Основные понятия и определения. Классификация деталей машин
К основным понятиям курса «Детали машин» относятся понятия: механизм, машина, деталь, узел.
Механизмом называют систему тел, предназначенную для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемое движение других тел.
Машиной называют механизм или систему механизмов, которые служат для облегчения физического или умственного труда человека и повышению его производительности
Различают:
- машины двигатели (электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания и т.д.);
- машины генераторы (компрессоры, динамо-машины и т.д.);
- машины орудия (транспортеры, краны, станки, прессы и т.д.);
- информационные машины (механические интеграторы, бухгалтерские ма-шины, компьютеры и т.д.).
Деталью называют часть машины, изготовленную без применения сборочных операций (болт, зубчатое колесо и др.)
Узел – крупная сборочная единица (коробка передач, муфта, редуктор и т.д.).
Детали и узлы бывают:
- общего назначения, встречающиеся почти во всех механизмах (болты, валы, зубчатые колеса, муфты и т.д.)
- специального назначения, встречающиеся только в одном или нескольких типах машин (поршни, шатуны, коленчатые валы и др.).
Классификация деталей машин.
Все детали и узлы общего назначения делятся на три основные группы:
- соединительные детали, которые могут быть разъемные (резьбовые) и не разъемные (заклепочные, сварные);
- передачи вращательного движения (зубчатые, червячные, ременные);
- детали и узлы, обслуживающие передачи (валы, муфты, подшипники).
Работоспособность деталей оценивается рядом критериев. К ним относятся:
- прочность;
- жесткость;
- износостойкость;
- виброустойчивость;
- теплостойкость.
Прочность – способность деталей сопротивляться разрушению или возникновению пластических деформаций под действием приложенных к ней нагрузок.
Расчеты на прочность изучаются в курсе «Сопротивление материалов». Первостепенное значение при этом имеет правильное определение допускаемых нормальных [σ] или касательных [τ] напряжений, которые зависят от выбранного материала, способа получения заготовки (ковка, литье и др.), термообработки, степени ответственности детали, режима ее работы, конфигурации деталей и ее размеров.
Условие прочности детали при растяжении или сжатии, например, заключается в том, что наибольшее рабочее напряжение σ в элементе конструкции не должно превосходить допускаемого напряжения [σ].
σ = , (4.1)
где N – продольная сила в сечении детали;
F – площадь поперечного сечения;
[σ] – допускаемое напряжение, определяемое по формуле
[σ] = , (4.2)
где N пред – предельная продольная нагрузка в сечении;
[ n ] − допускаемый коэффициент запаса прочности, которыйрекомендуется определять по формуле:
[ n ] = [ n1 ] · [ n2 ] · [ n3 ] (4.3)
где, [ n1 ] – коэффициент, учитывающий точность определения действующих на деталь нагрузок и возникающих в ней напряжений. Рекомендуется:
- при точных методах расчета n1 = 1;
- при расчетах средней точности n1 = 1,2 ÷1,6.
[ n2 ] – коэффициент, учитывающий однородность материала деталей, принимают: - для стальных деталей из поковки и проката n2 = 1,2 ÷1,5.
- для деталей из стального литья n2 = 1,5÷1,8.
- для деталей из чугунного литья n2 = 1,5÷2,5
[ n3 ] – коэффициент безопасности детали [ n3 ]= 1-1,5
Жесткость – способность детали сопротивляться изменению формы и размеров под нагрузкой. Нормы жесткости устанавливают на основе обобщения опыта эксплуатации машин. Они приводятся в справочной литературе.
Износостойкость – способность деталей сохранять необходимые размеры трущихся поверхностей в течение заданного срока службы.
Она зависит от свойства выбранного материала, термообработки, шероховатости поверхности, величины давления и контактных напряжений, скорости скольжения и условий смазки и т.д.
Теплостойкость – способность конструкции работать в пределах заданных температур в течение заданного срока службы.
Виброустойчивость – способность конструкции работать в нужном диапазоне режимов, достаточно далеком от области резонансов.
Соблюдение указанных критериев обеспечивает надежность конструкции, под которой понимают свойство изделий выполнять свои функции с сохранением эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени. Она оценивается в числе часов работы, километрах пробега или в числе отказов. Нужно помнить что, чем больше элементов имеет устройство, тем меньше его надежность.
Надежность детали машины зависит от качества их изготовления и от соответствия режимов их работы условиям, принятым при расчетах и проектировке.
Одной из основных характеристик надежности машины и их деталей является вероятность безотказной работы.
, (4.4)
где, P(t) – вероятность безотказной работы машины (детали) до момента времени или конца наработки t;
N(t) – число машин (деталей) отказавших к моменту времени или концу наработки t;
N − число машин (деталей) подвергнутых испытанию.