Западная Церковь в XI – XV веках

КОНСПЕКТ 21

1057 год – Западная Церковь начинает борьбу против засилья светских властей.

1059 год – Папа Николай II издает декрет, по которому римские папы избираются только кардиналами.

Кардиналы – ближайшие сотрудники римского епископа. Слово «кардинал» происходит от латинского слова «стержень, сердцевина».

1074 год – Папа Григорий VII (1020–1085) отменяет назначение епископов светскими властями.

1075 год – Собор в Риме, по поведению папы Григория VII принимает постановление о безбрачии духовенства. Издание документа «Диктатус папэ».

В этом документе провозглашался принцип полного главенства римского епископа во всем мире и его право низлагать королей и самого императора. В «Диктатус папэ» было также сказано, что папа в силу своего избрания становится святым.

1077 год – Хождение германского императора Генриха IV в Каноссу.

1079 год – Собор в Риме провозглашает проклятие на женатое духовенство.

1095 год – Папа Урбан II (1042–1099) на Соборе в Клермоне объявляет о предстоящем крестовом походе.

Крестовые походы – серия военных походов из Западной Европы, направленных против мусульман. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в Христианство язычников Прибалтики (даже подчинения православных русских власти римского папы), подавления еретических и антицерковных течений в Европе (катары, гуситы) или решения политических задач пап

Из речи папы Урбана II: «Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев – христиан... Земля та течёт молоком и мёдом. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат».

Пожелавшие пойти в поход пришили к одежде красный крест. На это дело Урбан II пожертвовал свою сутану. Отсюда и произошло название «крестоносцы».

1096 год – Собор в Бари для переговоров с Восточной Церковью. На Соборе главную роль играл Ансельм Кентерберийский (1033–1109), который старался логическими доводами доказать правильность введения Филиокве и пресного хлеба (облаток) в Евхаристии. Ни к каким положительным результатам Собор не привел.

1096 – 1099 годы – Первый Крестовый поход.

После успешного завершение первого крестового похода на Ближнем Востоке были созданы четыре христианских государства: Иерусалимское королевство, графство Эдесса, графство Триполи, княжество Антиохия.

1123 год – I Латеранский Собор (IX Вселенский*) утверждает конец борьбы папы и императора за инвеституру (назначение) епископов.

1139 год – II Латеранский Собор (X Вселенский*) осуждает Арнольда Брешианского (1100–1155), ведшего ожесточенную борьбу против иерархов Церкви.

Арнольд Брешианский проповедовал, что духовные лица не должны обладать богатствами и светской властью. Он обвинял папу, епископов, аббатов в роскоши, разврате, потакании грабежам и убийствам, в покупке церковных должностей за деньги. Идеалом Арнольда Брешианского было первоначальное Христианство, бедная, но непорочная Церковь.

1147 год – Крестовый поход против полабских славян.

1147–1149 годы – Второй Крестовый поход.

XI—XII века ознаменовались также существенными изменениями в западной монашеской жизни. Сильное движение за возвращение монашеству первоначальных идеалов бедности и строгости привело к созданию новых орденов со строгим уставом – картезианцев, цистерцианцев, камальдулов. Клюнийское движение, названное так по имени аббатства Клюни во Франции, осуществило реформу бенедиктинской монашеской жизни.

1179 год – III Латеранский Собор (XI Вселенский*) осуждает вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского.

1187 год – Саладин захватывает Иерусалим.

1189–1192 годы – Третий Крестовый поход.

1202–1204 годы – Четвертый Крестовый поход.

1204 год – Захват крестоносцами Константинополя. Основание Латинской империи.

1209 год – Начало крестового похода против альбигойцев.

1212 год – Детский крестовый поход.

1215 год – IV Латеранский Собор (XII Вселенский*) осуждает альбигойцев, вальденсов, санкционирует инквизицию.

1217–1221 годы – Пятый Крестовый поход.

1219 год – Датский Крестовый поход в Эстонию.

1228–1229 годы – Шестой Крестовый поход.

1240–1242 годы – Крестовые походы на Русь.

1245 год – I Лионский Собор (XIII Вселенский*) отлучает от Церкви императора Фридриха II.

1248–1254 годы – Седьмой Крестовый поход.

1251 год – Первый крестовый поход пастушков.

1261 год – Ликвидация Латинской империи.

1270 год – Восьмой Крестовый поход.

Последний (девятый) Крестовый поход в первоначальном значении состоялся в 1271–1272 годах. Последующие походы, которые также назывались «крестовыми», предпринимались в XV веке и были направлены против гуситов и турок-османов.

1274 год – II Лионский Собор (XIV Вселенский*) предпринимает попытку воссоединения (унии) с Православной Церковью.

В XIII веке в Католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих – францисканцы, доминиканцы и другие. Доминиканский орден сыграл большую роль в борьбе Католической церкви с новыми еретическими движениями – катарами (на юге Франции их называли альбигойцами) и вальденсами. Для борьбы с новыми еретическими движениями при понтификате Иннокентия III был создан особый церковный суд – инквизиция, расследовавший дела, связанные с обвинением в ереси.

Францисканцы и доминиканцы проповедовали в миру, не стремясь к затворнической жизни, характерной для более ранних орденов.

1303 год – Конфликт между папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом Красивым приводит к Авиньонскому пленению пап.

1378 год – Начало «великого раскола», когда во главе Римской Церкви оказалось сразу двое пап.

1409 год – В результате Собора в Пизе количество пап увеличилось до трех.

1311 – 1312 годы – Вьеннский Собор (XV Вселенский*) упраздняет орден тамплиеров.

1411 – 1418 годы – Констанцский (XVI Вселенский*) полагает конец «великому расколу» внутри Католической Церкви, а также осуждает реформаторские взгляды чеха Гуса и англичанина Уиклифа.

1438 – 1445 годы. – Ферраро-Флорентийский (XVII Вселенский*) предпринимает еще одну попытку воссоединения Западной и Восточной Церкви, а также принимает догмат о чистилище.

Чистилище, согласно католическому вероучению, – состояние, в котором души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов.

*Вселенским этот Собор считает только Католическая Церковь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: