КОНСПЕКТ 21
1057 год – Западная Церковь начинает борьбу против засилья светских властей.
1059 год – Папа Николай II издает декрет, по которому римские папы избираются только кардиналами.
Кардиналы – ближайшие сотрудники римского епископа. Слово «кардинал» происходит от латинского слова «стержень, сердцевина».
1074 год – Папа Григорий VII (1020–1085) отменяет назначение епископов светскими властями.
1075 год – Собор в Риме, по поведению папы Григория VII принимает постановление о безбрачии духовенства. Издание документа «Диктатус папэ».
В этом документе провозглашался принцип полного главенства римского епископа во всем мире и его право низлагать королей и самого императора. В «Диктатус папэ» было также сказано, что папа в силу своего избрания становится святым.
1077 год – Хождение германского императора Генриха IV в Каноссу.
1079 год – Собор в Риме провозглашает проклятие на женатое духовенство.
1095 год – Папа Урбан II (1042–1099) на Соборе в Клермоне объявляет о предстоящем крестовом походе.
|
|
Крестовые походы – серия военных походов из Западной Европы, направленных против мусульман. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в Христианство язычников Прибалтики (даже подчинения православных русских власти римского папы), подавления еретических и антицерковных течений в Европе (катары, гуситы) или решения политических задач пап |
Из речи папы Урбана II: «Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев – христиан... Земля та течёт молоком и мёдом. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат».
Пожелавшие пойти в поход пришили к одежде красный крест. На это дело Урбан II пожертвовал свою сутану. Отсюда и произошло название «крестоносцы».
1096 год – Собор в Бари для переговоров с Восточной Церковью. На Соборе главную роль играл Ансельм Кентерберийский (1033–1109), который старался логическими доводами доказать правильность введения Филиокве и пресного хлеба (облаток) в Евхаристии. Ни к каким положительным результатам Собор не привел.
1096 – 1099 годы – Первый Крестовый поход.
После успешного завершение первого крестового похода на Ближнем Востоке были созданы четыре христианских государства: Иерусалимское королевство, графство Эдесса, графство Триполи, княжество Антиохия.
|
|
1123 год – I Латеранский Собор (IX Вселенский*) утверждает конец борьбы папы и императора за инвеституру (назначение) епископов.
1139 год – II Латеранский Собор (X Вселенский*) осуждает Арнольда Брешианского (1100–1155), ведшего ожесточенную борьбу против иерархов Церкви.
Арнольд Брешианский проповедовал, что духовные лица не должны обладать богатствами и светской властью. Он обвинял папу, епископов, аббатов в роскоши, разврате, потакании грабежам и убийствам, в покупке церковных должностей за деньги. Идеалом Арнольда Брешианского было первоначальное Христианство, бедная, но непорочная Церковь.
1147 год – Крестовый поход против полабских славян.
1147–1149 годы – Второй Крестовый поход.
XI—XII века ознаменовались также существенными изменениями в западной монашеской жизни. Сильное движение за возвращение монашеству первоначальных идеалов бедности и строгости привело к созданию новых орденов со строгим уставом – картезианцев, цистерцианцев, камальдулов. Клюнийское движение, названное так по имени аббатства Клюни во Франции, осуществило реформу бенедиктинской монашеской жизни.
1179 год – III Латеранский Собор (XI Вселенский*) осуждает вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского.
1187 год – Саладин захватывает Иерусалим.
1189–1192 годы – Третий Крестовый поход.
1202–1204 годы – Четвертый Крестовый поход.
1204 год – Захват крестоносцами Константинополя. Основание Латинской империи.
1209 год – Начало крестового похода против альбигойцев.
1212 год – Детский крестовый поход.
1215 год – IV Латеранский Собор (XII Вселенский*) осуждает альбигойцев, вальденсов, санкционирует инквизицию.
1217–1221 годы – Пятый Крестовый поход.
1219 год – Датский Крестовый поход в Эстонию.
1228–1229 годы – Шестой Крестовый поход.
1240–1242 годы – Крестовые походы на Русь.
1245 год – I Лионский Собор (XIII Вселенский*) отлучает от Церкви императора Фридриха II.
1248–1254 годы – Седьмой Крестовый поход.
1251 год – Первый крестовый поход пастушков.
1261 год – Ликвидация Латинской империи.
1270 год – Восьмой Крестовый поход.
Последний (девятый) Крестовый поход в первоначальном значении состоялся в 1271–1272 годах. Последующие походы, которые также назывались «крестовыми», предпринимались в XV веке и были направлены против гуситов и турок-османов.
1274 год – II Лионский Собор (XIV Вселенский*) предпринимает попытку воссоединения (унии) с Православной Церковью.
В XIII веке в Католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих – францисканцы, доминиканцы и другие. Доминиканский орден сыграл большую роль в борьбе Католической церкви с новыми еретическими движениями – катарами (на юге Франции их называли альбигойцами) и вальденсами. Для борьбы с новыми еретическими движениями при понтификате Иннокентия III был создан особый церковный суд – инквизиция, расследовавший дела, связанные с обвинением в ереси.
Францисканцы и доминиканцы проповедовали в миру, не стремясь к затворнической жизни, характерной для более ранних орденов.
1303 год – Конфликт между папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом Красивым приводит к Авиньонскому пленению пап.
1378 год – Начало «великого раскола», когда во главе Римской Церкви оказалось сразу двое пап.
1409 год – В результате Собора в Пизе количество пап увеличилось до трех.
1311 – 1312 годы – Вьеннский Собор (XV Вселенский*) упраздняет орден тамплиеров.
1411 – 1418 годы – Констанцский (XVI Вселенский*) полагает конец «великому расколу» внутри Католической Церкви, а также осуждает реформаторские взгляды чеха Гуса и англичанина Уиклифа.
1438 – 1445 годы. – Ферраро-Флорентийский (XVII Вселенский*) предпринимает еще одну попытку воссоединения Западной и Восточной Церкви, а также принимает догмат о чистилище.
|
|
Чистилище, согласно католическому вероучению, – состояние, в котором души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов.
*Вселенским этот Собор считает только Католическая Церковь.