К преимуществам двигателя воздушного охлаждения можно отнести:
— надежность в условиях боевой обстановки вследствие меньшей уязвимости от огня противника;
— облегчение условий эксплуатации и повышение надежности работы двигателя вследствие отсутствия охлаждающей жидкости и агрегатов системы жидкостного охлаждения (радиатора, насоса, расширительного бачка, трубопроводов);
— некоторое уменьшение веса силовой установки (при одинаковых мощностях) из-за отсутствия охлаждающей жидкости и агрегатов системы охлаждения.
К недостаткам двигателя воздушного охлаждения относятся:
— большое лобовое сопротивление силовой установки вследствие звездообразного расположения цилиндров;
— меньшая возможность форсирования по сравнению с двигателями жидкостного охлаждения (двигатели воздушного охлаждения охлаждаются менее эффективно и менее равномерно, вследствие этого из-за- опасности перегрева ограничивается их форсирование);
— запуск двигателя воздушного охлаждения в зимнее время осуществить значительно труднее, чем запуск двигателя жидкостного охлаждения.
|
|
Преимущества двигателя жидкостного охлаждения:
— меньшее лобовое сопротивление силовой установки, что позволяет увеличить максимальную скорость полета;
— более эффективное равномерное охлаждение цилиндров, что позволяет значительно больше форсировать двигатель по наддуву;
— облегчение запуска в зимних условиях благодаря тому, что двигатель можно быстро подогреть путем заливки горячей воды в систему.
Недостатки двигателя жидкостного охлаждения:
— большая уязвимость от огня противника (радиаторы, трубопроводы);
— большая сложность в эксплуатации из-за наличия охлаждающей жидкости и агрегатов системы охлаждения;
— несколько больший вес силовой установки (при одинаковых мощностях).
Системы охлаждения на современных самолетах обычно выполняются так, что при работе двигателя на номинальном режиме и расчетной высоте в, горизонтальном полете обеспечивается равенство между количеством тепла, подводимого к охлаждающим поверхностям, и количеством тепла, отводимого от них. При полете на форсированных режимах это равенство нарушается и двигатель начинает постепенно перегреваться. Поэтому продолжительность полета на форсированных режимах строго ограничена по времени.
Нельзя выполнять взлет при недостаточно прогретом или перегретом двигателе. При взлете на недостаточно прогретом двигателе к моменту начала набора высоты температура двигателя может не достигнуть минимально допустимой величины; это может привести к отказу двигателя при наборе высоты.
|
|
При полете на пониженных мощностях (планирование, пикирование) двигатель может переохладиться. Чтобы не допустить переохлаждения двигателя, необходимо прикрывать заслонки радиаторов и капотов, а также периодически переходить при планировании на горизонтальный полет для прогрева двигателя.
Необходимо помнить, что надежность охлаждения двигателя во многом зависит от чистоты поверхности оребрения цилиндров и сот радиаторов, а также от количества накипи в системе жидкостного охлаждения, так как загрязнение сот и оребрения и наличие накипи резко ухудшают теплоотдачу и вызывают перегрев двигателя.