Система показателей, использующихся для рейтинговой оценки, алгоритм сравнительной рейтинговой оценки

Диагностика деятельности предприятия на основе рейтингового анализа

Одним из вариантов анализа, позволяющего получить комплекс­ную оценку финансового состояния предприятий и провести их сравнение, является рейтинговый анализ. Рейтинг— это метод срав­нительной оценки деятельности нескольких предприятий. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определенному при­знаку (признакам), позволяющая выстраивать (группировать) пред­приятия в определенной последовательности по степени убывания (возрастания) данного признака. Признаки (критерии) классифи­кации предприятий могут отражать отдельные стороны деятельно­сти предприятий (прибыльность, ликвидность, платежеспособ­ность) или деятельность предприятия в целом (объем операций, надежность, имидж). В качестве оценочного критерия может также выступать уровень экономической состоятельности предприятия.

Характер формирования и назначение рейтингов различны. Рей­тинги независимых рейтинговых агентств основываются на изуче­нии официальной отчетности предприятий, как правило, балансов (и именно они становятся доступными массовой печати). Адекват­ность таких рейтингов реальному положению дел в значительной мере зависит от достоверности отчетных данных и системы пока­зателей, используемой для характеристики надежности предпри­ятий. Такими рейтингами пользуются как профессионалы (специ­алисты банков, бирж, ассоциаций предприятий, аудиторских фирм), так и непрофессионалы (вкладчики, акционеры).

Существует ряд недостатков, снижающих эффективность при­менения рейтинговых оценок при определении финансового со­стояния предприятий. Рассмотрим некоторые из них.

1. Остается нерешенной проблема достоверного отражения фи­нансового состояния предприятия в балансе.

2. Обычно рейтинг рассчитывается по отчетности на конец года или полугодия, реже используются балансы на конец квартала. В пе­чати рейтинг появляется через 2—4 месяца после составления ана­лизируемых балансов (время необходимо на сбор и обработку ин­формации).

3. Формализовать мнения экспертов и выработать усредненный критерий влияния экспертной оценки на положение того или ино­го предприятия в рейтинге пока не удалось.

Рейтинговая оценка учитывает все основные параметры деятельности предприятия. При ее построении используются данные о производственном потенциале, рентабельности и эффективности использования всех видов ресурсов, состоянии и размещении средств, их использовании и другие данные.

Выбор показателей должен осуществляться согласно целям оценки и потребностям в аналитической оценке. При этом выделяются четыре группы показателей:

- показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности (общая рентабельность, чистая рентабельность, рентабельность собственного капитала, общая рентабельность производственных фондов);

- показатели оценки эффективности управления (чистая прибыль на один рубль объема продажи, прибыль от продажи на один рубль объема продажи, прибыль до налогообложения на один рубль объема продажи);

- показатели оценки деловой активности (отдача всех активов, отдача основных фондов, оборачиваемость оборотных фондов, оборачиваемость запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость наиболее ликвидных активов, отдача собственного капитала);

- показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент критической ликвидности, индекс постоянного актива, коэффициент автономии, обеспеченность запасов собственными оборотными средствами).

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. База сравнения представляет собой сложившиеся высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов.

Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки представлен последовательностью действий:

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (а ij) по строкам (i) номера показателей, по столбцам (j) номера предприятий.

2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия.

3. Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

хij = а ij / max а ij

4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

Rj = (1 - X1j)+(1 – X2 j)+…+(1 – X nj),

где Rj – рейтинговая оценка для j –го предприятия;

X1j,X2j,…Xnj – стандартизированные показатели для j –го предприятия.

5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением R.

Алгоритм может применяться на дату составления баланса или в динамике. При составлении рейтинга в динамике показатели рассчитываются как темповые коэффициенты роста. Таким образом, получают оценку усилий предприятия по изменению показателя на перспективу.

Достоинства методики:

- она базируется на комплексном многомерном подходе к оценке финансовой деятельности предприятия;

- оценка осуществляется на основе публичной отчетности;

- оценка является сравнительной, так как учитывает реальные достижения всех конкурентов;

- для получения рейтинговой оценки используется гибкий алгоритм, реализующий возможность математической модели сравнительной комплексной оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: