В истории государства выявил 4 типичные формы 7 страница

Не отрицает необходимости политического сознания, воли рабочего класса к социализму (но они возникают только в ходе становления крупной промышленности; социализм предполагает особые исторические условия, только они делают его возможным и неизбежным).

Пролетарская революция не может протекать в тех де формах, что и буржуазная (если признать, что ничего не изменилось, то придется примириться с аналогичными последствиями – что она завершится диктатурой).

Социал-демократия оказалась бессильной в эпоху кризисов и потрясений XX века (на СДПГ лежит немалая доля ответственности за то, что не удалось предотвратить наступление фашизма).

После Второй мировой войны социал-демократия, занимающая прочные позиции в большинстве стран Запада, сыграла важную роль в трансформации капитализма.

Концепция государства благоденствия (предполагала широкие социальные функции и государственное регулирование экономики) (в настоящее время – социальное государство).

Из партии борьбы за конечную цель, за ниспровержение капитализма социал-демократия превратилась в одну из партий, стремящихся реформировать существующее общество (существенные изменения в платформе – усиление реформистских тенденций, отход от многих основных положений марксизма).

Новые фабианцы (центральный пункт новой идейной платформы – принципиальные изменения, которые претерпело капиталистическое общество; экономическая власть распределяется между старыми капиталистами, новыми менеджерами, государственной машиной, держателями акций, администрацией публичных предприятий, организованными рабочими; происходит диффузия власти, исчезают социальные конфликты; перемены произошли мирным путем).

Фабианцы пришли к выводу, что Великобритания перестала во всем существенном быть капиталистической страной (определение нового общества – этаизм (переход от экономического либерализма к государственному контролю; изжил худшие социальные пороки капитализма, но еще сохраняются неравенство и классовое сознание)).

Принципиальные изменения в понимании социализма (марксистское определение отвергается; главное внимание уделяется нравственным, частично политическим аспектам этого понятия; высшая цель – не счастье, а расширение свободы).

Методы преобразования (сохранили верность принципу постепенности и демократическим процедурам; нетерпимость к радикализму, к левым социалистическим теориям).

Годесбергская программа СДПГ 1959 г. Социализм также не рассматривается как историческая закономерность (выбор сделан в пользу длительного пути реформ).

Вместо обобществления в качестве сути социализма выдвигаются три ценности (свобода, справедливость и солидарность) (ни одна не может быть принесена в жертву другой; социалистическая политика предполагает равновесие между основными ценностями; любое изменение должно проводиться без навязывания сверху, с соблюдением демократических процедур и законности, путем согласия и самоопределения).

Средства реализации основных ценностей (не абсолютизированы; их следует варьировать в зависимости от эффективности и других обстоятельств).

Экономическая политика (в конце 60-х создается модель сильного государственного вмешательства в экономику; к концу 70-х в связи с экономическими трудностями эта модель утрачивает популярность; Берлинская программа СДПГ 1989 г. сокращается государственное вмешательство, предпочитает прибегать к косвенным методам воздействия на хозяйственную жизнь).

К середине и к концу XX в. социал-демократы стали значительно меньшими государственниками (видят серьезную опасность в концентрации в руках государства слишком большой экономической власти; при этом не снимается задача установления справедливости, предполагающая создание равных шансов для всех; ради этого государство должно взять на себя ответственность за общество).

Чтобы содействовать установлению справедливости в обществе, государство должно основываться на синтезе принципов демократии, социализма и права.

На нынешнем этапе в качестве способа решения общественных противоречий предлагается социальное партнерство (гармонирует с традиционной приверженностью социал-демократии к постепенности, к мирным и легальным формам преобразований).

В послевоенные годы расширяется социальная база социал-демократии (наряду с традиционными связями с рабочими и профсоюзами, появляются связи с предпринимателями, средними слоями, студенчеством, интеллигенцией; укрепляются контакты с альтернативными движениями (экологическими, пацифистскими)).

Теоретическая база движения (марксизм представляет собой один из теоретических источников наряду с идеями христианства, гуманизма, просвещения).

Государство рассматривается как форма управления обществом, способная и призванная выражать интересы всего народа (ставится задача укрепления демократического, правового и социального характера государства, расширения и усовершенствования демократии представительной и прямой, политической и экономической).

43. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

Эпоха.

XX век

Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931) (родился в Витебской губернии; окончил юридический факультет Киевского университета; продолжил образование в Берлине; работает в Петербургском университете; занимает кафедру энциклопедии и философии права; после революции эмигрирует в Польшу; в Варшавском университете возглавляет кафедру социологии; в состоянии депрессии покончил с собой).

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Понимает право как психический феномен (подразделяет элементы психической жизни на односторонне-пассивные (сознание и чувство), односторонне-активные (воля) и двусторонние, пассивно-активные, содержащие элементы чувства и воли (эмоции)).

Эмоциям приписывает исключительную роль в жизни человека (управляют его телом и душой, вызывая определенные действия, представления и мысли; психофизический аппарат перестраивается в зависимости от наличия или отсутствия эмоций).

Подразделяет эмоции на:

1) первичные (голод, сон, страх) (автономны от социальной среды; своеобразные инстинкты, имеющие физиологические проявления);

2) бланкетные (связаны с поведением человека в обществе; направлены на других людей или само общество; обладают своеобразным характером, переживаются как внутренняя помеха свободе, как понуждение в сторону поведения, которая соответствует содержанию соответствующей эмоции).

Этические эмоции – бланкетные эмоции, ведущие к нравственным и правовым обязанностям.

Нравственные обязанности (свободны по отношению к другим, по которым другим лицам ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных).

Правовые обязанности (осознаются несвободными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне как нечто должное).

Этические эмоции – база для формирования соответствующих социальных норм

Императивные нормы (устанавливают по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают известное поведение, но не дают другим никаких оснований к притязаниям на исполнение) (нравственные нормы).

Императивно-атрибутивные нормы (устанавливая обязанности для одних, закрепляют за другими право притязания) (право нормы).

Психологическая интерпретация права делают юриспруденцию подлинно научной.

Право существовало задолго до появления законодательства (интуитивное право) (регулятор человеческого поведения, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без специальных внешних средств принуждения и сформулированных норм) (в нем выражалось переживание состояния связанности (обязанности) перед другими людьми, что позволяло приспосабливаться к социальному миру, сосуществовать, сотрудничать друг с другом, разрешать конфликты).

Обилие интуитивных прав чревато конфликтами между людьми из-за своего права (тенденция к позитивации интуитивного права, когда оно определяется по однообразным для всех внешне распознаваемым признакам (писаные и неписаные нормы, действующие в человеческом обществе)).

Когда интуитивное право опирается на эти нормы как на внешний авторитет, оно превращается в позитивное право (двустороннее эмоциональное состояние, вытекающее из требований конкретной социальной нормы).

Виды позитивного права (правовые и неправовые обычаи (составляют прецедентное право); правила игр (формируют позитивное игорное право); правила, содержащиеся в научных сочинениях (позитивное научное право); правила преступных организаций (право преступного мира) и др. виды).

Официальное право (один из видов позитивного права; нормы, созданные государством; к нему относились НПА (законное право), а также судебные решения (преюдициальное право)) (наиболее эффективное).

Все виды позитивного права представляют небольшую величину в сравнении с тем объемом, который регулируется интуитивным правом (в ходе конфликта между ними осознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является фактором создания, разрушения и изменения позитивного права).

Позитивное право, нарушающее аксиомы интуитивного права, утрачивает справедливый характер и подлежит отмене.

Настаивал на формировании новой науки (политики права) (ее задачи – совершенствование человеческой психики, очищение от злостных антисоциальных наклонностей, насаждение и укрепление противоположных склонностей).

Действующая в каждый момент система права – переходящая ступень социального воспитания (должна быть по выполнении воспитательной функции заменена другой системой; идеал – достижение совершенного социального характера).

44. Политико-правовые взгляды П.А. Кропоткина

Эпоха.

Вторая половина XIX – начало XX в.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842 – 1921) (происходил из древнего княжеского рода; образование получил в Пажеском корпусе в Петербурге; служил в Сибири на различных государственных должностях; уходит в отставку и обращается к революционному движению; арестован; бежал из тюремного военного госпиталя; выехал из России; вернулся в 1917 г.) (обладал энциклопедическими знаниями).

«Речи бунтовщика», «В русских и французских тюрьмах», 2Хлеб и воля», «Взаимопомощь как фактор эволюции», «Записки революционера», «Идеалы и действительность в русской литературе», «Великая Французская революция 1789 – 1793», «Современная наука и анархия».

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Общий для животного мира и человека закон взаимной помощи (обстоятельства жизни и борьба за существование вынуждают объединяться во имя общих интересов; прогресс прямо пропорционален уровню организованности данного вида на началах взаимной помощи).

Формы общественной жизни не всегда соответствовали началам взаимной помощи (некоторые учреждения (особенно государство) препятствовали развитию начал солидарности, противодействуя движению человека вперед).

Историю рассматривал как цикличное и прерывистое развитие (каждый цикл проходит определенные фазы развития; от первобытного племени – через сельскую общину и вольный город – к государству; государство выступает как стадия цикличности, повторяющаяся форма организации финального периода развития любой цивилизации перед ее гибелью; вслед за кризисом и гибелью общества наступает новый виток развития).

Цикличное развитие человечества неизбежно (поэтому государство зарождается у разных народов в разные исторические эпохи; возникновение государства связано с формированием централизованной структуры управления).

Государственная стадия общества – нарушение принципа взаимопомощи и разрушение солидарности людей (мешает людям осуществлять право на свободу, его деятельность – бесконечный ряд преступлений, а также поддержка эксплуатации и порабощения человека человеком).

Причины происхождение государства:

1) экономическая и классовая (историческое развитие государства вызвано появлением земельной собственности и желанием сохранить ее в руках одного класса, который стал бы господствующим);

2) правосудие (судебная власть рассматривалась как первоначальная по отношению к другим ветвям власти);

3) психологическое желание господствовать над массами со стороны меньшинства воинов, законоведов, ученых и священников;

4) необходимость обезопасить себя против насилия чужестранцев.

Смысл существования государства (мешать всякому естественно складывающемуся союзу людей, препятствовать развитию личной предприимчивости, душить существующие вольности и мешать возникновению новых (все это – чтобы подчинить народные массы ничтожному меньшинству).

Отрицательно относился к любой форме государства (все они имеют эксплуататорскую сущность; всякое государство – отрицание свободы, абсолютизм, произвол, разорение подданных, казни и пытки).

Буржуазный парламентаризм, всеобщее избирательное право (служат угнетению народа; основной недостаток парламентаризма – неспособность представительного правления осуществлять возложенные на него функции) (столь же отрицательно относился к диктатуре пролетариата).

Государство как причина всех общественных зол устраняется социальной революцией (только она может вывести человечество из безнравственного царства насилия, созданного государством, и привести его в царство свободы) (в понятие социальной революции включал разрушительный момент и момент созидательный (духовно-нравственный)).

Идеал – анархия (все отношения между людьми регулируются взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, а также привычками, обычаями, свободно признанными; в этом обществе не должно быть владычества человека над человеком, должны быть обеспечены условия для развития личности, для реализации всеобщего равенства в правах).

Анархия установится после переходного периода (на этой стадии допускалось существование государственного федерализма (формы, соответствующей закону взаимной помощи)).

Революционный народ при помощи федеративного государства уничтожает частную собственность во всех сферах, проводя экспроприацию (общественными должны стать земля, фабрики, все жизненные припасы, одежда, жилища; народ сам займется распределением продуктов, руководствуясь чувством справедливости).

После переходного периода общество вступит в стадию анархии (все вопросы организации будут решаться путем свободного соглашения; коммуна, состоящая из ряда самоуправляющихся общин, которые добровольно объединятся в свободные федерации; существуют дисциплина, порядок и разумная организованность – все идет снизу; гарантии против злоупотреблений властью состоят в социальных институтах (ассоциациях, трудовых коллективах, рабочих союзах, кооперациях), общественных навыках и гражданской позиции каждого человека).

Критиковал государственный социализм, но положительно оценивал возникновение Советов (должны объединить всех, кто на деле, своим собственным трудом участвует в производстве национального богатства; однако, пока страной правит диктатура партии, Советы не будут иметь значения).

Основной метод анализа правовых явлений – биосоциологический эволюционизм (в поведении животных, в частности в инстинктивном согласовании воли отдельных особей с волей и намерениями целого, видел зачатки права).

Всеобщий закон органической эволюции (закрепление в поведении животных и человека цепи чувств, инстинктов: взаимопомощь – справедливость – нравственность (инстинкт взаимной помощи сильнее всех, а нравственность – непостоянное чувство, считающееся наименее обязательным)).

Законы, установленные государством, мешают развитию взаимной поддержки и равенства, порождают злоупотребления (много законов – много преступлений).

Законодательство как форма правления права – явление преходящее, классовое (неизбежно классово-эксплуататорское) (основы права – явление вечное, общечеловеческое, основывающееся на природной инстинктивной справедливости человека).

Стремился избежать крайностей анархической доктрины, придать ей научный характер, сделать ее более гибкой и реалистичной (готовность к компромиссу (переходный период) не избавила учение от утопизма; не сумел указать реальные пути осуществления свободы; критическая сторона сильнее позитивной).

45. Политико-правовые взгляды В.И. Ленина

Эпоха.

Конец XIX – начало XX в.

Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924) (инициатор и вождь Великой Октябрьской социалистической революции, основатель советского государства и международного коммунистического движения, творец его идейной основы (ленинизма), которое рассматривал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных оппортунистами II Интернационала).

«Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», «Развитие капитализма в России», «Что делать?», «Две тактики социал-демократической революции», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Военная программа пролетарской революции», «Государство и революция», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Пролетарская революция и ренегат Каутский» и др.

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Выдвинул идею авангардной пролетарской партии (партии нового типа) как главного средства подготовки и осуществления революции (самостоятельно, в ходе борьбы за свои материальные интересы рабочий класс может выработать только экономическое, тред-юнионистское, а не политическое сознание, а это означало бы порабощение рабочего класса буржуазией; сознание политическое, ориентированное на политическую борьбу, свержение существующей власти и социально-экономического строя в рабочую среду способна внести только передовая социалистическая интеллигенция, вооруженная революционной теорией).

Партия призвана внести в рабочее движение также организованность (должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат; партия – боевой авангард пролетариата).

Партия – объединение профессионалов, руководствующаяся в своей деятельности принципом демократического централизма.

Выдвинул идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (предполагала высокую активность и самостоятельность пролетариата, готовность довести революцию до конца вопреки колебаниям и нерешительности российской буржуазии, использование пролетарских методов борьбы, вплоть до вооруженного восстания).

В мелкобуржуазной массе крестьянского населения видел союзника пролетариата в буржуазной революции (в случае победы революция провозглашает республику, для чего созывается Учредительное собрание на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; подготовку к его созыву осуществляет временное революционное правительство (по классовой сути представляет собой революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства); правительство многопартийное, РСДРП входит в него, при возможности возглавляет).

На демократическом перевороте дело не заканчивается (начинается переход к социалистической революции; пролетариат должен довести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, а также совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов, чтобы сломить сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии).

Признаки империализма (не сводит его к колониальным захватам, выявляя глубинные социально-экономические процессы):

1) концентрация производства и капитала, образование монополий;

2) слияние банковского капитала с промышленным, возникновение финансового капитала, финансовой олигархии;

3) вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение;

4) образование международных союзов монополистов, делящих мир;

5) завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами.

Империализм – неизбежность, результат всего предшествующего развития капитализма (не подлежит реформированию, его можно только уничтожить; империализм – эпоха насилия и реакции; отрицание демократии; обострение классовых и национальных противоречий; войны за передел мира).

Мысль о неравномерности экономического и политического развития капитализма (закон капитализма – вывод (победа социализма возможна первоначально в одной отдельно взятой стране; социализм не может победить одновременно во всех странах)).

Классовая оценка двоевластия, сложившегося после Февральской революции (Временное правительство сосредоточившее в своих руках все органы власти, представляет буржуазию; Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и другие местные советы – есть революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, опирающаяся на непосредственную силу вооруженных масс населения).

Задача изменения классового существа власти и ее формы (в годы первой русской революции выступал за создание в России парламентской демократической республики; в апреле 1917 г. заявляет, что Советы – единственно возможная форма революционного правительства).

Советы (исторически сложившаяся в ходе первой русской революции форма народовластия, тесно связанная с массами, позволяющая сочетать выгоды парламентаризма и непосредственной демократии, облекающая выборных представителей народа законодательной и исполнительной властью) (устранение полиции, чиновничества; замена постоянной армии всеобщим вооружением народа; выборность и сменяемость всех должностных лиц).

Суть Советов – представляли собой органы власти определенных классов (рабочих и крестьян), а не всего населения (предполагали отказ от всеобщего и равного, а как оказалось на практике, и прямого избирательного права).

Диктатура трудящихся предстала как классовая суть власти и как юридическая форма, предполагающая лишение нетрудящегося населения прав (с введением в 1936 г. всеобщего и равного избирательного права Советы как форма диктатуры пролетариата прекратили свое существование, осталось только название).

Вопросы внутренней и внешней политики (Ленин призывает отказаться от поддержки империалистической войны, конфисковать все помещичьи земли, национализировать все земли в стране и передать распоряжение ими в руки местных Советов, слить все банки в общенациональный банк и поставить его под контроль Советов).

Экономическая сфера (переход к контролю за общественным производством и распределением продуктов со стороны Советов).

«Государство и революция» (книга проникнута идеей классовости государства).

Государство – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классового господства (буржуазное государство – диктатура буржуазии, оно должно быть уничтожено).

Мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата (диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти).

Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть.

Диктатура пролетариата – упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская против сил и традиций старого общества.

Не скрывал диктаторского характера режима перехода от капитализма к социализму (убежден, что это первый в истории случай, когда подавление осуществляется в интересах большинства, против эксплуататорского меньшинства; другим оправданием диктатуры является ее временный и сравнительно краткосрочный характер; третье оправдание – сочетание диктатуры с демократией).

Всякое государство имеет две стороны (демократическую и диктаторскую, буржуазная республика – демократия для меньшинства; социалистическая – для трудящихся масс).

Национальные отношения (признавал право наций на самоопределение; в период подготовки договора об образовании СССР настаивал, чтобы национальные отношения строились на демократических началах).

Демократия и диктатура не противоречат друг другу (уживаются в рамках одних и тех же государственных форм; подлинная, совершенная демократия возможна только при коммунизме, но, став совершенной, она отмирает, уступает место безгосударственному обществу).

Демократизм, допускающий насильственное подавление противников, даже с отступлением от закона, носит революционный, а не конституционный характер (он вполне совместим с диктатурой не только класса, но и партии и ее отдельных представителей).

Схема политических взглядов Ленина (попытка приспособления марксизма к своеобразным условиям страны со средним уровнем развития капитализма, большой неравномерностью социального, экономического и культурного развития и сильнейшими пережитками феодализма и дофеодальных отношений во всех областях жизни).

46. Политико-правовые взгляды Махатмы Ганди

Эпоха.

XX век.

Мохандас Карамчанд Ганди (1869 – 1948) (родился в Порбандаре, где были сильны традиции джайнизма, самой ненасильственной из индийских религий; учился в Англии; получил диплом адвоката; отправился в Южную Африку, столкнулся с расовой дискриминацией своих соотечественников и поклялся бороться с нею ненасильственными средствами).

Разработал способ ненасильственного сопротивления (сатьяграха) (борьба растянулась на 20 лет и закончилась компромиссом, но Ганди удалось сплотить индийскую общину, поднять ее дух и привлечь к ее судьбе всеобщее внимание).

Вернувшись в Индию, провел четыре местные кампании ненасильственного сопротивления против частных проявлений несправедливости со стороны плантаторов, капиталистов, таможенных властей (принесли ему популярность, титул Махатма (великая душа) и поставили его в центр индийской политической жизни).

Ганди внушил стране две идеи:

1) нужно не просить колониальные власти о самоуправлении, а бороться за него;

2) делать это должны не состоятельные люди и чиновники, составляющие большинство в ИНК (Индийском национальном конгрессе), а массы (крестьяне, рабочие, городская толпа).

Сумел воплотить эти идеи в жизнь на национальном уровне (превратил ИНК во всенародную, дисциплинированную и способную к действию организацию).

Провозглашал ненасилие высшей ценностью (этот принцип приобретал абсолютный характер и не подлежал пересмотру ни при каких обстоятельствах).

Преданность ненасилию предполагала готовность к компромиссу и переход от борьбы к переговорам с властями (отличался гибкостью и позволял использовать народное движение в качестве средства давления на британскую администрацию в ходе переговоров).

Став лидером ИНК, в течение 30 лет руководил индийским национально-освободительным движением и привел его к победе.

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Ненасилие – не только метод сопротивления, тактика борьбы, но и главный принцип целостного мировоззрения, учения о смысле индивидуальной и общественной жизни, основа социального и политического идеала (конечная цель нравственных поисков – спасение души, слияние с абсолютом).

Путь индустриализации считает ошибочным (отвергает европейскую цивилизацию с ее стремлением к материальным благам в ущерб духовному росту, к техническому прогрессу, к господству над природой; она подорвала патриархальную чистоту нравов, сделала человека рабом страстей, увеличила его способность причинять вред и разрушать).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: