СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА
Теория черт рассматривает политическое лидерство как результат личных качеств самого лидера – ума, воли, энергии, организаторских способностей и т.д. Этот перечень зависит от конкретного исторического периода
Ситуативная теория. Характеризует лидерство как производное определенной ситуации. Каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. Причем качества, пригодные для решения проблем в одной ситуации, в другой - могут оказаться не актуальными, в третьей препятствующими достижению целей.
Теория определяющей роли последователей.. Выдвижение лидера в этом случае зависит от поддержки группы последователей. Лидер - это инструмент в руках группы, которая его выдвинула для защиты своих интересов. Главное значение приобретает не анализ деятельности лидера, а его последователей.
Психологическая теория рассматривает лидерство как порождение индивидуальной и групповой психологии людей. Власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов
Программно-ориентационная: определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач. Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом. Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения. Функция легитимации власти: обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы. Коммуникативная: коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений.
Типология политического лидерства. Многие исследования лидерства опираются на типологию, разработанную М. Вебером, выделяются: традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях привычке последователей к подчинению; харизматическое лидерство, основывающееся на вере в не обыкновенные, выдающиеся качества вождя; рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов.
Политолог М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу: на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных».
1) - Лидер - “знаменосец ” стремится к воплощению “великой мечты”, изменению политической системы в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей.
2) -лидер - “ служитель ” формируется у политика, который стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев. Он бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение.
3) лидер - “торговец ” отличается способностью убеждать людей, “продавать” им свои идеи. Стремиться получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы
4) – лидер - “пожарник ” откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации.
В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.
Выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся.
· - для авторитарного стиля характерен упор на жесткие распоряжения, угрозы, директивы, лидер четко обозначает цель, намечает меры по ее достижению, распределяет роли и требует безусловного повиновения и исполнения поставленной цели. Позиции члена группы, его мнения и инициативы, в случае расхождения с установками лидера, жестко подавляются. Основной метод воздействия на подчиненных - санкции или угроза их применения; поощрения и вознаграждения - крайне редки. Оценки результатов предельно субъективны. С точки зрения социального пространства лидер находится как бы над группой.
· - демократическому стилю соответствует иной подход к организации взаимодействия внутри группы. Для успешного достижения целей поощряется активность и инициативность группы. Усилия лидеров сосредоточиваются на координации группового поведения, а также межгруппового взаимодействия. В арсенале методов доминируют поощрения, вознаграждения, поддержка. Лидер с демократическим стилем охотнее использует методы манипулирования, нежели методы прямого насилия и давления. При принятии решений он стремится взвесить и учесть в том числе и те, которые противоречат его собственным.
· - отстраненный или невмешивающийся стиль лидерства. Лица, придерживающиеся этого стиля, редко проявляют стремление к какой-либо деятельности. Их позиция - положение стороннего наблюдателя, внимательно следящего за происходящим, не выражающего своего отношения к событиям или мнениям. Не вмешивающиеся лидеры всячески стараются избегать роли арбитра, судьи, посредника в урегулировании конфликтов. При малейшей возможности они охотно уступают или передают функции по разрешению конфликтов своим заместителям.
13. Политическая власть: понятие, агенты, виды, функции, источники и ресурсы.
Власть – одно из фундаментальных началобщества и политики. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, в государстве. В зависимости от сферы общественной жизни выделяют различные виды власти:
1. Экономическая власть – осуществляет контроль над экономическими ресурсами и распределением материальных ценностей.
2. Социальная власть – осуществляет распределение позиций на социальной лестнице – статусов, должностей, льгот и привилегий.
3. Культурно-информационная власть – власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения.
4. Субъект власти это носитель власти, который выражает свою волю через приказ: индивиды, политические институты и организации, элиты и лидеры,
5. Объектами власти являются: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д. Это исполнители властного приказа.
6. Источники власти – то на основании чего власть возникает. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.
7. Ресурсы власти – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти.