Митропо-литы | Годы правления | Московские князья | Годы правления | |
Максим | 1282-1305 | Даниил Александрович (1261-1303) | 1263-1303 | |
Петр | 1308-1326 | Юрий Данилович (1281-1325) | 1303-1325 | |
Феогност | 1328-1353 | Иван I Данилович Калита (1288-1340) | 1325-1340 | |
Симеон Иванович Гордый (1317-1353) | 1340-1353 | |||
Алексий | 1354-1378 | Иван II Иванович Красный (1326-1359) | 1353-1359 | |
Дмитрий Донской (1350-1389) | 1359-1389 | |||
Киприан | 1381-1382 | |||
Пимен | 1382-1384 | |||
Дионисий | ||||
Киприан (повторно) | 1388-1406 | Василий I Дмитриевич (1371-1425) | 1389-1425 |
1301 год - Митрополит Максим присутствует на Соборе в Константинополе.
1302 год – Первая попытка создать независимую от русского митрополита Галицкую митрополию.
1307 год – Борьба Пскова с Новгородом за церковную самостоятельность.
1311 год – Церковный собор в Переяславле-Залесском, рассмотревший обвинения митрополита Петра в симонии и оправдавший его.
1313 год – Митрополит Петр посещает ставку хана Узбека (при нем ислам стал государственной религией Орды) испрашивает у него ярлык, подтверждающий права духовенства.
1317 год – Первая попытка создать независимую от русского митрополита Литовскую митрополию.
1319 год – Тело великого князя Михаила, принявшего мученическую смерть в Орде, привозят в Тверь и обнаруживают его нетленным.
1322 год – Митрополит Петр окончательно переселяется в Москву.
1326 год – Митрополит Петр закладывает в Москве каменный собор Успения Богородицы
1328 год – Митрополит Феогност переносит митрополию из Владимира в Москву.
1329 год – Построение в Москве двух каменных церквей: в честь Иоанна Лествичника и в честь апостола Петра.
В 1330-е годы – Начало истории продолжительных столкновений новгородских архиепископов с митрополитами московскими, вызванных усилением Московской митрополии.
1330 – 1332 годы – Митрополит Феогност объезжает южные и западные епархии.
1333 год – Построение в Москве каменной церкви архангела Михаила (впоследствии Архангельский собор).
1339 год – Получение Феогностом от Константинопольского патриарха грамоты, утверждающей канонизацию митрополита Петра. Святитель Петр - первый русский митрополит, причисленный к лику святых.
1342 год – Митрополит Феогност посещает Орду и возвращается оттуда с ярлыками, подтверждающими все прежние льготы Русской Церкви и духовенства.
1347 год – Учреждение Суздальской епархии. Митрополит Феогност добивается окончательного упразднения Галицкой митрополии, вновь воссозданной незадолго до этого.
1348 год – Собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта.
1350 год – Учреждение Коломенской епархии.
1350 – 1390 годы – Учреждение латинских епархий внутри православных епархиальных территорий в Киеве, Львове, Галиче и Вильне.
1354 – 1355 годы – Окончательное создание самостоятельной Литовской митрополии.
1355 год – Определение константинопольского патриаршего Синода, утверждавшее перенесение митрополии из Киева во Владимир.
1357 год – Митрополит Алексий во время посещения Орды получает новый ярлык, подтверждающий права Русской Церкви и духовенства.
1371 – 1375 годы – Первые сведения о псковско-новгородской секте стригольников.
1378 – 1389 годы – Нестабильность после смерти митрополита Алексия. На роль главы Русской Церкви претендуют княжеский духовник Митяй (+1379), митрополиты Киприан, Пимен (+1389) и Дионисий (+1385).
1380 год – Куликовская битва. Установление дня памяти павших на Куликовом поле за веру и отечество (Димитриевская суббота перед 26 октября).
1383 год – Константинопольский патриарх присылает две увещевательные грамоты против еретиков-стригольников, обращенные ко всему населению Пскова и Новгорода.
1386 год – В Литовском княжестве вводится католичество в качестве государственной религии.
1386 год – Святитель Стефан, обративший в христианство пермяков и зырян, составляет "Мерило Праведное" – полемический трактат против стригольников.
1390 год – Окончательное утверждение главой Русской Церкви митрополита Киприана.
1392 год – Митрополит Киприан накладывает церковное отлучение на всех новгородцев во главе с архиепископом. Через два года Константинопольский Патриарх подтверждает отлучение новгородцев.
1395 год – Тамерлан двигается на Москву, но 26 августа в день Сретения иконы Владимирской Богоматери, незадолго до этого перенесенной митрополитом из Владимира в Москву, неожиданно поворачивает обратно.