Сущность бенчмаркетинга и его значение в разработке экономической стратегии
Стратегический анализ внутренней среды и экономического потенциала организации
Стратегический анализ отрасли и ближайшего окружения организации
Стратегический анализ макросреды функционирования бизнеса
Основные компоненты и этапы разработки стратегического плана
Этапы разработки экономической стратегии:
1. Определение временного горизонта (как правило 3-5 лет). В условиях кризиса горизонты сокращаются.
2. Исследование факторов макросреды, включая экономико-правовый условия хозяйствования, политическую среду, основные технологические решения и т.д.
3. Исследование факторов ближайшего окружения включает конкурентов, поставщиков и потребителей, в т.ч. в разрезе отдельных сегментов
4. Оценка внутреннего потенциала самой организации, включая изечение основных тенденций развития, эффективности использования рес-сов, выявление причин низкой эффективности работы, определение сильных и слабых сторон организации, т.е. ее конкурентных преимуществ и недостаткой
5. Комплексная оценка стратегической позиции организации на рынке, включая сопоставление перспектив и значимости отдельных подразделений
6. Формирование стратегических целей с учетом результатов исследований состояния внешней и внутренней среды в разрезе компании в целом и отдельных подразделений, а также с учетом возможностей организации и доступности ресурсов.
7. Разработка основных стратегических нормативов или показателей эффективности, т.е. определение такого будущего состояния организации и отдельных показателей ее работы, которые будут свидетельствовать, что поставленные цели достигнуты.
8. Выбор альтернатив, их оценка и принятие основных стратегических решений
9. Оценка разработанной стратегии, в т.ч. с точки зрения будущей эффективности, соответствия конкурентным преимуществам, которые есть у компании и приемлемости уровня риска
10. Реализация стратегии
11. Контроль и оценка эффективности реализованных стратегических решений
Разработка стратегии не является однократным процессам, она должна регулярно пересматриваться и предполагать точное понимание допущений, на которых строится стратегия, понимание проблем, с которыми организация может столкнуться и оценку допустимости тех или иных отклонений по сравнению с планом.
Тема 3. Стратегический анализ среды функционирования бизнеса