Лекция 5. М/н защита прав и свобод человека

1. м/н билль о правах человека.

2. м/н механизмы и уровни защиты прав человека.

3. Защита прав на универсальном уровне.

4. Защита прав на региональном уровне.

М/н билль о правах человека:

1. ВДПЧ – всемирная декларация прав человека – принята в 1948г Генеральной Ассамблеей ООН, носит рекомендательный характер.

2. МПГПП 1966 – м/н пакт о гражданских и политических правах. Ратифицировало 170 государств.

3. МПЭСК 1966г. – м/н пакт об экономических, социальных, культурных правах.

4. ФП МПГПП 1966г. – факультативный пакт ко 2 пункту – является отдельным м/н договором – вынесена компетенция комитета по правам человека о разрешении индивидуальных споров. Ратифицировало 114 государств.

5. 2 ФП МПГППП 1989г. – 2 факультативный пакт ко 2пункту – об отмене смертной казни.

Основные международные механизмы защиты прав человека.

Типы:

1. Отчеты государств. Государства отчитываются м/н органам о том, как они участвуют в м/н конвенциях. М/н орган по данному отчету дает заключение – решение, которое носит рекомендательный характер.

2. Доклады экспертов. Назначается эксперт или экспертная группа, которые должны написать отчет о применении конвенций, о соблюдении прав человека государством. Отчет экспертов наиболее жесткий, который формируется на основе различных источников.

3. Обращение «государство против государства». Это происходит крайне редко, так как никто не хочет портить отношения.

4. Обращения «индивид против государства». Индивидуальные жалобы. Самый действенный и эффективный способ.

Уровни м/н защиты прав человека:

1. Универсальный

1) ООН

2. Региональный (разделение по континентам, только на 3 континентах имеется)

1) ЕСПЧ

2) Межамериканский суд по правам человека – Сан-Хосе о.Пуэрто-Рико, Межамериканская комиссия по правам человека – Нью-Йорк, США. Дела США не рассматриваются судом, так как не признали юрисдикцию; но комиссия может рассматривать, если речь идет о нарушении декларации.

3) Африканский суд по правам человека и народов – с 2004 года, Африканская комиссия по правам человека и народов.

В Азии и Австралии нет регионального уровня, только универсальный уровень.

Государства, которые не ратифицировали региональный уровень, то у них только универсальный уровень.

Универсальный уровень.

Основные органы.

Вспомогательные органы – Совет ООН по правам человека – вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН.

До 11.04.2006 существовала Комиссия ООН по правам человека – вспомогательный орган ЭКОСОС – Элеонора Рузвельт возглавляла реформу:

- поменяли название на «Совет»

- сократили количество членов – до 47

- поменяли порядок формирования совета

Решения Совета очень политизированы.

Формы работы:

1) Универсальный периодический обзор. Раз в 4 года направляются отчеты. Права человека, зафиксированные в Уставе ООН, во ВСДПЧ, в конвенциях, в которых участвует государство. Совет кроме просматривания отчета может обращаться с вопросами к неправительственным МО. Их решение будет носить рекомендательный характер, это решение направляется государству – государство высказывает свое мнение, потом общий акт направляется в Ген.Ассамблею ООН.

Есть 40 государств. Которые каждый год предоставляют отчет, они находятся на спец.положении.

2) Специальные процедуры. Это эксперты/экспертные группы, которые получают мандат – 1. На государство в целом. 2. Тематический мандат – например, соблюдение прав женщин, право на доступ к питьевой воде – около 30 – здесь рассматриваются все государства, но одно право. Отчет отправляется Ген.Ассамблее, ГА может быть принята резолюция.

3) Консультативный комитет.

4) Экспертный механизм по правам коренных народов.

5) Форум по делам меньшинств.

6) Социальный форум.

7) Рассмотрение обращений на серьезные нарушения прав человека. Основной критерий – нарушение должно быть очень серьезным, планка очень высокая. За 2010 год было 604 жалобы, 66% коллективные, 110 государств получили сообщения, но 30% государств ответило, остальные нет.

Конвенционные органы, действующие под эгидой ООН (они создаются на основе специальных конвенций/ м/н договоров):

1. Комитет по правам человека (может рассматривать И споры).

2. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

3. Комитет по ликвидации расовой дискриминации (И).

4. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (И).

5. Комитет против пыток (И).

6. Комитет по правам ребенка.

7. Комитет по трудящимся-мигрантам – РФ не участвует.

8. Комитет по правам лиц с ограниченными возможностями – самая новая конвенция 2006 года – РФ не участвует.

Наванетхем Пиллэй из Южной Африка с 2008 года занимает пост Верховного комиссара ООН по правам человека – www.ohchr.ru

Координирует деятельность основных органов ООН.

Комитет ООН по правам человека. Самый важный – так как создан МПГПП, в котором наибольшее количество прав. Комитет состоит из 18 независимых экспертов, в отличие от Совета.

Компетенция:

1. Доклады государств (1 раз в 5 лет) – ст.40 МПГПП

2. Жалобы государств – ст.41 МПГПП

3. Индивидуальные сообщения – ФП МПГПП

- Критерии допустимости:

1. Рационе персоне – кто может обратиться. Непосредственно жертва обращения.

2. Рационе темпорис – по времени. На те нарушения, которые были совершены после вступления ФП. РФ присоединилась к ФП 1.10.1991г.

3. Рационе матери – предмет спора. Жаловаться на те права, которые есть в МПГПП

4. Раионе локи – юрисдикция государства над местностью.

5. Исчерпание всех средств внутренней защиты.

6. Дело не рассматривается в другом м/н органе.

- Финальное решение: «соображения» - юр.необязательно. – поэтому квазисудебный орган!!!

4. Замечания общего порядка – комментарий к МПГПП.

Защита на региональном уровне.

ЕСПЧ.

ЕСПЧ действует в структуре Совета Европы.

Компетенция:

1. Межгосударственные споры – «гос-во против гос-ва».

Кипр – Турция

Россиия – Грузия

2. Индивидуальные обращения – «идивид против гос-ва»

3. Консультативные заключения.

Это орган конвенционный – создан на основании конвенции, к конвенции принято 14 протоколов.

Конвенция о ЕСПЧ принята в 1950г.

5 мая 1998 г РФ ратифицировала Европейскую конвенцию ЕСПЧ.

Критерии допустимости индивидуальных жалоб в ЕСПЧ:

1. Ratione personae – может пожаловаться любой гражданин, но обязательно на публичную власть.

2. Ratione loci – если нарушение произошло на территории, которая подпадает под юрисдикцию конвенции.

3. Ratione materiae – права, закрепленные в конвенции и протоколах (1 – право собственности; 6 – отмена смертной казни; дискриминация идет в связке с каким-то правом).

4. Ratione temporis – после вступления в силу для государства конвенции

5. Исчерпывание всех средств внутренней правовой защиты.

6. Не более 6 месяцев с момента вынесения окончательного решения – для РФ кассация последняя стадия.

7. «Значительный ущерб» (искл.: - принцип уважения прав человека; - ненадлежащее рассмотрение внутригос.судом) – внесена протоколом № 14. С 2010 предъявляется требование о значительности ущерба. Уже включен в конвенцию.

8. Анонимные жалобы не рассматриваются.

9. Жалобы «явно необоснованные»/злоупотребление – не принимаются к рассмотрению.

10. Res judicata – решенное дело – если дело рассмотрено м/н судом или огрганом, то суд рассматривать не будет.

Россия в основном жалуется на ст.6 – справедливое судебное разбирательство, затем право на защиту частной собственности – протокол 1, затем на свободу и неприкосновенность – ст.5, далее – запрет пыток, бесчеловечного отношения

26.10.11

Лекция 6: Международная ответственность.

Понятие м/н от-ти:

Это неблагоприятные последствия, которые терпит субъект - нарушитель норм МП.

Субъект МП = субъекты м/н от-ти

Источники регулирования:

Проект статей об от-ти государств за международно-противоправные деяния, 2001.


Разработка и принятие:

· Комиссия ООН по м/н праву, 2001

· Резолюция ГА ООН 56/589 от 12.12.2001.

Элементы м/н противоправного деяния:

1. Нарушение м/н обязательства д/бд гос-ва – это обязательство должно содержаться в источниках МП

2. Присвоение или вменение этого нарушения государству (если это нарушение нельзя вменить гос-ву не будет м/н противоправного деяния)

Присвоение поведения государству:

1. Органы власти:

Проблема: если он вышел за пределы своих полномочий или нарушил указания – комиссия решила, что все равно от-ть должно нести государство

Проблема: бездействие государства (Албания – Великобритания)

2. Частные лица:

Когда можно вменить действия частных лиц государству:

· Когда частное лицо осуществляет элементы государственной власти (например, конвоирование частными фирмами заключенных; осуществление полицейских функций делегировано представителям Ж/Д; контроль в аэропортах).

· Когда частные лица действуют под руководством или контролем государства - необходим эффективный контроль; общий контроль, выходящий за пределы простого финансирования – эти две позиции существуют одновременно.

· Когда государство по какой-либо причине впало в ситуацию коллапса – разваливание государства, его органов фактическое осуществление элементов гос.власти в отсутствие официальных властей

· Если повстанческое или иное движение пришло к власти (то даже те действия, которые были «до» осуждаются – например, ситуация в Ливии).

· Когда действия совершались частными лицами, но потом эти действия признаются государством в качестве собственного.

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния:

· Согласие

· Самооборона

· Контрмеры

· Форс-мажор

· Бедствие

· Состояние необходимости

Содержание следственно-правовой от-ти:

А) сохранение

Б)

В) возмещение ущерба (реституция, ресторация –неимущ), компенсация, сатисфакция).

Конт-меры (санкции)

1. Индивидуальные

2. Коллективные

· Неинституциональные

· Институциональные

Виды санкций:

Реторсии – недружетсвенный акт, основная цель которого заключается в том, чтобы заставить государство-нарушителя понести от-ть и исполнить обязательство. Особенность: правомерно

Репрессалии – противоправный акт и недружественный акт (например, разрыв договора). Нарушение в ответ на нарушение.

Вооруженные меры по самозащите – возможны только в том, если было на гос-во вооруженное нападение – отдельный вид репрессалий.

9.11.2011.

Лекция 7. Международное морское право. В тетради картинки.

1. Источники ММП.

2. Статус морских пространств.

Источники:

Конвенция 1958г:

- об открытом море

- о территориальном море и прилежащей зоне

- о континентальном шельфе

- о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 – «Конституция морей». США не участвует в этой конвенции, однако президенты говорили в своих выступлениях, что будут руководствоваться этой конвенцией.

Морские пространства:

1. Внутренние морские воды

2. Территориальное море

3. Прилежащая зона

4. Исключительная экономическая зона

5. Открытое море

6. Континентальный шельф

7. м/н район морского пространства.

Все эти пространства отсчитываются от базисных (исходных) линий. Начинается от максимальной точки отлива.

Если линия берега измельчена, то базисную линию можно провести через наиболее выдающиеся точки.

Если имеется залив, то измеряется его ширина, и она больше 24 миль, то базисные линии будут проводится по очертанию. Если менее 24, то эта вода будет внутренней.

Внутренние воды – от исходной линии в сторону суши.

Воды всех портов – всегда внутренние воды.

Особенность с гос.архипелагими – если соотношение воды к суше от 1 до 9, то все включается в одну линию, архипелажные воды.

Территориальное море – пояс морского пространства шириной не более 12 морских миль, который принадлежит прибрежному государству. Внешняя черта ТМ – го.сграница.

Особенность ТМ:

- Вводятся ограничения в связи с правом на мирный проход – например, суда иностранных государств, национальность которого определяется по флагу. Право мирного прохода – право судна под ин.флагом быстрого и непрерывного пересечения моря с целью войти (выйти) во внутренние воды прибрежного государства. Случаи прямого прохода – обусловлена естественными причинами. Разрешение государства не требуется. Проход бесплатный. Право «мирного прохода» разрешено не только гражданским судам, но и военным(оружие должно быть зачехлено), подводные лодки (в надводном). Право «мирного прохода» не должно нарушать различные правила и права прибрежного государства. За плату – лоцманская проводка, оказание другой помощи.

- Уголовная юрисдикция прибрежного государства – общее правило – не осуществляется, исключения: 1. Последствия преступления распространяются на ПГ. 2. Преступление нарушает спокойствие в ПГ или «добрый порядок» в ТМ. 3. По просьбе капитана, дипломата/консула, должностного лица ГФ пресечение незаконной торговли наркотиками/психотропными веществами.

- гражданская юрисдикция ПГ. Общее правило – не осуществляется. ПГ может применять меры взыскания или арест в отношении судна: может проявляться на стоянке в ТМ, при проходе ч/з ТМ после выхода из ВВ. Обязательства/ответственность - во время или для прохода ч/з воды ПГ.

Прилежащая зона – ширина 24м.м.

Контроль осуществляется ПГ: таможенный, фискальный, иммиграционный, санитарный.

Исключительная экономическая зона – до 200 м.миль.

Отсчитывается от базиса, но начинается со внешней границы ТМ.

Свободы других государств: судоходство, полеты, прокладка подводных кабелей и трубопроводов – необходимо согласование с ПГ, и другие права, связанные с эксплуатацией судов.

Исключительные права ПГ:

- разведка, разработка, сохранение природных ресурсов.

- создание и использование искусственных островов

- морские научные исследования

- защита и сохранение морской среды

Открытое море – те воды, которые не входят в ВВ, АВ, ТМ, ИЭЗ.

«Свободы открытого моря» - судоходство, пролеты, проводка кабелей/трубопроводов, создание и использование искусственных островов, рыболовство, проведение морских научных исследований.

Этот режим «свободы» ограничен: военные корабли могут проверить иностранные государства в таких случаях, как пиратство, работорговля, несанкционированное вещание, без национальности, судно в действительности имеет национальность осматривающего судна, но оно без флага или под другим флагом.

Конвенцией установлено правило, что, если подозрения не оправдались, то судну выплачивается компенсация. У военных и государственных некоммерческих суден – иммунитет.

Пиратство (ст.100 – 102 КМП). Не путать с вооруженным разбоем на море. Пиратство возможно только в открытом море.

Континентальный шельф – естественное продолжение материка до серьезного обрыва.

Ширина – если географически меньше 200, то гос-во может юридически установить 200 м.миль

Если шельф географически более 200 м.миль, то юридически: 1. До 350 м.миль. 2. До 100 м.миль от изобата в 2500 метров

ПГ – исключительные права на разведку и разработку природных ресурсов.

Другие гос-ва – право прокладывать трубопроводы, кабеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: