Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. Материальные ценности – это спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, материальное обеспечение.
К духовным ценностям можно отнести, информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др.
В развитых формах физическая культуры продуцирует эстетические ценности (это спортивно-показательные выступления, физкультурные парады и др.)
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Физическая подготовленность – это состояние человека, приобретенное в результате физической подготовки и характеризующееся опреде-ленной степенью развития физических качеств.
|
|
Компонентами физической культуры являются:
- физическое воспитание
- оздоровительно-реабилитационная физическая культура
- фоновые виды физической культуры
Физическое воспитание, включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа движений», система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях, система упражнений для рационального овладения техникой основных движений и видов спорта.
Физическое воспитание направленно на физическое развитие человека.
Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ОКГ, ЖЕЛ, МПК, сила быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении показатели физического развития.
В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Так же физическое развитие обусловлено законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.
|
|
Процесс физического развития подчиняется также возрастной ступенчатости, поэтому при управлении процессом физического развития необходимо учитывать возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.
Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды.
Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать это.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развития человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является ЛФК, которая содержит в себе лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, бег и др. упражнения, связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжения, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий» и др. а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы – процедуры, занятия урочного типа и др.
Фоновые виды физической культуры.
К ним относятся гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными физическим нагрузками) и рекреативная физическая культура, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и, прежде всего с базовой физической культурой.
В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. Их комплексное воздействие оказывает оздоровительный и развивающий эффект.