гo вида продукции и объем объеме выпуска;

Ц — цена i-гo вида продукции.

Важным показателем деятельности предприятий является каче­ство продукции. Под качествам продукции понимают совокуп­ность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В ходе анализа качества продукции решаются следующие ос­новные задачи:

■ оценивается технический уровень продукции;

■оценивается: структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество продукции;

■ даются предложения по повышению уровня качества.

Качество продукции — это фактор, позволяющий повысить объемы реализации продукции, уровень ее конкурентоспособности, вместе с тем повышение качества продукции требует дополни­тельных затрат и увеличения себестоимости продукции.

В ходе анализа рассчитывают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произ­веденной продукции независимо от ее вида и назначения. К ним относятся:

а) удельный вес сертифицированной продукции в общем вы­пуске = объем сертифицированной продукции / общий объем выпуска продукции, работ, услуг;

б) уровень обновления продукции = объем новой продукции / общий объем выпуска продукции;

в) уровень модернизации продукции = объем модер­низированной продукции / общий объем выпуска продукции;

с) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в развитые капиталистические страны = объем экспортируемой про­дукции / общий объем выпуска продукции;

д) удельный вес продукции, соответствующий мировым стандартам = объем продукции, соответствующий мировым стандартам / общий объем выпуска продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кон­диции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых ус­ловиях.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

■ полезность;

■ надежность;

■ технологичность;

■ эстетические и эргономические качества продукции.

Косвенные показатели, характеризующие качество продукции, — это штрафы за некачественную продукцию и ее возврат (аннули­рование заказов на работы, услуги), удельный вес рекламаций, потери от брака и др.

В ходе анализа качества продукции изучают брак, который является косвенным показателем качества. Брак бывает неиспра­вимым и исправимым, внутренним (выявленным на предприятии) и внешним (выявленным потребителями). При анализе брака изуча­ют его динамику по абсолютной сумме, долю брака в объеме товарной продукции, рассчитывают потери от брака (П):

где ОП — объем продукции;

Д брака — доля окончательного брака в производственной себестоимости продукции.

При анализе конкурентоспособности продукции изучают по­требности покупателя, требования рынка, сопоставляют характери­стики анализируемой продукции и товара-конкурента. Для этого рассчитывают показатель конкурентоспособности (Ккс.п.):

Так как отдельные параметры неравнозначны для итоговой оценки конкурентоспособности, то каждому параметру присваива­ют определенный балл и долю этого параметра в общей оценке. После этого рассчитывают сводную оценку качества по изделию (Ккс.изд.):

Кроме того, в ходе оценки конкурентоспособности оценивают положение товара на определенном рынке, рассчитывают долю рынка, контролируемого данной фирмой, и сравнивают ее с до­лей фирмы-конкурента. Чем выше доля рынка, тем выше уровень конкурентоспособности товаров.

Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Существенным недостатком в орга­низации планирования на предприятии является отсутствие разра­боток плановых заданий за более короткие, чем месяц, промежут­ки времени (декады), что делает практически невозможным прове­дение анализа ритмичности производства по декадам. Поэтому исследование ритмичности выпуска продукции на предприятиях серийного и массового типа производства проводят по месяцам, используя прием сравнения фактического выпуска с запланиро­ванным.

Показателями, характеризующими уровень ритмичности выпус­ка продукции, являются коэффициент ритмичности (Кр), коэффи­циент аритмичности (Кар), размер недовыпущенной продукции в связи с неритмичной работой (ДПар).

Чем ближе Кр к единице, тем ритмичнее работает предприятие.

Коэффициент аритмичности характеризует долю недоданной продукции в установленные планом сроки. Коэффициент арит­мичности рассчитывают так:

Объем недовыпущенной продукции в связи с неритмичной ра­ботой рассчитывают так:

Основными причинами неритмичной работы являются низкий уровень материально-технического уровня обеспечения производ­ства, трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: