Лекция 11. Налоги. Налоговая система

Еще с древних времен жители любой страны платили подати (налоги) своему государству и его религиозным институтам (церквям, монастырям и т.п.). В обмен на получение податей государство содержало армию, защищавшую страну, а также несло некоторые другие обязанности. Религиозные институты поддерживали в народе веру в Бога, т.е. устанавливали и контролировали нравственные законы («Не убий!», «Не укради» и т.д.), осуществляли обучение детей, оказывали медицинскую помощь (больницы при монастырях), а также социальную помощь (дома призрения для престарелых и инвалидов).

О взимании налогов говорится еще в Священном Писании. Когда фарисеи спросили Иисуса Христа: «…позволительно ли давать подати или нет». Он «…сказал им…. Покажите мне динарий: чье на нем изображение и надпись?». Ему ответили: «…кесарево». Иисус сказал им: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Из истории известно множество видов податей, которые платили те или иные народы, в т.ч. на соль, на окно в доме, на дым, идущий из трубы и т.д. Древнеримский император Веспасиан ввел налоги на отхожие места, отсюда и пошло выражение: «Деньги не пахнут».

С развитием цивилизации взимание налогов упорядочивалось и, наконец, приняло современную форму. Но человек не любит расставаться со своими деньгами, тем более, если они достались ему с трудом. Налоговое бремя часто вызывает у человека протест. История налогообложения Европы насчитывает свыше 80 крупнейших бунтов. Последствия протеста народа против чрезмерных налогов могут привести к неожиданным результатам. Так, взимаемый в Североамериканских колониях Англии налог на чай вызвал т.н. «Бостонское чаепитие», когда возмущенные этим налогом жители г. Бостона захватили в гавани 3 корабля и выбросили за борт весь, находившийся там чай, а главного сборщика налогов повесили. В ответ на эти действия Англия ввела блокаду портов и не пропускала туда корабли. Это послужило одним из поводов к гражданской войне, народному восстанию и отделению колоний от Англии и образованию Соединенных Штатов Америки.

В России, как и в других странах, сбору податей также уделялось большое внимание. Уже во времена Екатерины II налогообложение было дифференцированным, чем к более высокой гильдии принадлежал купец, тем больший налог он платил (по III гильдии налог взимался по ставке 2,8%, а по II и I гильдиям – 4%).

Налоги являются основным источником доходов государства, из которых финансируются расходы на создание общественных товаров: образования, здравоохранения, милиции, пожарной охраны, армии, социального обеспечения и др. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Помимо этого налоги используются как механизм воздействия государства на общественное производство, его структуру и динамику развития НТП, а, являясь также инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных хозяйствующих субъектов.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан страны. При этом понятия налога и сбора различаются:

1. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Сборобязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги выполняют функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую, распределительную (Рис. 11.1):

· с помощью фискальной функции формируются государственные бюджетные фонды, необходимые государству;

· регулирующая функция проявляется в изменении условий налогообложения (введение новых налогов и отмена существующих, повышение или снижение налоговых ставок и т.п.);

· стимулирующая функция заключается в том, что, варьируя налоговыми ставками, льготами и штрафами государство стимулирует развитие НТП и инвестиции в отрасли экономики;

·

 
 

распределительная (социальная) функция проявляется в том, что государство перераспределяет национальный доход в пользу тех или иных групп населения (налоговые льготы и т.п.).

Рис. 11.1. Основные функции налогов

Существуют два основных принципа распределения налогового бремени в экономике (концепции налогообложения): принцип налогообложения и принцип платежности.

1. Принцип налогообложения получаемых благ исходит из того, что домохозяйства и фирмы должны приобретать товары и услуги, предоставляемые государством, также как они покупают другие товары и услуги.

2. Принцип платежности основывается на прямой зависимости размера налога от дохода и богатства налогоплательщика. Т.е. физические лица и фирмы с более высокими доходами должны платить больше налогов, чем те, кто имеет более низкие доходы.

Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом, который выделил четыре основных:

1. Подданные государства должны участвовать в содержании страны соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством государства.

2. Налог, должен быть точно определен (срок уплаты, сумма и способ платежа) и должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.

3. Каждый налог не должен требовать содержания большого количества чиновников, его обслуживающих, т.к. зарплата может поглотить значительную долю того, что приносит налог.

4. Объект уплаты налога должен иметь защиту от двойного налогообложения, а схема уплаты налога должна быть понятна самому налогоплательщику.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, в т.ч. Налоговом Кодексе (НК) РФ, устанавливающем конкретные методы построения и взимания налогов. Элементы налогов, приведены на Рис. 11.2:


Рис. 11.2. Основные элементы налогов

Где: субъект налога – лицо обязанное платить налоги; объект налога – доход или имущество, с которого исчислен налог; носитель налога – лицо, фактически уплачивающее налог; ставка налога величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица дохода, единица площади, единица измерения товара и т.д.). Ставки налога бывают:

v твердые (в абсолютной сумме на единицу налогообложения, например на тонну нефти);

v пропорциональные или долевые (взимаемые в процентном отношении к объекту налогообложения);

v прогрессивные (возрастающие по мере роста дохода);

v регрессивные (снижающиеся по мере роста дохода).

Налоги различаются: по способу платежа, по их использованию, по адресу уплаты.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.

а) Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. Это такие налоги, как подоходный, на землю, на имущество, единый социальный налог и пр.

б) При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребление. Например акциз на водку платит производитель, который включает его в цену товара, а фактическим плательщиком налога становится ее покупатель. К косвенным налогам относится налог на добавленную стоимость (НДС), все виды акцизов, таможенные пошлины и т.п.

2. По использованию или функциональному назначению налоги подразделяются на общие и целевые. Общие налоги поступают в бюджет государства и направляются на финансирование общегосударственных мероприятий (оборона, милиция и т.п.). Целевые налоги имеют строго определенное назначение, например, средства единого социального налога направляются в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС), Пенсионный фонд (ПФ).

3. По адресу уплаты различают Федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Они устанавливаются на основании НК РФ и нормативных правовых актов представительных органов (решений Федерального собрания, законов субъектов РФ и нормативных актовместного самоуправления).Налоги обязательны к уплате на соответствующих территориях. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) направлен на изъятие в бюджет части дохода физического лица. В настоящее время (начало 2004 г.) основная ставка подоходного налога с физических лиц составляет 13%, т.е. эта ставка пропорциональная. При налогообложении учитывается весь совокупный доход, полученный налогоплательщиком, как денежной, так и в натуральной форме. Существует ряд налоговых льгот снижающих налоговое бремя, в т.ч.:

· необлагаемый минимум в размере 400 р. за каждый месяц налогового периода. Начиная с месяца, в котором доход превысил 20 т.р., данный налоговый вычет не применяется;

· льготы на несовершеннолетних детей в размере 300 р. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка имеющегося у налогоплательщиков. Начиная с месяца, в котором доход превысил 20 т.р., данный налоговый вычет не применяется;

· льготы на приобретение жилья, на приобретение медикаментов и оплату лечения, на обучение и т.п.).

При помещении денег на банковский счет физическим лицом с него удерживается подоходный налог с суммы дохода, превышающим действующую ставку рефинансирования ЦБ РФ. При этом налог взимается уже по ставке 35%. Нужно сказать, что налогообложению подлежат и полученные доходы в виде материальной выгоды (Ст. 212 НК РФ). Таким доходом, например, является выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организаций. Доходом является превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, исчисленной исходя из ¾ действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Так, если организация выдала беспроцентную ссуду в размере 100 т.р. на 1 год, а ставка рефинансирования ЦБ составила 14%, то материальная выгода составит: (14% – 0%) • ¾ = 10,5% • 100 т.р. = 10,5 т.р. С этой суммы нужно заплатить налог в размере 35%, что составит 3,68 т.р.

Налог на прибыль юридических лиц. По своей сути он напоминает подоходный налог с физических лиц, однако, имеет ряд особенностей. Объектом налогообложения является прибыль предприятия (доходы от финансово-хозяйственной деятельности минус произведенные расходы по ней). Основная ставка налога в настоящее время по России составляет 24%. Существуют ряд налоговых льгот: при финансировании строения производственного и жилищного строительства; содержании учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений и др.

Налог на добавленную стоимость (НДС) направлен на изъятие в бюджет части прироста стоимости, которая создается в процессе производства товаров и услуг. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства на каждой технологической стадии движения товаров к потребителю.

Фактически НДС – это налог на потребителей, т.к. плательщиками налога являются, по сути, они, а фирмы выступают лишь в роли сборщика налогов. НДС – это внутренний налог и при вывозе товаров за границу его величина должна быть возвращена потребителю.

