Исходный уровень | Социальная апатия; раздражительность; аутизм; агрессивность; нет навыка сотрудничества в рамках совместной программы, отсутствует готовность к такому сотрудничеству; демонстрация девиантного поведения; высокая эмоциональная нестабильность; конфликтность и т. п. | |
Требуемое: психологические и социально-педагогические ожидания | Стабилизация эмоциональных реакций и состояний, формирование адекватности эмоционального реагирования, развитие бесконфликтных способов реагирования, расширение диапазона и качества положительных эмоциональных реакций, активизация позитивного опыта в использовании продуктивных эмоциональных реакций | |
Подход | Индивидуально-дифференцированный, гуманный, личностно-ориентированный | |
Коррекционная программа | Содержание | Снижение уровня личностной и ситуативной тревожности детей, агрессивности и фрустрированности реакций, активизация положительного эмоционального опыта в системе межличностных отношений, развитие эмпатических реакций |
Форма | Индивидуальные и групповые формы коррекционной работы; демонстрация позитивных образцов поведения; созерцание положительных образцов и др. | |
Средства | Игры, тренинг, беседы и т. п. | |
Стиль | В зависимости от участника взаимодействия |
5.Задачи психолого – педагогической поддержки эмоционально неблагополучных детей
|
|
Эмоциональное благополучие — энергетическая база и мощный стимулятор жизнедеятельности маленького человека. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к примитивным и шаблонным формам как интеллектуальной деятельности, так и поведения. Кроме того, это — сигнал о застойных явлениях дезадаптации ребёнка со средой.
Так, улучшение/ухудшение эмоциональных показателей — один из ярких критериев успешности применяемых педагогических технологий, стиля общения, режима жизнедеятельности в школе и т.д. Во-вторых, выявленная эмоциональная ситуация служит источником целеполагания: помогает определить новые и скорректировать текущие задачи психолого-педагогической поддержки детей. В комплексе этих задач назовем основные:
1. Медицинская помощь. В отношении детей с хроническим тревожным, отрицательным настроением делается запрос-заявка школьному врачу на реабилитацию психосоматического здоровья.
2. Психокоррекционная помощь. Учитель делает заявку школьному психологу на психокоррекцию настроения учащихся. Психологическая наука и практика в настоящее время располагает значительным арсеналом психотренинговых технологий в данной области: телесно-ориентированная терапия, арттерапия, музыкальная терапия, групповая психотерапия и т.д.
|
|
3. Изменение педагогических аспектов работы с детьми:
— переориентация стиля педагогического общения в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью, гуманистическим отношением к личности школьника;
— овладение техникой эмоционально-выразительного и тактичного проявление отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроении самого учителя;
— устранение причин эмоционального дискомфорта на уроке, в школе (совершенствование или смена технологии обучения, опроса, оценивания; изменение режима работы школьников и т.д.);
— гуманизация отношений между детьми в классе;
— насыщение учебного процесса и учебной среды эмоциональными стимулами: игрой, соревнованием, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности; богатым иллюстрированием; образностью изложения; положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.
Литература:
1. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003