Государственная измена (ст. 165 УК)

Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность и суверенитет Республики Казахстан

Преступления, посягающие на порядок комплектования Вооруженных Сил Республики Казахстан

Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны

Преступления, посягающие на безопасность и обороноспособность

Преступления, посягающие на политическую систему Республики Казахстан

Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность и суверенитет Республики Казахстан

Лекция №15. Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (1 час)

Квалифицирующие признаки

По ч. 2: группой лиц в его совершении принимали участие два и более лица. Действия каждого охватывались единым умыслом. Совершение преступления группой лиц, определяет наличие организатора, исполнителя и соучастника.

Признак неоднократности - совершение двух и более деяний предусмотренных статьями особенной части уголовного права.

Насилие – причинение средней тяжести или легкого вреда здоровью, побои, насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли, ограничением свободы, направленные на возбуждение национальной или расовой вражды.

Совершение действий лицом с использованием своего служебного положения. В данном случае, присутствует специальный субъект – должностное лицо, использующее свое служебное положение. Либо руководитель общественного объединения.

По части 3 предусматривается ответственность за действия повлекшие тяжкие последствия.

Тяжкие последствия – причинение потерпевшему смерти. Тяжкого вреда, причинение крупного имущественного ущерба, разрушение зданий, сооружений, переселение граждан из мест постоянного жительства, срыв мероприятий.

Родовым объектом рассматриваемых преступлении являются основы конституционного строя и безопасности государства

Основы конституционного строя Республики Казахстан определяется в Конституции Республики Казахстан. Согласно первого раздела основы конституционного строя страны закрепляют форму государственной власти, определяют народ, как единственный источник государственной власти, определяют пределы суверенитета Республики Казахстан, закрепляют принцип единства государственной власти в ее функциональной разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Под безопасностью государства понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государств внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами является совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существовать возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасно! применительно к рассматриваемой группе преступления относятся: конституционный строй, суверенитет, обороноспособность и территориальная целостность государства.

Конституционный строй - это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненных, условным нравственным и конституционным велением, которая основана на совокупности основополагающих факторов, содействующих закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитет есть важнейшее свойство самостоятельности и независимости, как государственной власти, так и государства в целом. Обороноспособность - состояние экономического, емкого, социально-нравственного потенциала, способствующее обеспечить защиту суверенитета государства и его территориальной неприкосновенности от нападения извне.

Территориальная неприкосновенность - есть целостность, не отчуждаемость территории Республики Казахстан и нерушимость государственных границ - сухопутных, водных и воздушных.

Объективная сторона почти всех преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства характеризуется действиями. Только разглашение государственной тайны (ст. 172 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 173 УК), а также уклонение от призыва по мобилизации (ст. 174 УК) с объективной стороны могут характеризоваться как действиями, так и бездействием. Квалифицированный состав разглашения государственной тайны и состав утраты документов, содержащих государственную тайну, а также три формы диверсии законодателем сконструированыкак материальные, а остальные составы являются формальными, т.е. преступления считаются оконченными с момента совершения описанных в законе действий, независимо от наступления каких-либо вредных последствий.

Субъективная сторона рассматриваемой группы преступлений характеризуется умышленной формой вины, причем умысел может быть только прямым. Исключение составляют такие составы, как разглашение государственной тайны, которое может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, и утрата документов, содержащих государственную тайну, для которой характерна только неосторожная форма вины. В материальных составах виновный сознает общественно опасный характер совершаемых действий, предвидит возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желает их наступления, а в формальных - достаточно осознание лицом общественно опасного характера совершаемого действия и желания его совершить. Некоторые составы в качестве обязательного признака субъективной стороны включают специальную цель: подрыв или ослабление внешней безопасности и суверенитета РК (ст. 165 УК), прекращение государственной деятельности (ст. 167 УК), свержение или изменение конституционного строя либо насильственное нарушение единства территории РК (ст. 170 УК), подрыв безопасности и обороноспособности РК (ст. 171 УК). Мотив преступления как конструктивный признак субъективной стороны включен законодателем только в состав посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 167 УК). Это месть за государственную или иную политическую деятельность потерпевшего.

Субъектами преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства являются физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. В некоторых составах преступления субъект специальный: только гражданин РК (ст. 165 УК), иностранный гражданин и лицо без гражданства (ст. 166 УК), лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе (ч.ч. 2 и 3 ст. 172 УК), лицо, имеющее допуск к государственным секретам (ст. 173 УК), лицо, состоящее в запасе Вооруженных Сил Республики Казахстан (ст. 174 УК), и т.д.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в зависимости от непосредственного объекта представляется возможным классифицировать следующим образом:

1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность и суверенитет Республики Казахстан: государственная измена (ст. 165 УК) и шпионаж (ст. 166 УК);

2) преступления, посягающие на политическую систему Республики Казахстан: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 167 УК), насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 168 УК), вооруженный мятеж (ст. 169 УК), призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан (ст. 170 УК);

3) преступления, посягающие на безопасность и обороноспособность Республики Казахстан: диверсия (ст. 171 УК);

4) преступления, посягающие на сохранность государственной тайны: незаконное получение, разглашение государственных секретов; (ст. 172 УК) и утрата документов, предметов, содержащих государственные секреты (ст. 173УК);

5) преступления, посягающие на порядок комплектования Вооруженных Сил Республики Казахстан: уклонение от призыва по мобилизации (ст. 174 УК).

Государственная измена относится к одному из особо тяжких преступлений против национальных интересов Республики Казахстан.

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что гражданин РК, помогая внешнему противнику в его враждебной деятельности против РК, тем самым изменяет своему государству, предает его интересы.

Объектом государственной измены является внешняя безопасность Республики Казахстан, которая слагается из суверенитета, территориальной неприкосновенности и обороноспособности.

Предмет преступления характерна для шпионажа это сведения, составляющие государственные секреты, либо иные сведения, которые собираются по заданию иностранной разведки и могут быть использованы в ущерб внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан, а также для выдачи - только сведения, составляющие государственную тайну.

Объективную сторону состава государственной измены образует выполнение виновным одного или нескольких деянии, перечисленных в диспозиции ст. 165 УК РК. К ним относятся: 1) переход на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта; 2) шпионаж; 3) выдача государственных секретов; 4) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Республики Казахстан.

Рассмотрим формы государственной измены в отдельности.

1. Под переходом на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта понимается оставление своих боевых рубежей с перемещением в ряды военных формировании противника и службу в других формированиях врага против интересов Республики Казахстан, а также выполнение заданий неприятеля в тылу воинских подразделений казахстанской армии.

2. Шпионаж заключается в передаче, а равно собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственные секреты, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности или суверенитета Республики Казахстан.

Шпионаж квалифицируется как государственная измена по статье 165 УК лишь в том случае, если он совершен гражданином Республики Казахстан. Шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, является самостоятельным составом преступления и квалифицируется по статье 166 УК. Объективная сторона государственной измены в форме шпионажа полностью подпадает под описание, содержащееся в статье 166 УК, и будет рассмотрена при анализе этого преступления.

3. Выдача государственных секретов заключается в умышленном сообщении гражданином Республики Казахстан представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственные секреты.

Понятие государственного секрета определяется в Законе Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15 марта 1999 года.

Выдача государственных секретов может осуществляться разными способами: устно, письменно, с помощью фото-видео-аудиоматериалами передачей через технические каналы связи и т.д.

Выдача государственных секретов признается оконченным преступлением с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием иностранного государства, иностранной организации либо их представителей, при этом не имеет значения, наступили для Республики Казахстан вредные последствия или их удалось предотвратить.

4. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Республики Казахстан характеризуется совершением гражданином РК различных деяний, направленных на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан, если они не охватываются другими формами государственной измены. Принято считать, что в обобщенном виде данная форма государственной измены выражает сущность измены как таковой, а все остальные формы являются, по существу, ее разновидностями, ее конкретизацией.

В отличие от перехода на сторону врага, измена в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Республики Казахстан совершается, как правило, в мирное время.

Преступление считается оконченным не с момента дачи согласия на проведение враждебной деятельности. А с момента фактического оказания гражданином РК помощи иностранному государству, иностранной организации либо их представителям в такой деятельности.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется умышленной формой вины только в виде прямого умысла. Субъект, т.е. гражданин РК сознает, что совершает одно из изменнических деяний, предусмотренных статьей 165 УК, и желает их совершить.

Целью совершения государственной измены является подрыв и ослабления внешней безопасности и суверенитета РК.

Мотивы совершения данного преступления могут быть самыми разнообразными, они для квалификации преступления значения не имеют. Суд их может учесть только при назначении наказания.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин Республики Казахстан, достигший 16-летнего возраста.

В примечании ст. 165 УК предусмотрено основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену. Согласно этой примечании лицо совершивший государственную измену может быть освобождена при условий если он добровольным и своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовал предотвращению наступления ущерба интересам Республики Казахстан и его действиях отсутствует состав иного преступления

Примечание к статье 165 УК как обстоятельство, освобождающее гражданина Республики Казахстан от уголовной ответственности за государственную измену распространяется также на шпионаж и насильственный захват или удержание власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: