Предметом оценки бизнеса может быть: 1) оценка рыночной стоимости закрытого или недостаточно открытого для фондового рынка предприятия; 2) оценка имущественного комплекса предприятия в целом либо имущественных комплексов по выпуску и продажам отдельных видов его продукции.
В рыночной экономике, где решающим фактором является иметь выгодное дело, а не просто фирму, преобладающим предметом оценки выступает оценка бизнеса как оценка соответствующих бизнес-линий.
Бизнес-линию можно определить как совокупность прав собственности, достаточно долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специализированного и универсального имущества, технологий, а также контрактов, которые обеспечивают возможность получать определенные доходы. Оценка бизнес-линий в расчете на ожидаемые по ним доходы имеет смысл лишь тогда, когда предполагается ведение этих бизнес-линий в течение всего того периода, ожидаемые доходы за который включают в данную оценку.
Предприятие как предмет оценки имеет смысл тогда, когда рынок объективно оценить его не в состоянии. Это происходит, когда: а) предприятие является закрытым; б) оно является лишь формально открытым; в) акции недостаточно ликвидны; г) весь фондовый рынок в стране недостаточно ликвиден либо очень сильно зависит от краткосрочных внеэкономических факторов.
|
|
Результатом оценки предприятия всегда является получение такой оценки собственного (уставного) капитала, которая чаще всего не совпадает со стоимостью собственного (уставного) капитала, указываемой в бухгалтерском балансе предприятия, т.к. на последнюю оказывают влияние существующие нормы амортизации, выбранные фирмой методы амортизации, различные методы учета стоимости покупных ресурсов в себестоимости проданной продукции.
Существуют два определения стоимости предприятия: 1) оценка предприятия как действующего. Здесь применяются: а) доходный подход; б) рыночный подход; 2) оценка ликвидационной стоимости предприятия (величины вероятной выручки от срочной распродажи входящих в имущественный комплекс предприятия активов, прав собственности и контрактных прав по частям). Здесь применяется имущественный подход.
Стандарты стоимости – это требования к полноте и качеству информации о предприятии и его имущественном комплексе, предоставляемой оценщику бизнеса. Выделяются четыре стандарта: 1) стандарт обоснованной рыночной стоимости (информация полная, достоверная и общедоступная); 2) стандарт обоснованной стоимости (информация неполная, но достаточно достоверная и равнодоступная для продавца и покупателя бизнеса); 3) стандарт инвестиционной стоимости (информация неполная, но достаточно достоверная и обладает разной степенью доступности для различных инвесторов (включая продавца бизнеса)); 4) стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости (информация может быть как полной, так и неполной, но всегда достаточно достоверной. При этом она доступна лишь одному человеку – независимому оценщику).