Коллектив как высшая форма организации людей

Этапы развития группы.

Классификация.

Социальные группы. Классификация. Этапы развития группы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ – это общности, внутри которых осуществляется общение.

1. В зависимости от близости и глубины, складываемых отношений: 1) малая; 2) большая. Малая группа – относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами (от 2 до 40 человек).

2. По принципу и способу образования: 1) реальная; 2) условная. Условная группа – номинальная, т.е. реально не существующая. Официальная – группа, существующая на основе официальных документов.

3. По признаку отношения личности к нормам группы. Референтная (эталонная группа) – группа, взгляды и нормы которой служат образцом для личности.

1. Диффузная (очередь в магазин, молодежь на дискотеке).

2. Ассоциация (студенческая группа в первые месяцы образования).

3. Коллектив.

4. Корпорация (объединённая группа, круг лиц одной профессии, одного сословия)

А.В. Петровский полагает, что коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Признаки коллектива:

1. Социально-одобряемая цель.

2. Добровольное объединение.

3. Распределение функций, структура руководства и управления.

4. Коллектив обеспечивает принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.

Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”.

30. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И ЕГО КОНКРЕТНОЕ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ

Педагогика как самостоятельная наука выделилась только в 17 веке. До этого она трактовалась философией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: