Занятие 17. Цель. Закрепить умение выделять длину и ширину предмета, сравнить длину и ширину (сказать о том, что когда говорят о длине и ширине предмета

Занятие 16

Цель. Закрепить умение выделять длину и ширину предмета, сравнить длину и ширину (сказать о том, что когда говорят о длине и ширине предмета, то длиной называют больший из этих размеров); упражнять детей в нахождении на глаз и путем приложения предметов, равных по длине, ширине; активизировать словарь детей за счет слов и выражений длина, ширина, равные по длине, ширине, длиннее, короче, шире, уже.

Д е м о н с т рац и о н н ы й мат ери а л: 2 дощечки одинаковой длины, разной ширины, 2 кусочка ткани одинаковой ширины, но разной длины.

Раздаточный материал: у детей по 4 ленточки одинакового цвета, разного размера, среди которых 2 ленточки, равные по длине и ширине.

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель показывает детям разные дощечки и спрашивает, что можно сказать о размере дощечек. При необходимости ставит дополнительные вопросы: «Какая дощечка шире? Какая уже? Что можно сказать о длине дощечек? Что больше: длина или ширина? Боря, подойди и покажи, какой длины и какой ширины эта дощечка». Таким же образом сравнивают длину и ширину узкой дощечки. Обобщая ответы детей, педагог говорит: «Больший размер из этих двух назовем длиной, а меньший — шириной». При этом он проводит рукой вдоль и поперек дощечки. Аналогичным образом дети сравнивают размер 2 кусочков ткани, показывают длину и ширину каждого кусочка.

2-я часть (работа с раздаточным материалом). «Сколько у вас ленточек? — спрашивает детей воспитатель и предлагает:— Возьмите 1 ленточку, проведите пальчиком по длине ленточки, а теперь — по ширине ленточки. Дольше ваш пальчик бежал по длине или по ширине ленточки? Больше длина или ширина ленточки?» Затем предлагает выбрать 2 ленточки, равные по длине и ширине, среди 4 ленточек разного размера для куклы Машеньки. («Машенька потеряла ленточки из 2 косичек».)

Цель. Учить детей устанавливать равенство групп предметов разного размера, подвести их к пониманию того, что число предметов не зависит от их размеров; закрепить навыки счета в пределах 5; упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом.

Демонстрационный материал: большие и маленькие кубы, длинные и короткие полоски, высокие и низкие пирамидки, широкие и узкие дощечки, толстые и тонкие карандаши (по 5 шт.).

Раздаточный материал: у каждого ребенка карточка с 2 свободными полосками и тарелочки с крупными и мелкими камешками (пуговицами). Камешков каждого размера по 3 шт.

Ход з а н я т и я. 1-я часть. Воспитатель расставляет на столе в один ряд слева 3 больших куба, а справа на некотором расстоянии — 3 маленьких. Он спрашивает детей: «Что это? Что можно сказать о размерах кубов?» Прикладывает маленький куб к большому. Выясняет, что кубов много, одни кубы большие, другие — маленькие. «Каких кубов больше?» — ставит вопрос педагог. Мнения обычно расходятся. «Как можно это узнать?» Решают, что кубы надо сосчитать или на каждый большой куб поставить маленький. Предлагает ребенку сосчитать кубы. При этом подчеркивает, что больших и маленьких кубов по 3, значит, поровну, и спрашивает: «Что надо сделать, чтобы было видно, что кубов. поровну?» Вызывает к столу ребенка и предлагает ему на каждый большой куб ставить маленький. Внимание детей обращает на то, что маленьких кубов хватило и нет лишних.

Кубы снова ставят в ряд. Одному ребенку педагог поручает принести большой куб, а другому — маленький." Сравнивают количество больших и маленьких кубов (4 и 4) путем счета и приложения.

2- я часть (работа с раздаточным материалом). Дети- выполняют задание: разложить большие камешки на верхней полоске, а маленькие камешки — на нижней так, чтобы каждый маленький камешек лежал точно под большим, сосчитать камешки и рассказать, где, какие камешки положены и сколько их. Задание повторяют, но камешки меняют местами.

3- я часть. В этой части можно дать такие поручения: найти и принести 3 длинные и 3 короткие полоски, 4 высокие и 4 низенькие пирамидки, 2 широкие и 2 узкие дощечки, 3 толстых и 3 тонких карандаша (или палочки). Каждый раз необходимо сравнивать количество игрушек на основе счета и приложения. Внимание детей акцентируют на том, что игрушек разного размера поровну — по 3, по 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: