Первые годы вторжения монголо-татар и святые князья

Духовно-нравственные причины порабощения Руси татаро-монголами

НАШЕСТВИЕ ТАТАРО-МОНГОЛОВ

КОНСПЕКТ 7

Вслед за распадом киевской державы и кровавыми усобицами русских князей очень скоро последовало и вразумление русскому народу. Совсем недавно он принял в сердце свое проповедь Евангелия. Но далека была от христианского идеала евангельской любви жизнь русского народа в эту эпоху. Летописцы признают греховность народа как причину беды, например: «И быша сеча зла и ужасна… Все это навел Бог грехов наших ради…». В готовом виде Русь получила Православную Церковь и христианское просвещение. С таким даром народ должен был трудиться во славу Божию, приумножая полученное духовное богатство. Но вместо этого начинается братоубийственная вражда, за которой неминуемо должно было последовать вразумление.

Другой духовно-нравственной причиной катастрофы, постигшей Русь в середине XIII века, было то, что более чем за два с половиной века, которые минули со времени крещения Руси, наш народ в полной мере так и не воцерковился. Уже были явлены вершины святости на примере таких подвижников, как преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, было немало святых и благочестивых князей и святителей, но огромная масса народа оставалась полуязыческой.

В большинстве своем князья, которые как вожди своего народа, вместо утверждения среди своих подданных христианства, воевали друг с другом.

Новгородцы и киевляне, суздальцы и даже галичане одинаково сознавали себя часть Руси. Обусловлено это было во многом именно их церковным единством в составе Киевской митрополии. Характерно, что игумен Даниил, а позднее и преподобная Евфросиния Полоцкая, посетив в XII веке Святую Землю, поставили на Гробе Господнем лампады за всю Русскую землю. В летописях часто встречается название «Русская земля» и нигде не встречается выражения «русский народ». То есть было скорее ощущение единства земли, к которой все принадлежат, а не целостности народа. Даже когда монголы-татары начали вторжение, русские князья не смогли или не захотели объединить свои усилия в борьбе с общим врагом.

Все эти факторы во многом обусловили ту трагедию, которая разразилась на Русской земле в середине XIII века, когда полчища Батыя за короткий срок – всего в несколько лет – по сути, смели с лица земли Киевскую Русь. Нашествие монголо-татарских орд обозначило новый период в истории Руси и Русской Церкви.

Евпатий Коловрат Епископ Кирилл над обезглавленным телом князя Юрия Батый

Первое столкновение с монголами произошло в 1223 году на реке Калке. Русско-половецкое войско потерпело сокрушительное поражение. Но победители не ставили пока перед собой задачу покорить Русь, и ушли обратно на восток. Этот урок ничему не научил русских князей, и они принялись дальше выяснять отношения между собой.

Зимой 1237-1238 годов татаро-монголы начав с Рязани, разорили Северо-Восточную Русь.

В 1240 году захватчики предприняли поход в Южную Русь: 6 декабря 1240 года пал Киев. После этого древний город окончательно перестал быть столицей Русского государства.

Помимо святых князей, Феодора Рязанского с супругой Евпраксией и сыном Иоанном (день их памяти 19 августа), Юрия Всеволодовича (день памяти 4 февраля), Василько Константиновича (день памяти 4 марта) и их домочадцев, отдавших свои жизни за веру и отечество в годы Батыева погрома Руси, погибло, совершая подвиг, великое множество русских людей. В суздальских землях героически сражался отряд рязанского боярина Евпатия Коловрата. Под Смоленском покрыл себя бессмертной славой воин княжеского рода Меркурий (день памяти 24 ноября).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: