Подготовка соц. работников за рубежом

Модели соц. работы за рубежом

Зарубежный опыт социальной работы

Для развития социальной работы в России огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в странах мира.

(Социальная работа как профессия зародилась на рубеже 19-20вв. В это время появились первые школы социальной работы в Германии, Великобритании, США, Франции, Швеции и в др. странах.)

Возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования.

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей социальной работы.

В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий это:

- социальная работа с индивидом

- социальная работа с группами людей, оказавшихся в сходной ситуации;

- социальная работа с общиной (земляческая, негритянская).

Характерной чертой американцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Основным отличием и особенностью действующей системы СЗН в США от большинства европейских моделей является децентрализация (смещение власти и ответственности на штаты) Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральными гос. органами, либо федеральным законодательством, или законо-вом штата и органами управления штата. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в соц. помощи в конкретном регионе.

Государственная система социального обеспечения США базируется на двух основных формах:

· социальное страхование (два вида: пенсии по старости и пособие по безработице)

· государственное вспомоществование (устар. - пособие, материальная помощь) это вспомоществование бедным (критерий для ее получения - нуждаемость)

которые различаются между собой по источникам финансирования.

В США помимо государственного страхования существуют две формы частного страхования

- коллективная, по месту работы (ведущая форма)

- индивидуальная

Развитие системы социального обеспечения на Европейском континенте имеет более длительную историю. В большинстве стран Европы создание официальных структур инициировалось государством. Поэтому социальное законодательство европейских стран отличается от американского более высокой степенью участия государства. Значительную роль в предоставлении социальных услуг оказывают местные органы самоуправления, и наконец, больший охват населения различными социальными услугами и видами помощи.

Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и может иметь в различных странах свои особенности.

Например в Германии основные виды социальной работы в последние годы традиционно группируются по таким направлениям:

- социальное страхование;

- социальное обеспечение;

- социальная помощь.

В Финляндии (в прошлом в этой стране сельская община и церковный приход выполняли многие функции, которые сегодня вошли в сферу деятельности органов соц. обеспечения) Социальную политику разрабатывают и претворяют в жизнь государство и коммуны. Важнейшее место отводится муниципальным властям.

Другим характерным примером европейского традиционализма является модель социального обслуживания населения в Швеции. Количество ежегодно выпускаемых специалистов соц. сферы с высшим образованием в этой стране (социономов) составляет в настоящее время около 1000 чел. Число профессионалов- социономов составляет более 18 тыс. чел.(интересен тот факт, что в соц. сфере занято несколько сотен тыс. работников без высшего образования- это помощники на дому, ухаживающие за престарелыми, за умственно отсталыми, за инвалидами, сиделки, и др. -все они имеют начальную подготовку в теоретических вопросах СР.) Деятельность соц. служб в Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. Основная обязанность по соц. обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно (или временно) проживает человек. Система соц. обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в соц. защищенности.

В. заключении необходимо отметить, что все сферы соц. работы в Европейских странах строго защищены законом и невыполнение их влечет за собой уголовную ответственность и другие меры наказания, штрафы и более легкие порицания с занесением в банк данных полиции нравов. Представляется, что Российской федерации стоит заимствовать лучшее в сфере организации социальной работы.

Также представляет интерес опыт зарубежных стран в подготовке социальных работников.

Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, «многообразие человеческой природы», практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение.

Обучение профессиональной социальной работе происходит в США на студенческом и аспирантском уровнях высшего образования. Цель учебного плана подготовить студента для перехода на следующий уровень.(4г) Цель аспирантского образования - подготовить человека к тому чтобы он стал независимым практиком, опытным исследователем.(2г) Некоторые профессионалы выбирают дальнейшую специализацию (докторская программа). Важно отметить, что это стабильная, но гибкая система, понимающая природу практики, и что система обучения непрерывно развивается, чтобы служить опорой практической деятельности.

Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской, что обусловлено исторически сложившимися традициями в практике и богатым опытом.

Например, в Великобритании, как и в США, студенты изучают СР на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практический курсы). В последние годы обучение в агентствах стало играть более значительную роль чем прежде. Огромное внимание стало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентств, которые специализируются на работе со студентами. Их называют руководителями практики. (иногда их освобождают от своей основной работы и прикрепляют к 3 и более студентам.) Практика занимает половину всего объема учебного времени. На сегодняшний день в Великобритании насчитывается более 50 тыс. соц. работников при общей численности населения немногим более 50млн. чел.

Во Франции существует дифференцированная (расчлененная) многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы. Основанием этой системы является своевременная профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка, реализуемые в общеобразовательной школе. Система подготовки социальных работников во Франции является сквозной (планирующая весь ход текущего процесса) и построена по принципу непрерывности образования. Подготовка построена по принципу чередующего обучения, при этом теоретическое обучение чередуется с периодами целевой практики, стажировок в различных соц. службах. Французская система подготовки социальных работников социальной сферы является одной из наиболее эффективных в мире (до недавнего времени таковой являлась - американская модель).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: