Дуалистическая концепция власти

Конфликтологическая теория власти

Структурно-функциональная концепция власти

Социологический подход к теории власти

Мифологическая концепция власти

Психоаналитическая концепция власти

Бихевиористская концепция власти

Поведенческий подход

Власть есть особенная сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. Природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека – ее носителя.

1.1. Теологическая концепция власти:

Всякая государственная власть – от Бога, монархи – исполнители божественной воли. Потребность во власти проистекает из естественной греховности человека.

1.2. Биологическая концепция власти:

Власть есть механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа.

Стремление к власти – естественное свойство человека, в основе его поступков – стремление (часто неосознанное) к власти, к подавлению и подчинению других индивидов.

Власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Человеческой психике силами скрытого и открытого манипулирования придается особая установка, подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности.

Для придания легитимности своим властным притязаниям, «сильные» использовали миф о божественном характере власти и об общественной воле, воплощенной в институтах власти. Величие власти поддерживалось за счет преобладания в коллективной памяти этих двух мифов.

В рамках этого подхода власть трактуется в терминах социального взаимодействия.

М. Вебер дает позитивистско-социологическое определение власти: власть есть способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли и объектом властного воздействия.

Власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями. Социальная роль определяет стиль ожидаемого от человека поведения.

Власть рассматривается как отношения господства и

подчинения одного класса другим.

Власть следует отличать от господства. Господство есть исключительно материальное принуждение, тогда как власть – это еще и убеждение – со стороны подчиненных – в законности и справедливости такого господства.

Власть может быть анонимной, индивидуализированной или институционализированной. Типичная для современного мира, институционализированная власть имеет ряд специфических «измерений»:

· она выражается в функционировании определенных институтов;

· она проявляется в действиях;

· она опирается на систему средств и методов властного воздействия;

· ей свойственны изменения;

· результаты ее реализации могут быть зафиксированы.

Совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект, называется ресурсами власти. Это – авторитет правителя, богатство и сила, организация и, наконец, информация.

Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности. Эти принципы характеризуют политическую власть с разных сторон: с точки зрения, во-первых, выделения внутри нее главного звена – государства и, во-вторых, определения правомерности использования тех или иных средств при достижении политических целей.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.

Типы легитимности (по М.Веберу):

1. традиционная легитимность (основана на божественном «праве на власть» у вождей, монархов);

2. харизматическая легитимность (основана на вере населения в исключительные качества лидера);

3. рационально-легальная легитимность (основана на вере участников политической игры в справедливость ее правил).

Можно добавить и идеологическую легитимность, базирующуюся на соответствии власти идеалам, ценностям, менталитету народа (идеократия). На практике в чистом виде эти типы легитимности не существуют, – поэтому правомернее говорить о смешанных типах легитимности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: