Организация обслуживания рабочих мест

Система обслуживания – комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению основных рабочих материалами, инструментом, доку­ментацией и комплексом услуг и работ, необходимых для беспере­бойного высокопроизводительного труда.

Функции обслуживания рабочих мест:

производственно-подготовительная – комплектование пред­метов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа;

инструментальная – обеспечение инструментом и приспо­соблениями, заточка и ремонт инструмента;

наладочная – наладка, переналадка и подналадка оборудова­ния и технологической оснастки. Первоначальная наладка зак­лючается в установке, оснащении и регулировке нового обору­дования; переналадка – в смене оснастки и регулировки обо­рудования при переходе к производству нового изделия; подналадка – в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудова­ния, приспособлений и оснастки;

контрольная – контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслужива­ние и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измери­тельной аппаратуры;

транспортно-складская – приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции, а так­же отходов производства;

ремонтная – поддержание в рабочем состоянии основного и вспомогатель­ного оборудования, включающая его профилактическое обслу­живание, все виды ремонтов;

энергетическая – обеспечение рабочего места всеми видами энергии – электричеством, сжатым воздухом, паром и т.д., а также ремонтным обслуживанием энергетических установок и устройств;

ремонтно-строительная – текущий ремонт производствен­ных помещений, строительство мелких вспомогательных по­мещений, ремонт дорог и подъездных путей;

хозяйственно-бытовая – систематическая уборка производ­ственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание.

Системы обслуживания рабочих мест:

1) Централизованная – осуществляется едиными функциональными службами предприятия.

2) Децентрализованная – предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо об­служивающими рабочими, находящимися в данных подразделе­ниях (цех, участок, линия).

3) Смешанная (комбинированная) – предусматривает, что одни функции об­служивания выполняются централизованно, другие – децентра­лизовано.

Смешанная (комбинированная) система обслужи­вания получила наибольшее распространение на предприятиях промышлен­ности.

На выбор системы обслуживания влияют:

- масштаб и тип произ­водства,

- производственная структура предприятия,

- качественный уровень имеющегося оборудования,

- сложность выпускаемой про­дукции,

- требования к ее качеству,

- планировка производственных площадей и др.

Критерий выбора опти­мальной системы обслуживания – минимум затрат рабоче­го времени и материальных ресурсов на обслуживание при высо­ком качестве последнего.

Принципы обслуживания рабочих мест:

§ Функциональность – строгое деление процесса обслуживания на относительно самостоятельные функции.

§ Плановость – согласованность обслуживания с планом основного производства и подчинение производственному ритму на рабочих местах.

§ Предупредительность – своевременность обслуживания, обеспечивающая бесперебойный ход производства, предупреждение перебоев и неполадок в работе.

§ Гибкость – возможность оперативного изменения процесса обслуживания в связи с возможными отклонениями.

§ Комплексность – согласование и увязка между собой всех функций обслуживания, выполняемых различ­ными службами предприятия в течение одного и того же проме­жутка времени и на одних объектах.

§ Экономичность – организация обслуживания с наименьшими затратами при высоком качестве и надежности выполнения работ.

Формы обслуживание рабочих мест:

1) Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком ра­боты основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования. Эта увязка обеспечи­вается разработкой расписаний, согласно которым функции обслуживания осуществляются в обязательном порядке и объеме, в установленные сроки. Эта система наиболее целесообразна в ус­ловиях массового и крупносерийного производства.

2) Планово-предуп­редительное обслуживание осуществляется по заранее разработанным технически обоснованным план-графикам. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном ком­плектовании рабочей документации, инструментов и приспособ­лений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ. Планово-предупредительная форма обслуживания применяется в условиях серийного и крупносерийного производства.

3) Дежурное обслуживание осуществляется по вызовам основных рабочих по мере необходимости и характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний. Эта форма используется в единичном и мелко­серийном производстве.

Разработка системы обслуживания рабочих мест включает:

• выбор форм ее организации;

• определение профессионального состава обслуживающего персонала;

• установление ее регламентации;

• обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической и инструктивной документацией;

• расчет норм обслуживания;

• организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогатель­ных рабочих;

• организацию регулярной и надежной связи между рабочими мес­тами основного производства и обслуживающим персоналом.

Этапы проектирования обслуживания рабочих мест:

1) выявляются состав и объем работ по видам об­служивания для каждого рабочего места и уста­навливается функциональное содержание системы обслуживания;

2) формируются группы вспомо­гательных рабочих по всем функциям обслуживания на основа­нии соответствующих нормативов;

3) определяются форма и зоны об­служивания, связи между основными и обслуживающими рабочими;

4) разрабатывается регламент обслуживания, составляются графики-регламенты, рассчитываются маршруты и расписания перемещения вспомогательных рабочих, проектирует­ся организация рабочих мест вспомогательных рабочих.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: