Система обслуживания – комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению основных рабочих материалами, инструментом, документацией и комплексом услуг и работ, необходимых для бесперебойного высокопроизводительного труда.
Функции обслуживания рабочих мест:
• производственно-подготовительная – комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа;
• инструментальная – обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента;
• наладочная – наладка, переналадка и подналадка оборудования и технологической оснастки. Первоначальная наладка заключается в установке, оснащении и регулировке нового оборудования; переналадка – в смене оснастки и регулировки оборудования при переходе к производству нового изделия; подналадка – в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудования, приспособлений и оснастки;
|
|
• контрольная – контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры;
• транспортно-складская – приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции, а также отходов производства;
• ремонтная – поддержание в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая его профилактическое обслуживание, все виды ремонтов;
• энергетическая – обеспечение рабочего места всеми видами энергии – электричеством, сжатым воздухом, паром и т.д., а также ремонтным обслуживанием энергетических установок и устройств;
• ремонтно-строительная – текущий ремонт производственных помещений, строительство мелких вспомогательных помещений, ремонт дорог и подъездных путей;
• хозяйственно-бытовая – систематическая уборка производственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание.
Системы обслуживания рабочих мест:
1) Централизованная – осуществляется едиными функциональными службами предприятия.
2) Децентрализованная – предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия).
3) Смешанная (комбинированная) – предусматривает, что одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие – децентрализовано.
|
|
Смешанная (комбинированная) система обслуживания получила наибольшее распространение на предприятиях промышленности.
На выбор системы обслуживания влияют:
- масштаб и тип производства,
- производственная структура предприятия,
- качественный уровень имеющегося оборудования,
- сложность выпускаемой продукции,
- требования к ее качеству,
- планировка производственных площадей и др.
Критерий выбора оптимальной системы обслуживания – минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.
Принципы обслуживания рабочих мест:
§ Функциональность – строгое деление процесса обслуживания на относительно самостоятельные функции.
§ Плановость – согласованность обслуживания с планом основного производства и подчинение производственному ритму на рабочих местах.
§ Предупредительность – своевременность обслуживания, обеспечивающая бесперебойный ход производства, предупреждение перебоев и неполадок в работе.
§ Гибкость – возможность оперативного изменения процесса обслуживания в связи с возможными отклонениями.
§ Комплексность – согласование и увязка между собой всех функций обслуживания, выполняемых различными службами предприятия в течение одного и того же промежутка времени и на одних объектах.
§ Экономичность – организация обслуживания с наименьшими затратами при высоком качестве и надежности выполнения работ.
Формы обслуживание рабочих мест:
1) Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования. Эта увязка обеспечивается разработкой расписаний, согласно которым функции обслуживания осуществляются в обязательном порядке и объеме, в установленные сроки. Эта система наиболее целесообразна в условиях массового и крупносерийного производства.
2) Планово-предупредительное обслуживание осуществляется по заранее разработанным технически обоснованным план-графикам. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ. Планово-предупредительная форма обслуживания применяется в условиях серийного и крупносерийного производства.
3) Дежурное обслуживание осуществляется по вызовам основных рабочих по мере необходимости и характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний. Эта форма используется в единичном и мелкосерийном производстве.
Разработка системы обслуживания рабочих мест включает:
• выбор форм ее организации;
• определение профессионального состава обслуживающего персонала;
• установление ее регламентации;
• обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической и инструктивной документацией;
• расчет норм обслуживания;
• организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих;
• организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основного производства и обслуживающим персоналом.
Этапы проектирования обслуживания рабочих мест:
1) выявляются состав и объем работ по видам обслуживания для каждого рабочего места и устанавливается функциональное содержание системы обслуживания;
2) формируются группы вспомогательных рабочих по всем функциям обслуживания на основании соответствующих нормативов;
3) определяются форма и зоны обслуживания, связи между основными и обслуживающими рабочими;
|
|
4) разрабатывается регламент обслуживания, составляются графики-регламенты, рассчитываются маршруты и расписания перемещения вспомогательных рабочих, проектируется организация рабочих мест вспомогательных рабочих.