Основная ставка НДС в РФ составляет 18%. На некоторые виды товаров существует льготное налогообложение в размере 10% (продовольственные, детские товары, научные издания и др.). Ранее, все медицинские товары и услуги не подлежали обложению НДС, а с 01.01.2002 г. они облагаются по ставке 10%. Исключением являются следующее виды товаров и услуг, относящихся к охране здоровья:

1. Медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических услуг (кроме финансируемых из бюджета), а также косметических;

2. Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками – бланками строгой отчетности;

3. Очки, линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных), по перечню;

4. Протезно-ортопедические изделия, сырья и материалов для их изготовления;

5. Ряд изделий медицинской техники, в т.ч. технические средства, используемые исключительно для профилактики и реабилитации инвалидов, в т.ч. трости, костыли и пр., а также услуги по изготовлению или ремонту очков, ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;

6. Технические средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (по специальному перечню);

7. Реализация товаров лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях соцзащиты;

8. Услуги аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств;

9. Продажа продуктов питания произведенных столовыми ЛПУ и реализуемых ими в них, а также продуктов питания, произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими в ЛПУ в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств ФОМС.

Акцизы. С помощью акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости товара, который не является предметом первой необходимости или удовлетворяет вредные потребности. Это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые потребителем. Акцизом облагаются ликероводочные и табачные изделия, охотничьи ружья легковые автомашины и шины для автомобилей, ювелирные изделия и меха, деликатесная продукция из ценных видов рыб и т.д.

Ставки акцизов устанавливаются в процентном или твердом отношении к отпускным ценам. Например, водка облагается акцизом 88,20 р. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в ней; вина шампанские и вина игристые – 9,45 р. за 1 литр; пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6% – 1 р. за 1 литр; сигареты с фильтром, кроме сигарет с фильтром длиной свыше 85 мм – 55 р. за 1000 шт.; ювелирные изделия – 5%; бензин автомобильный с октановым числом до «80» включительно – 1350 р. за 1 т.

Не облагаются акцизом медицинские средства, содержащие этиловый спирт, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости не более 100 мл;

Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств по реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. ЕСН зачисляется в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации - Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Основная ставка налога на начало 2005 г. составляет – 26%.

Налогоплательщиками этого налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам; индивидуальные предприниматели, адвокаты и т.д. Если человек не работает, то взносы на ОМС за него производятся органами исполнительной власти. ЕСН составляет от 27 до 46% всех сумм собранных налогов в бюджетах регионов РФ.

Взамен отдельно взимаемых налогов, для ряда организаций возможно применение упрощенной системы налогообложения (УСНО), которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество, ЕСН, а также НДС (кроме таможенных платежей) – уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Индивидуальные предприниматели применяют УСНО вместо уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество, ЕСН, а также выплат, начисляемых ими в пользу физических лиц, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров в РФ.

Объектом налогообложения при УСНО признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, не превысил 11 млн. рублей (без учета НДС). Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели могут подать заявление о переходе на УСНО одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах и вправе применять УСНО в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Налог на имущество граждан. Объектом налогообложения выступает как движимое имущество (вертолеты, самолеты, катера и т.п.), так и недвижимое имущество (жилые дома, квартиры и т.п.). Ставки налога на транспортные средства составляют от 3-30 минимального размера оплаты труда (МРОТ), а на здания и сооружения в размере 0,1-2% их инвентаризационной стоимости.

Помимо налога на имущество с физических лиц взимается и транспортный налог с владельцев автомобилей, мотоциклов, автобусов, самолетов, вертолетов, катеров, судов, снегоходов и т.п., рассчитываемый в зависимости от мощности двигателя. Размер налога от 5-50 р. с каждой лошадиной силы мощности двигателя.

Налог с наследства и дарения взимается с физических лиц. Ставки налога взимаются в процентах к сумме полученного имущества, рассчитываемого от МРОТ, и зависят от степени родства: наследодателя (дарителя) и наследника (получателя дара).

Таможенные пошлины являются денежным сбором, который взимается государством с товаров при пересечении ими государственной границы. Термин «таможенный» произошел от татаро-монгольского «тамга» – клеймо на товаре, облагаемого пошлиной.

Таможенные пошлины взимаются по ставкам таможенного тарифа, как с веса (объема, штуки) товара, так и в виде процента с цены товара ввозимого в страну или вывозимого из нее.

Таможенные пошлины выполняют следующие функции:

· фискальные, являющиеся средством пополнения денежных ресурсов в государственном бюджете; источником выступает разница в уровнях цен (внутренних и внешнеторговых) на отдельные виды товаров (ввозимых или вывозимых в страну);

· протекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров (таможенная пошлина делает цену импортного товара дороже, чем аналогичного отечественного);

· преференциальные, т.е. льготные, устанавливаемые государством в отношении товаров некоторых стран.

Государственная пошлина взимается с граждан и юридических лиц за выдачу документов или совершение юридически значимых действий (при обращении в суд, совершении нотариальных действий, оформление актов гражданского состояния и т.п.).

Помимо государственной пошлины существуют лицензионные сборы, в т.ч. на занятие медицинской деятельностью, реализацию и обслуживание медицинской техники и др.

Необходимо отметить, что в РФ наибольшая доля налоговых поступлений в бюджет приходится на НДС, в странах Европы, Японии и США основное место занимает подоходный налог с физических лиц.

Хотя размеры налоговых ставок в России приближены к мировым, то по количеству видов налогов Россия опережает многие страны (действуют около 50 налогов и сборов). Необходимость выплачивать большое количество налогов неизбежно приводит к уходу фирм в «теневую» экономику, что провоцирует развитие бандитских «крыш».

Вдобавок к этому стоить отметить, что за 70 лет Советской власти население страны разучилось платить налоги, да и законопослушность многих граждан оставляет желать лучшего. Строгость российских законов компенсируется их неисполнением. На это влияет и постоянные изменения в законодательной базе налогообложения. Поэтому острой необходимостью является упорядочение налогового законодательства.

Необходимо помнить, что если для государства налоги являются источником дохода, то для предпринимателя – это рост стоимости товара приводящий к его удорожанию или снижению доходности предприятия. Для отдельных домохозяйств налоги – это прямой убыток. При значительном повышении уровня налогов, в конечном итоге, страдают все участники рынка: государство, фирмы и домохозяйства.

Американский экономист профессор А. Лэффер вывел т.н. «кривую Лэффера», показывающую зависимость поступления в бюджет сумм налогов от их ставок (Рис. 11.3).

Рис. 11.3. Эффект Лэффера

Когда ставка налогов равна нулю (r1), денежные средства государству не поступают вообще; при оптимальной ставке налогов (r2) денежные средства государству поступают в максимальном объеме; при ставке налогов превышающих оптимальную (r3), объем денежных средств, поступающих государству начинает снижаться; при ставке налогов (r4) равной 100% денежные средства государству не поступают, как и при ставке налогов равной нулю, т.к. теряются всякие материальные стимулы к коммерческой деятельности;

Суть «эффекта Лэффера» заключается в том, что уменьшение налогообложения до оптимального приведет к следующему: в краткосрочном периоде налоговые поступления в бюджет временно сократятся; в долгосрочном – приведет к увеличению налоговых поступлений, т.к. возрастут стимулы к предпринимательской деятельности и возможен возврат денежных средств из «теневой» в легальную экономику.

Однако необходимо заметить, что в настоящее время не существует научного метода определения платежеспособности налогоплательщика, и она зависит от потребности государства в денежных средствах и субъективных мнений политиков. В экономической литературе отмечается, что налоговые сборы достигают максимальных величин при основной ставке налога на прибыль составляющей около 35%. Считается, что ставка этого вида налога не должна превышать указанного уровня иначе фирма теряет заинтересованность в развитии и расширении производства. При этом НДС не должна быть больше 25%.

Повышение рентабельности фирмы происходит, как правило, через снижение издержек, при этом вопросам экономии на уплате налогов придается большое значение. Экономить на уменьшении количества денежных средств, которые выплачиваются государству через налогообложение, можно двумя путями: законным и незаконным способом.

К законным способам относится обход налогообложения путем использования несовершенства налогового законодательства: нечетких формулировок, противоречий между отдельными статьями и поправками к нему, а также регистрация предприятия в «налоговых оазисах». Обычно специальные консультационные фирмы разрабатывают «схемы ухода от налогов» для конкретных предприятий. Сколько бы законодатель не совершенствовал законы, в конечном итоге всегда найдется более грамотный человек, который сможет использовать норму закона себе во благо. К незаконным способам относятся налоговые правонарушения – полное или частичное сокрытие облагаемого дохода различными путями, например, когда компания ведет реальный бухгалтерский учет (для внутреннего пользования) и фальсифицированный – для налоговой инспекции. Такие правонарушения являются наказуемыми, причем спектр наказаний весьма широк – от штрафа, до возбуждения уголовного дела и тюремного заключения.


вопросы к лекции 11.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: