Возникновение и развитие науки о налогах
1. Исторические этапы развития механизма налогообложения по видам налогов
2. Развитие финансовой системы Древней Руси
3. Налоги в дореволюционной России и Советском Союзе в ХIХ - ХХ веках
4. Исторический генезис развития науки о налогах
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с первых дней существования государства. Развитие форм государственного устройства сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс.
В развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа.
Начальный этап становления налогообложения (от древних времен до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для установления и сбора налогов. Для данного периода характерны неорганизованность и случайный характер процесса налогообложения. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, как правило, в натуральной форме. При этом государство определяло лишь сумму средств, которую оно желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине.
|
|
На втором этапе (ХVI-ХIХ вв.) развития налогообложения налоги становятся основным источником доходной части бюджета, возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, при этом государство устанавливает квоту обложения, наблюдает за сбором налогов. Однако, часто расходы на содержание государства не покрываются доходами от поступления налогов, поэтому при возникновении чрезвычайных ситуаций властители прибегают к введению новых целевых налоговых платежей. К концу этого периода (ХIХ в.) число налогов уменьшается, а роль государства в установлении и взимании налогов усиливается. Постепенно по мере развития финансовой науки устанавливаются научные принципы налогообложения, определяются методики процесса взимания налогов.
Третий, современный этап отличается тем, что государство осуществляет все функции в процессе налогообложения: устанавливает и взимает налоги. Региональные органы управления, местные органы власти помогают государству выполнять эти функции. Определены правила и приняты законы в области налогообложения.
На самых ранних ступенях развития государства начальной формой налогообложения стало жертвоприношение. Оно стало принудительной выплатой, или сбором. Причем процентная ставка была достаточно определенной. Она составляла 10% от полученных доходов. Начало этому сбору на Руси было положено князем Владимиром, который возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятую часть от всех доходов.
|
|
По мере развития государства наряду с десятиной церковной возникла десятина в пользу князей. Она существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. В древние времена в Египте взимался поземельный налог, который достиг высокой точности. В Китае, Вавилоне, Персии уплачивался поголовный, или подушный, налог. В Древней Греции были введены налоги на доходы в размере одной двадцатой части доходов и акцизы в виде сборов у ворот города. Это позволяло расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов, строительство храмов, водопроводов, дорог и на другие общественные цели.
Многое в налоговой системе современного государства имеет своим истоком налогообложение в Древнем Риме. Еще в те времена были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками (цензорами). Граждане Рима делали им клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.
По мере развития Римского государства происходили изменения и в налоговой системе. Вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет.
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Отсутствие четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями были злоупотребления и коррупция. Преобразование финансового хозяйства, и, прежде всего налоговой системы, начал Юлий Цезарь, для каждой общины определивший сумму, которую она должна была внести. Многие города получили налоговые льготы.
Император Август Октавиан продолжил эту деятельность. Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществляющие контроль за налогообложением. Была проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи, а также были составлены кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах. Производилась перепись имущественного состояния граждан. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию.
Основным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения (на количество фруктовых деревьев и др.). Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (включая рабов), ценности. Каждый житель провинции платил единую для всех подушную подать.
В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства – 5%. Налог носил целевой характер, и эти средства направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных солдат.
В Римской империи взимались также налог с оборота, или акциз на внутреннее потребление, в размере 1%, особый налог с оборота при торговле рабами. Были введены таможенные пошлины в провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров. Позднее был установлен промысловый налог. Таким образом, уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но играли роль стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, то они способствовали расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда.
|
|
Традиции Древнего Рима перешли в Византию. В эту эпоху в империи существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, покупку лошадей, набор рекрутов (уплата этого налога освобождала от воинской повинности), пошлины на продажу товаров, выдачу государственных актов и т.д. Широко были распространены чрезвычайные налоги на строительство флота и др.
В древних государствах объектами налогообложения нередко являлись не предметы материального мира, а определенные события или действия. Например, известным феодальным налогом стал налог на свадьбу. В эпоху средневековья существовал налог на убийство, который уплачивал землевладелец, в границах земель которого совершалось нераскрытое убийство. В Англии существовал налог на покойников, налог на холостяков, налог на бракосочетание и др.
Большим разнообразием отличались не только объекты обложения налогами, но и формы уплаты налогов. Например, Петр I обложил подмосковных крестьян налогом в виде тряпья, чтобы обеспечить сырьем построенную в тех местах бумажную фабрику. Турецкий султан брал налог детьми, которые зачислялись в войско, персидский шах брал налоги котлами и топорами, чтобы лить из них пушки.
Таким образом, развитие налогообложения с древних времен до нашего времени характеризуется многообразием видов, методов и форм взимания налогов. Изучение истории налогообложения позволяет глубже понять суть налогов, их предназначение, а также необходимость.