Лекция № 3. Фирма и теория производства
Рис. 2.6.3.1. Рыночное равновесие
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.
Pe = PD = PS – равновесная цена;
Qe = QD = QS - равновесный объем производства.
Контрольные вопросы:
- Какие факторы определяют выбор потребителя? Что вы понимаете под рациональным потребительским поведением?
- Что характеризует кривая безразличия?
- Что такое спрос и потребность? Объясните закон спроса. Почему кривая спроса нисходящая?
- Как будет смещаться кривая спроса (вправо или влево) в данных ситуациях:
А. Товар вышел из моды
Б. Цена взаимозаменяемого товара повысилась.
В. Ожидается снижение цен.
Г. В стране возросла рождаемость.
5.Что такое рыночное предложение? Какова связь между ценой и предложением?
6.Перечислите факторы,влияющие на предложение товара? Объясните, как и в каком направлении влияет каждый фактор.
7.Что такое рыночное равновесие, равновесная цена и равновесный объем?
8.Что означает мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие? Что такое «нормальная» рыночная цена.
|
|
9.Почему спрос на землю растет постоянно на протяжении всего периода существования человечества?
10.Объясните сточки зрения производственного спроса на факторы производства, почему такие профессии, как пряха, кузнец и т.п, стали «умирающими», ведь изделия ручного труда достаточно высоко ценятся?
12.Рассматривая предпринимательские способности в качестве факторов производства, объясните, почему при переходе к рыночной системе в России возрос спрос на фактор предпринимательства?
Студент должен
знать / понимать:
- цели деятельности фирмы, бухгалтерские и экономические издержки, постоянные и переменные издержки, выручку, прибыль, производительность труда.
уметь:
- рассчитывать основные экономические показатели деятельности предприятия.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие преобразование факторов производства в конечный продукт, называются фирмами. Следует отметить, что в экономической теории существует несколько фундаментальных и прикладных концепций теории фирмы:
- технологическая концепция фирмы основана на неоклассической теории, которая основное внимание уделяет технологии, производственному процессу, изучению зависимости поведения фирмы от изменения цен на ресурсы и конечный продукт;
- менеджеристская концепция, которая изучает разделение интересов внутри фирмы и взаимодействие собственником, менеджеров и работников предприятия;
- институциональная теория фирмы выявляет роль контрактов, как основы внутрифирменного и межфирменного взаимодействия, трансакционных издержек, общих и специфических ресурсов;
- эволюционная концепция фирмы делает акцент на множественности вариантов выбора и широкий спектр критериев оптимальности принимаемых решений, на влияние внешней среды (традиций, обычаев, рутины) на поведение фирмы;
- теория игр предлагает математический аппарат для разработки стратегии в условиях неопределенности, принятия стратегических решений с учетом возможных действий конкурентов.
Таким образом, альтернативные варианты теории фирмы представляют различные грани широкого понятия «фирма» и ее поведения в конкурентном пространстве.
|
|
- Фирма рассматривается как «черный ящик», на «вход» которого поступают факторы производства, на «выходе» получают продукцию.
- Неоклассическая теория абстрагируется от внутренней структуры фирмы, ее организации, интересов собственников, управляющих, наемных работников, инвесторов, поставщиков и т.п.
- Фирма представляется как действующая производственная функция.
- Считается, что экономической целью фирмы как экономического агента является максимизация (экономической) прибыли.
Любая фирма в процессе производственной хозяйственной деятельности расходует средства на производство и реализацию продукции, в обобщенном виде их называют издержками. В самом общем виде издержки производства (С) – это затраты на производство продукции. Издержки производства являются одновременно и простой и очень сложной категорией. Простой, потому что само значение слова «издержки» подсказывает, что это то, во что обходится предпринимателю и фирме организация производства, а сложной – потому что существует ряд методологически разных подходов к определению сущности, классификации и величины издержек. Прежде всего, необходимо остановиться на особенностях бухгалтерской и экономической характеристики издержек.
Для производства товара фирма использует как покупные, так и собственные экономические ресурсы.
Денежные средства, которые фирма платит внешним поставщикам, приобретая у них факторы производства, составляют ее фактические, явные или бухгалтерские издержки. Бухгалтер определяет издержки как фактические затраты фирмы на приобретение факторов производства у поставщиков. Они проходят через бухгалтерские документы и этим приобретают явную форму. К ним относят оплату сырья и материалов, оплату транспортных, финансовых, юридических услуг, заработную плату наемным рабочим, налоги и прочие расходы.
С собственными экономическими ресурсами фирмы связаны ее неявные издержки, учет которых принципиально отличает экономический подход от бухгалтерского. Поскольку фирма отказалась от использования собственных факторов производства в альтернативных целях, то ее неявные издержки оцениваются как сумма максимального упущенного дохода от этих факторов производства в наилучшем из исключенных вариантов. Так, если собственник фирмы одновременно является ее управляющим, использует собственный капитал и принадлежащее ему помещение, то к неявным издержкам фирмы можно отнести:
- упущенную заработную плату, которую он мог бы получать в другой фирме в качестве наемного работника;
- упущенный рентный доход, который он мог бы получать, сдавая в аренду собственное помещение;
- упущенный процентный доход на собственный капитал, который он мог бы иметь, положив деньги в банк;
- упущенный предпринимательский доход, то есть прибыль, которую он мог бы получать в любой другой отрасли, организовав там свой бизнес.
Для собственника все издержки – явные и неявные – являются альтернативными, так как существуют альтернативные варианты использования ресурсов, вложенных им в фирму. Экономические издержки представляют собой платежи всем собственникам экономических ресурсов, достаточные для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернативных вариантов использования.
|
|
С эк. = С бухг. + С неявн.
Таким образом, бухгалтерский подход отражает традиционное понимание издержек, но он не отражает того важного обстоятельства, что экономические ресурсы редки и ограниченны, а, следовательно, не учитывает необходимость их эффективного использования.
Экономический подход основан на выявлении того, какой максимальный доход можно было бы получить при альтернативном использовании израсходованных фирмой факторов производства.
Экономический интерес фирмы связан с прибылью, которая определяется как разница между доходом фирмы от продажи продукции и ее совокупными издержками:
В финансовых отчетах фирмы рассчитывается бухгалтерская прибыль, информация о которой необходима собственникам (акционерам), управляющим, инвесторам, налоговым органам, для принятия решений.
Прибыль бухгалтерская определяется как разница между валовым доходом и явными издержками фирмы:
Величина экономической прибыли является ориентиром при принятии управленческих решений о целесообразности деятельности фирмы в данной отрасли.
Экономическая прибыль считается как разница между совокупным доходом и всеми издержками фирмы:
Нормальная прибыль – это минимальный доход, необходимый для того, чтобы удержать предпринимателя в данной отрасли. Нормальная прибыль является элементом неявных издержек. Если p эк. = 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности.
В краткосрочном периоде различают постоянные и переменные издержки.
Постоянные издержки (TFC) – это денежные затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (затраты на эксплуатацию оборудования, зданий, сооружений, процент по кредиту, рентные платежи, страховые взносы, заработная плата управленцам, охрана и т.д.)
Постоянные издержки являются обязательными и сохраняются даже если фирма ничего не производит, поэтому на графике постоянные издержки выражаются прямой, параллельной оси абсцисс.
|
|
Переменные издержки (TVC) – это денежные затраты, изменяющиеся вместе с объемом выпуска продукта. Это расходы на сырье, вспомогательные материалы, труд и т.д. Переменные издержки изменяются пропорционально выпуску продукции, поэтому на графике кривая переменных издержек – восходящая линия.
Общие издержки (T С) – это совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции:
Производителя часто интересует величина средних издержек, то есть издержек, пересчитанных на единицу продукции.