Структура рынка ссудных капиталов
Рынок ссудных капиталов как один из финансовых рынков можно определить как особую сферу финансовых отношений, связанных с процессом обеспечения кругооборота ссудного капитала.
Основными участниками этого рынка являются:
— первичные инвесторы, т. е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на различных условиях мобилизуемых банками и превращаемых в ссудный капитал;
— специализированные посредники в лице кредитно-банковских институтов, осуществляющие непосредственное привлечение денежных средств и превращение их в ссудный капитал;
— заемщики — в лице юридических и физических лиц, а также государства, испытывающие временный недостаток в финансовых ресурсах.
Исходя из вышеизложенного, современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основными признаками;
— временным;
— институциональным.
По временному признаку различают денежный рынок, на котором предоставляются краткосрочные кредиты (до 1 года), и рынок капитала, где выдаются среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные кредиты (от 5 лет и более).
По институциональному признаку современный рынок ссудного капитала предполагает наличие рынка (собственно капитала или рынка ценных бумаг) и рынка заемного капитала (кредитно-банковской системы). Кроме того, рынок ценных бумаг подразделяется на первичный рынок, где продаются и покупаются эмиссии ценных бумаг, и вторичный (биржевой) рынок, где продаются и покупаются ранее выпущенные ценные бумаги. Существует небиржевой (уличный) рынок ценных бумаг, где реализуются ценные бумаги, которые по тем или иным причинам не могут быть проданы на бирже.
Оба признака рынка ссудных капиталов характерны для всех развитых стран, однако, безусловно, о состоянии национального рынка судят по второму (институциональному) признаку, в особенности по наличию и степени развитости его двух основных ярусов:
— кредитно-банковской системы;
Выделяют пять основных функций рынка ссудных капиталов:
— первая — обслуживание товарного обращения через кредит;
— вторая — аккумуляция денежных сбережений юридических, физических лиц и государства, а также иностранных клиентов;
— третья — трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства;
— четвертая — обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;
— пятая — ускорение концентрации и централизации капитала для образования мощных финансово-промышленных групп.
Необходимо отметить также, что:
— во-первых, первые три функции стали активно использоваться в промышленно развитых странах лишь в послевоенный период;
— во-вторых, в первых четырех функциях рынок выступает в качестве своеобразного посредника в движении капитала;
— в-третьих, все функции направлены на обеспечение эффективного функционирования системы государственно регулируемой экономики.
Функции рынка ссудных капиталов определяются его сущностью и той ролью, которую он выполняет в системе общественного хозяйствования.
4. Особенности развития рынка ссудных капиталов
Уровень развития национальных рынков ссудных капиталов определяется рядом факторов, среди которых можно выделить:
— экономическое развитие страны;
— традиции функционирования в стране кредитного рынка и рынка ценных бумаг;
— уровень производственного накопления в стране;
— уровень сбережений населения.
Безусловное лидерство среди вышеназванных факторов принадлежит первому, т. е. уровню экономического развития страны.
Очевидно, что данному критерию в наибольшей степени соответствуют три мировых центра экономического развития: США; Западная Европа; Япония.
В этих странах существуют мощные развитые рынки и ссудных капиталов, хотя справедливости ради нужно отметить, что даже между рынками ссудных капиталов этих стран существуют определенные различия.
Наиболее мощным является рынок ссудных капиталов США. Он отличается разветвленностью, наличием двух мощных звеньев — кредитной системы и рынка цепных бумаг, высоким уровнем накопления капитала, широкой интернационализацией.
И настоящее время ситуация на рынке ссудных капталов США в значительной степени определяет конъюнктурную ситуацию на мировом рынке капиталов.
Рынок ссудных капиталов стран Западной Европы отличается от американского:
— меньшим объемом операций;
— недостаточной развитостью отдельных кредитно- финансовых институтов;
— относительной ограниченностью рынка ценных бумаг, разрушенного в результате Второй мировой войны.
В настоящее время наиболее мощные рынки ссудных капиталов в Западной Европе имеют Англия, Германия Франция, Италия, Швейцария, однако до уровня США они не дотягивают из-за ограниченности рынка ценных бумаг и отсутствия ряда важнейших кредитно-финансовых институтов.
Такие же тенденции свойственны и рынку ссудных капиталов Японии, на формирование которого негативное влияние оказала Вторая мировая война. Однако широкое использование американского опыта и существенная помощь со стороны собственного государства позволили Японии быстро восстановить рынок ссудных капиталов, который стал играть заметную роль в 70—80-х гг. среди рынков развитых стран, уступая, тем не менее, американскому по объему мобилизуемого капитала и размерам реализации ценных бумаг.
Особенностью рынка ссудных капиталов Западной Европы и Японии, в отличие от США, является широкое участие государственных или смешанных кредитно-финансовых учреждений.
Рынки ссудных капиталов развивающихся стран уступают рынкам промышленно развитых стран. Большинство развивающихся государств формально имеет такую же структуру рынка капиталов, как и у промышленно развитых стран, однако степень развития кредитного рынка и рынка ценных бумаг у них существенно ниже уровня западных рынков.
Необходимо отметить две особенности национальных рынков капиталов развивающихся стран:
— наличие в их структуре сравнительно большого числа государственных или смешанных кредитно-финансовых институтов;
— тяготение к структуре рынков ссудных капиталов стран Запада.
Объясняется это тем фактом, что большинство развивающихся стран долгое время были колониями европейских стран, а также длительным экономическим и финансовым влиянием США в Латинской Америке, что в существенной степени и предопределило развитие структуры национальных рынков капиталов большинства развивающихся стран.
5. Формирование рынка ссудных капиталов в России
Трансформация российской экономики от административно-командной к рыночной обусловила необходимость создания в России рынка ссудных капиталов для обслуживания потребностей хозяйства. Однако подлинное развитие рынка ссудных капиталов в стране возможно при соответствующем развитии других рынков, таких как:
— рынок средств производства;
— рынок предметов потребления;
— рынок рабочей силы;
— рынок земли;
— рынок недвижимости.
Все эти рынки нуждаются в денежных средствах, которые им и предоставляет рынок ссудных капиталов.
Необходимо отметить, что отдельные элементы рынка ссудных капиталов в России существовали давно:
— кредитная система (в достаточно усеченной форме);
— государственные страховые организации;
— рынок ценных бумаг в виде ограниченного выпуска выигрышных (либо невыигрышных) государственных займов.
Однако переход к построению в России рыночной экономики вызвал острую необходимость формирования полноценного рынка ссудных капиталов в соответствии с западной моделью, предусматривающей наличие в стране двух основных ярусов (кредитно-банковского и ценных бумаг).
В качестве основных направлений в формировании российского рынка ссудных капитанов можно выделить:
— высокую норму сбережений в стране (как в производственном, так и в.личном секторе);
— широкую приватизацию, связанную с организацией рынка корпоративных ценных бумаг;
— создание и всемерную гарантию рынка государственных ценных бумаг;
— ликвидацию монополии Сбербанка как практически единственного банка по работе с деньгами населения;
— создание в стране эффективной парабанковской системы;
— принятие закона о частной собственности на землю и включение земли в финансовый оборот.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные этапы развития рынка ссудных капиталов.
2. Какова структура рынка ссудных капиталов?
3. Назовите функции рынка ссудных капиталов.
4. Каковы особенности развития рынка ссудных капиталов в зарубежных странах?
5. Назовите особенности формирования рынка ссудных капиталов в России.
Тема 16. Современная кредитная система
1. Структура кредитной системы стран Запада.
2. Механизм функционирования кредитной системы.
3. Формы кредита.
4. Проблема ценовой и неценовой конкуренции на кредитном рынке.
5. Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов.
6. Проблемы формирования кредитной системы в России.
1. Структура кредитной системы стран Запада
Когда говорят о кредитной системе, то обычно подразумевают две ее стороны. Одна сторона кредитной системы — совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Вторая ее сторона — совокупность банков, иных кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих временно свободные денежные "средства и предоставляющие их в ссуду.
Безусловно, кредитная система — понятие более широкое по сравнению с банковской системой, поскольку включает в себя помимо банков, являющихся ее ведущим звеном, банковский, потребительский, коммерческий, государственный, межгосударственный кредиты со своими формами отношений и методами кредитования.
Современная кредитная система состоит из следующих основных звеньев:
1. Центральный банк, государственные или негосударственные банки.
2. Банковский сектор;
— специализированные торговые банки.
3. Парабанковский сектор:
— инвестиционные компании;
— финансовые компании;
— страховые компании;
— негосударственные пенсионные фонды;
— благотворительные фонды;
— ссудно-сберегательные ассоциации;
— кредитные союзы.
Подобная структура кредитной системы является типичной для большинства современных промышленно развитых стран. Однако по степени развитости тех или иных структурных звеньев кредитной системы страны существенно отличаются друг от друга.
Так, наиболее развитой является кредитная система США, на которую ориентируются промышленно развитые страны при формировании своей кредитной системы.
В кредитной системе стран Западной Европы наибольшее развитие получили банковский и страховой секторы. Причем в Германии банковский сектор базируется на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Для Франции же характерно разделение банковского звена в основном на депозитные коммерческие, деловые банки, которые выполняют функции инвестиционных, и сберегательные банки.
Современная кредитная система Японии сформировалась в послевоенный период в основном по американскому образцу и, соответственно, имеет трехъярусную систему. Наибольшее развитие получил банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих), сберегательных и инвестиционных банках. В парабанковском секторе широкое распространение получили лишь страховые и инвестиционные компании.
Кредитные системы большинства развивающихся стран в целом развиты слабо. В них существует двухъярусная кредитная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков. Однако необходимо отметить, что ряд азиатских стран, а также стран Латинской Америки (Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Индия. Мексика, Бразилия, Перу) имеет довольно развитую трехъярусную структуру и приближается по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы.
2. Механизм функционирования кредитной системы
Современная кредитная система есть совокупность различных кредитно-финансовых институтов, функционирующих на рынке ссудных капиталов. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.
Сущность кредита проявляется в его функциях. В свою очередь, функция кредита есть проявление его сущности, выражение общественного назначения кредита. Кредит выполняет три основные функции:
— распределительную;
— эмиссионную;
— контрольную.
Распределительная функция — распределение денежных средств на возвратной основе. Реализуется в процессе предоставления денежных средств предприятиям и организациям на условиях возвратности и платности.
Эмиссионная функция — создание кредитных средств обращения и замещения наличных денег. Проявляется в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, т. е. наряду с наличными деньгами в оборот входят деньги в безналичной форме.
Контрольная функция — контроль за эффективностью деятельности экономических субъектов. Проявляется во всестороннем контроле хозяйственной деятельности субъекта, получившего кредит.
Банковское кредитование юридических лиц осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые представляют собой основу, главный элемент системы кредитования. Принципы кредитования отражают сущность и содержание кредита, а также требования основных законов в области кредитных отношений.
Выделяют пять основных принципов кредитования:
— срочность;
— возвратность;
— платность;
— дифференцированность;
— обеспеченность ссуд.
Срочность кредитования означает, что кредит должен быть возвращен в строго определенный срок. Срочность кредитования представляет собой необходимое условие возвратности кредита. Определенный договором срок кредитования является предельным временем нахождения денежных средств у заемщика. Нарушение срока искажает сущность кредита, он утрачивает свое подлинное назначение.
Возвратность означает, что после окончания срока кредита средства должны быть возвращены. Кредит как экономическая категория отличается от других категорий товарно-денежных отношений тем, что движение денег здесь происходит на условиях возвратности.
Платность кредита означает, что заемщик должен внести банку определенную плату за временное пользование заимствованными у банка денежными средствами. На практике этот принцип реализуется с помощью механизма банковского процента.
Банковский процент представляет собой плату, получаемую кредитором от заемщика за пользование заемными средствами.
Величина ссудного процента зависит от следующих факторов:
— спроса на кредит со стороны юридических и физических лиц;
— ставки, уплачиваемой банком своим клиентам по депозитным счетам различного вида;
— срока займа, т. е. чем выше срок займа, тем выше риск, а следовательно, и величина ссудного процента;
— степени обеспеченности ссуды, т. е. чем ниже обеспеченность ссуды, тем выше величина ссудного процента;
— уровня инфляции в стране и стабильности денежного обращения.
Реальная величина ссудного процента устанавливается на практике с учетом совокупности всех вышеназванных факторов.
Дифференцированность кредитования означает, что банки не должны одинаково подходить к решению вопроса о выдаче кредита претендующим на его получение клиентам. На основе предварительно проведенной работы по оценке кредитоспособности предполагаемых заемщиков банк отбирает из их числа наиболее надежных и только с ними ведет дальнейшую работу по заключению кредитного договора.
Обеспеченность ссуд как принцип кредитования означает, что имеющиеся у заемщика имущество, ценности и гарантии позволяют кредитору быть уверенным в том, что возврат выданных средств будет осуществлен в срок. В качестве обеспечения своевременного возврата ссуды кредиторы по договору назначают залог, поручительство или банковскую гарантию, а также обязательства в других формах, предусмотренных законодательством.
3. Формы кредита
В процессе кредитования используются различные формы кредита. В условиях рынка реализуются следующие формы кредита:
— коммерческий;
— банковский;
— потребительский;
— ипотечный;
— межбанковский;
— государственный;
— международный.
Коммерческий кредит — кредит, оставляемый в товарной форме продавцами товаров и покупателям в виде отсрочки или рассрочки платежа за проданные товары или предоставленные услуги. Данная форма кредита применяется с целью ускорения реализации товаров.
Оформляется кредит в виде долгового обязательства — векселя, оплачиваемого через коммерческий банк. Особенностью этого кредита является тот факт, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная задача - ускорение процесса реализации товаров с целью получения заключенной в них прибыли. Необходимо отметить и тот факт, что процент по коммерческому кредиту входит в цену товара и сумму векселя.
Банковский кредит — кредит, предоставляемый в виде денежных ссуд коммерческими банками и другими кредитными учреждениями юридическим и физическим лицам, а также государству и иностранным клиентам. Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по размерам, срокам, направлениям, т. е. он имеет более широкую сферу применения.
Классифицируют банковский кредит в зависимости от срока использования и типа заемщика.
Потребительский кредит — кредит, представляемый торговыми компаниями и специализированными небанковскими кредитными институтами населению для приобретения товаров длительного пользования с рассрочкой платежа.
Предоставляется подобный кредит как в денежной, так и в товарной форме. Срок пользования кредитными средствами — до трех лет, а процент за его использование — от 10 до 25 %.
Ипотечный кредит — кредит, выдаваемый на приобретение или строительство жилья либо покупку земли. Его обычно предоставляют банки и специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. Процент по кредиту составляет от 15 до 30 %. Наиболее развит ипотечный кредит в Англии, США, Канаде.
Межбанковский кредит — кредит, предоставляемый банками друг другу, когда у одних банков возникает недостаток, а у других — избыток кредитных ресурсов. Следует отметить, что размеры подобных кредитов в условиях стабильно функционирующей экономики достаточно значительны.
Разновидностью межбанковского кредита в отношениях между хозяйствующими субъектами является межхозяйственный кредит.
Государственный кредит — кредит, при котором заемщиком выступают государство или местные органы власти, а сам кредит приобретает вид государственного займа, реализуемого через Центральный банк и кредитно-финансовые институты.
Международный кредит — кредит, охватывающий экономические отношения между государством и международными экономическими организациями. Существует международный кредит в форме как коммерческого, так и банковского кредита.
Современная кредитная система включает два основных понятия:
— совокупность кредитно-расчетных и платежных отношений, базирующихся на определенных формах и методах кредитования;
— совокупность действующих кредитно-финансовых институтов.
Первое понятие обычно связано с движением ссудного капитала в виде различных форм кредита, а второе означает, что кредитная система через свои различные институты аккумулирует временно свободные заемные денежные средства и направлявляемые юридическими физическим лицам, а также государству.
Кредитная система функционирует через кредитный механизм, представляющий собой:
— во-первых, систему связей по аккумуляции и мобилизации денежных капиталов между кредитными институтами и различными секторами экономики;
— во-вторых, отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала;
— в-третьих, отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами. Кредитный механизм включает в себя также все аспекты ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов.
Кредитная система играет важную роль:
— в поддержании высокой нормы народнохозяйственного накопления, что характерно для большинства промышленно развитых стран;
— в разрешении проблемы реализации товаров и услуг на рынке;
— в формировании международных условий воспроизводства.
При наличии общих закономерностей развития кредитным системам отдельных стран свойственны свои
особенности. В XIX в. наиболее развитой и разветвленной кредитной системой обладала Англия. Сейчас таким лидером во многих отношениях являются США. Другие западные страны нередко стремятся перенять организационные формы и методы американских кредитно-финансовых учреждений, особенно инвестиционных и страховых компаний, пенсионных фондов, организаций потребительского кредита. Для ряда стран
Западной Европы вместе с тем характерны государственные кредитные учреждения более крупного масштаба и универсального характера, чем в США.
4. Проблема ценовой и неценовой конкуренции на кредитном рынке
Развитие многоуровневой кредитной системы поднимает конкуренцию на новую ступень, меняя ее формы и методы. Однако необходимо отметить, что возможности ценовой конкуренции для финансово-кредитных и банковских институтов носят достаточно ограниченный характер. Связано это с рядом объективных ограничений, существующих на кредитном рынке. В первую очередь, это наличие такого финансово-кредитного показателя, как учетная ставка (или ставка рефинансирования), т. е. та процентная ставка, по которой Центральный банк скупает долговые обязательства банков и корпораций. Разумеется, этот показатель носит достаточно условный характер, однако, тем не менее, вокруг этого показателя и располагаются цены на покупаемые кредитно-финансовыми институтами ресурсы и выдаваемые ими кредиты. Кроме того, в ряде стран установление процентных ставок по срочным и сберегательным вкладам регулируется законодательством, а по текущим счетам оплата процентов вообще запрещена. Все это заставляет коммерческие банки прибегать к неценовой конкуренции, т. е. предлагать своим клиентам условия, учитывающие не только материальную заинтересованность клиентов. Необходимо отметить, что сберегательные банки промышленно развитых стран обладают большими преимуществами перед коммерческими, поскольку ставки их процента не контролируются законодательством. Это, безусловно, позволяет выплачивать более высокий процент по вкладам, что дает значительные преимущества сберегательным банкам в привлечении сбережений населения;
Страховые компании и пенсионные фонды также широко используют методы неценовой конкуренции (специальные условия контрактов, гибкие условия страховых полисов, способные удовлетворить те или иные потребности клиента).
В отношении ссуд и предоставления кредитов конкуренция между кредитно-финансовыми институтами носит специфический характер. В любой группе кредитно-финансовых институтов процентная ставка по кредитам устанавливается так называемым путем «лидерства в иенах», т. е. определяется небольшой группой банковских монополий.
5. Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов — один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы.
Основными направлениями государственного регулирования являются:
— политика Центрального банка в отношении кредитно- финансовых институтов;
— налоговая политика государства;
— участие государства в смешанных или государственных кредитных институтах;
— законодательное регулирование деятельности различных институтов кредитно-финансовой системы.
В большинстве промышленно развитых стран политика Центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах.
1.Учетная политика Центрального банка заключается в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. У тал политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам.
2.Второй формой является определение Центральным банком нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Центральном банке. Изменяя норму резервирования, Центральный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны.
3.Третьей формой регулирования являются операции Центрального банка на открытом рынке с государственными организациями путем их купли-продажи кредитно-финансовым институтам. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать у Центрального банка определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит государственного бюджета.
4. Четвертой формой регулирования является прямое воздействие Центрального банка на кредитную систему путем прямых инструкций, директив, предписаний и писем, а также применения санкций за их нарушение.
Основные методы денежно-кредитной политики ЦБ России сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России:
— процентные ставки по операциям Банка России;
— нормативы обязательных резервов, депонируемых в банке России;
— операции на открытом рынке;
— рефинансирование банков;
— валютное регулирование;
— установление ориентиров роста денежной массы;
— прямые количественные ограничения.
Относительно процентных ставок по операциям Банка России законом предусматривается, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по разным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Под системой рефинансирования понимаются формы, порядок, условия, сроки и лимиты кредитования Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам. Центральный банк России активно использует ставку рефинансирования в качестве инструмента своей денежно-кредитной политики.
Нормативы обязательных резервов представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке.
Их назначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками, во-вторых, — инструмента текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Повышение норм резервирования ведет к сокращению кредитных ресурсов банков и к удорожанию кредитов. Механизм использования обязательных резервов тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии — понижаются. Размер обязательных резервов, порядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом директоров ЦБ РФ.
Под операциями на открытом рынке понимается купля продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигаций и прочих процентных ценных бумаг.
Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ЦБ РФ ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, Центральный банк увеличивает количество денег в обращении, продавая — изымает часть их из обращения.
В настоящее время операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это — более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов. В этом, безусловно, проявляется предпочтение рыночных методов регулирования экономики административным.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Основной формой кредитования коммерческих банков ЦБ РФ на сегодня является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг.
Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской на межбанковском или биржевом рынках для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Регулируя валютный курс, ЦБ РФ воздействует на экспорт, импорт, внешнеторговые и внутренние цены и многие другие параметры российской экономики.
Под прямым количественным ограничением понимается установление ЦБ РФ максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.
Согласно Закону о ЦБ РФ последний вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях, в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики и только после консультаций с Правительством России.
Как уже было отмечено, к основным направлениям государственного регулирования кредитно-финансовых институтов, кроме механизма Центрального банка, относятся следующие:
1. Налоговая политика государства. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую кредитно-финансовыми институтами. Так, увеличение налоговых ставок может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, снижение налоговых ставок ведет к расширению подобных операций и снижению процентных ставок.
2. Участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы страны. Этот метод достаточно широко распространен в странах Западной Европы и развивающихся странах.
3. Существенное влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством и местными органами власти. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.
Таким образом, государственное регулирование кредитной системы представляет собой сложный, в определенной мере эффективный и достаточно противоречивый механизм, прошедший в своем становлении большое количество сложных этапов адаптации и серьезных структурных изменений.
6. Проблемы формирования кредитной системы в России
Созданию современной кредитной системы России предшествовал длительный исторический период, который определяется специфическими социально-экономическими условиями развития нашей страны.
За более чем семидесятилетнюю историю кредитная система России прошла несколько этапов своего развития, но главными особенностями всего прошедшего периода были ориентация на административные методы руководства экономикой, максимальная концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран.
На последнем этапе административно-командного функционирования кредитная система СССР выглядела следующим образом:
— Госбанк СССР;
— Стройбанк СССР;
— Банк для внешней торговли;
— Система Гострудсберкасс;
— Госстрах и Ингосстрах.
То есть на кредитном рынке СССР господствовало шесть абсолютных монополистов, поделивших этот рынок между собой.
Следует отметить, что длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее низкую эффективность. Большая часть кредитов предприятиям не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий. В этих условиях в середине 80-х гг. была предпринята попытка сформировать в стране двухуровневую кредитную систему, правда, довольно специфическую.
На верхнем уровне находился Госбанк СССР, освобожденный от несвойственных ему функций. На втором уровне находилось пять специализированных банков. Система небанковских кредитных институтов опять практически отсутствовала.
В качестве ответа на негативные последствия этой банковской реформы в стране стали создаваться коммерческие и кооперативные банки, в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности и населения.
В конце 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон, который окончательно установил двухъярусную банковскую систему в виде ЦБ РФ, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики.
В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:
1. Центральный банк России.
2. Банковская система:
— коммерческие банки;
— Сберегательный банк России;
— иные специализированные банки.
3. Специализированные кредитно-финансовые институты:
— страховые компании;
— негосударственные пенсионные фонды;
— инвестиционные компании;
— финансово-строительные компании. Безусловно, новая структура кредитной системы в большей степени отражает потребности цивилизованного рыночного хозяйства.
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:
— существование мелких коммерческих банков, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;
— монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке продолжает занимать Сберегательный банк;
— отсутствие закона о собственности на землю в качестве основы для создания ипотечных банков;
— отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;
—отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов.
Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.
Контрольные вопросы
1. Какова структура кредитной системы стран Запада?
2. Охарактеризуйте механизм функционирования кредитной системы.
3. В чем заключается проблема ценовой и неценовой конкуренции на кредитном рынке?
4. Назовите основные формы кредита.
5. В чем необходимость государственного регулирования кредитно-финансовых институтов?
6. Каковы проблемы формирования кредитной системы, в России?
Тема 17. Банковская система
1. Понятие банковской системы, ее элементы и свойства.
2. Пути развития и реформирования банковской системы России.
1. Понятие банковской системы, ее элементы и свойства
Если в стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы.
Однако это не совсем так, потому что любая система: должна содержать все необходимые элементы в определенных пропорциях;
— в ней должны отсутствовать лишние, ненужные элементы;
— между элементами системы должно осуществляться эффективное взаимодействие, в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которая несравненно богаче, чем просто сумма функций ее отдельных элементов;
— элементы системы определяют, ограничивают и дополняют друг друга;
— как правило, одна система входит в другую, более широкую систему, где также взаимодействует с другими элементами и выполняет свою особую функцию.
Относительно банковской деятельности эти общие принципы означают следующее.
1. В стране в достаточном количестве имеются действующие банки и иные кредитные учреждения.
2. В стране нет:
— не приступивших к операциям банков;
— не предусмотренных законодательством организаций, осуществляющих банковскую деятельность;
— кредитных организаций, осуществляющих банковские операции без государственной лицензии.
3. Действует механизм, выполняющий только ему присущие функциональные обязанности, установленные Центральным банком страны.
4. В стране действуют самые различные экономически целесообразные виды коммерческих банков и иных кредитных учреждений.
5. Банки и иные кредитные учреждения в различных формах взаимодействуют:
— с клиентурой;
— с Центральным банком страны и другими органами государственной власти и управления;
— друг с другом и вспомогательными организациями.
Банковская система в качестве составной части входит в большую систему — кредитную систему страны, а кредитная система — в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.
Действующие в стране банки могут иметь одно- и двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант действует, когда в стране нет центрального банка, либо есть только один центральный банк. Безусловно, в этом случае говорить о банковской системе еще рано.
Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень — центральный банк. Второй, нижний уровень — коммерческие банки и кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня — коммерческими банками, а с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого института в виде центрального банка.
Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он — посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом.
Традиционно центральный банк выполняет четыре основных функции:
— осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
— является банком банков;
— является банкиром правительства;
— осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
Необходимо отметить, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.
Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридических и физических лиц. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на:
— универсальные, т. е. осуществляющие практически все виды банковских операций;
— специализированные, т. е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций.
Основными функциями коммерческих банков являются:
— мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;
— кредитование юридических и физических лиц, а также государства;
— расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Коммерческие банки большинства западных стран выполняют в настоящее время различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов — от индивидуального вкладчика до крупной компании. Крупные банки осуществляют для своих клиентов до 300 видов операций и услуг: ведение депозитных счетов, выдачу разнообразных кредитов, куплю-продажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей и т. д. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса.
Конкретным проявлением банковских функций являются операции коммерческого банка.
2. Пути развития и реформирования банковской системы России
1998 г. стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансовый кризис нанес наиболее серьезный удар по коммерческим банкам и выявил слабые места российской банковской системы, которая, безусловно, нуждается в существенном реформировании.
После 17 августа 1998 г. Банк России принял ряд неотложных мер по созданию благоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковской системы, запретив, в Частности, оплату уставного капитала в валюте и ограничив долю оплаты материальными активами. Одновременно Банк России приступил к решению перспективных задач. Главная из них — реструктуризация всей банковской системы России.
Основные цели реструктуризации — выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов.
В основу программы положена группировка банков в зависимости от их реального финансового положения и той роли, которую они играют в экономике регионов. Все банки были разделены на четыре группы.
Первая группа — стабильно работающие банки, имеющие долгосрочную капитальную базу, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью и способные работать без дополнительной государственной поддержки.
Вторая группа — стабильно работающие региональные банки, которые станут опорой будущей региональной банковской системы России.
Третья группа— отдельные крупные банки, потерявшие капитал и не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, некоторые нецелесообразно закрывать из-за высоких экономических и социальных издержек и последствий.
К четвертой группе относятся разорившиеся бесперспективные банки, безусловно подлежащие закрытию. К их числу было отнесено более 300 банков.
Принципиально важным является вопрос структуры банковской системы России. Безусловно, в стране важно иметь полный «ассортимент» банков, отвечающих реальным потребностям рыночной экономики. С этой целью необходимо:
— ликвидировать монополию Сбербанка в работе со средствами населения;
— создать законодательно-правовую базу и реальные условия для формирования парабанковской системы, включающей весь спектр институтов по работе со средствами населения под безусловным законодательным контролем государства;
— создать в стране специализированные банки, такие как банк развития, экспортно-импортный банк, сельскохозяйственный, ипотечный, банк кредитной кооперации;
— создать условия, не допускающие привилегий для отдельных банков, в том числе созданных при участии государства;
— создать условия для поддержки региональной сети банков как условия развития производительных сил регионов.
Важным направлением развития банковской системы в будущем является восстановление доверия к банковской системе, так как одним из наиболее тяжелых последствий кризиса 1998 г. стала утрата доверия населения, а в более широком аспекте — всех инвесторов к банковской системе. В результате этого разрушен межбанковский рынок, у банков резко сократились ресурсы, а у населения резко возросло количество наличных денег, что вызывает дополнительное давление на курс рубля.
Связанным с предыдущим вопросом является вопрос о повышении внимания банков к ограничению рыночных рисков. Безусловно, банковский бизнес входит в первую десятку самых опасных и рискованных видов человеческой деятельности. Поэтому необходимо усовершенствовать действующий порядок регулирования рыночных рисков, в частности, учесть количественную оценку рыночных рисков при расчете коэффициента достаточности капитала банка.
Реализация всех этих мер позволит восстановить деятельность банковской системы России и создать условия для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить ответственность менеджеров и акционеров банков за результат своей деятельности по управлению банком.
Контрольные вопросы
1. Определите понятие банковской системы.
2. Назовите основные элементы и свойства банковской системы.
3. Каковы пути развития банковской системы России?
Тема 18. Рынок ценных бумаг
1. Основные понятия рынка ценных бумаг.
2. Государственные и муниципальные ценные бумаги.
3. Корпоративные ценные бумаги.
4. Организация рынка ценных бумаг. Фондовая биржа.
1. Основные понятия рынка ценных бумаг
Важным элементом эффективно функционирующей рыночной экономики является рынок ценных бумаг, который как элемент входит в систему финансового рынка.
Общеизвестно, что финансовый рынок распадается на две части:
— рынок собственного капитала;
— рынок заемного капитала.
Рынок заемного капитала представлен в условиях рыночной экономики кредитно-банковской системой страны.
Рынок собственного капитала представляет собой рынок ценных бумаг, т. е. ту часть финансового рынка, которая обеспечивает возможность оперативного перелива финансовых средств в различные секторы экономики и способствует активизации инвестиций. Таким образом, ключевой задачей рынка ценных бумаг является привлечение инвестиций,, определяющих возможности долгосрочного экономического развития. Кроме того, рынок ценных бумаг является одним из важнейших инструментов государственной бюджетной политики.
Основным объектом, функционирующем на данном рынке, выступает ценная бумага. В современной экономической литературе существует множество определений этого понятия. Однако большинство экономистов сходятся во мнении, что ценная бумага — это особым образом оформленный документ, выражающий имущественные отношения между сторонами, подтверждающий право ее владельца на какое-либо имущество либо его денежный эквивалент.
Существует ряд классификаций ценных бумаг:
— именные ценные бумаги, данные о владельце которых записаны в специальный реестр, и ценные бумаги на предъявителя, т. е. передающиеся другому лицу без идентификации личности;
— срочные ценные бумаги, т. е. бумаги, имеющие конкретный срок погашения, и бессрочные ценные бумаги, не содержащие конкретного срока погашения;
— документарные ценные бумаги, владелец которых устанавливается на основании предъявления оформленного сертификата, и бездокументарные ценные бумаги, владелец которых устанавливается на основании записи в системе ведения реестра;
— государственные ценные бумаги, выпускаемые федеральным правительством; ценные бумаги субъектов Федерации, выпускаемые субъектами Федерации; муниципальные ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти; корпоративные, выпускаемые предприятиями и организациями.
Процедуру выпуска ценных бумаг называют эмиссией. Ценные бумаги бывают эмиссионными, т. е. размещение которых требует проспекта эмиссии и регистрации выпуска регулирующими органами, и неэмиссионными, размещение которых не требует проспекта эмиссии.
Эмиссия осуществляется на основании решения о выпуске документа, зарегистрированного в органе государственной регистрации ценных бумаг и содержащего данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.
Основными видами ценных бумаг являются акции и облигации, однако к данному рынку относятся и другие финансовые инструменты.
Акциями называются эмиссионные ценные бумаги, подтверждающие внесение их владельцем средств в капитал акционерного общества и на этом основании дающие право голоса на собрании акционеров и на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. Акции подразделяются на обычные и привилегированные, которые в отличие от обычных не дают ее владельцу права голоса на собрании акционеров, но по которым устанавливается фиксированный дивиденд.
Облигациями называют эмиссионные ценные бумаги, закрепляющие право держателя на получение от эмитента облигации на предусмотренный ими срок номинальной стоимости и зафиксированного процента от этой стоимости, т. е. облигации являются долговыми обязательствами, выражающими отношения займа.
Вексель — ценная бумага, определяющая отношения займа. Вексель содержит ничем не обусловленное обязательство заемщика выплатить указанную в векселе сумму. При этом вексель составляется в бумажной форме в строгом соответствии с законодательно установленными нормами. Закладные (ипотечные ценные бумаги) — ценные бумаги, отражающие отношения залога. Закладные удостоверяют право на получение денежных обязательств, обеспеченных ипотекой имущества.
Производные ценные бумаги — бумаги, удостоверяющие право владельца на приобретение (продажу) ценных бумаг, эмитированных третьим лицом, в сроки и на условиях, указанных в сертификате и решении о выпуске данных производных ценных бумаг.
2. Государственные и муниципальные ценные бумаги
Государственные и муниципальные ценные бумаги выпускаются в виде облигаций или иных ценных бумаг, удостоверяющих право их владельцев на получение от эмитента денежных средств в порядке, предусмотренном условиями эмиссии.
Государственные ценные бумаги составляют часть государственного долга. В случае, если данные ценные бумаги номинированы в рублях, то они относятся к части внутреннего долга, а если в валюте — то внешнего.
Рынок государственных ценных бумаг представлен прежде всего государственными краткосрочными облигациями (ГКО), облигациями федерального займа (ОФЗ), облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ).
На протяжении последних лет наиболее крупным сегментом российского рынка ценных бумаг по объемам первичного размещения и оборота вторичных торгов являлись ГКО.
Облигации внутреннего валютного займа выпущены Минфином и являются инструментом государственного долга, деноминированным в валюте.
Облигации субъектов Федерации считаются вторыми по надежности после бумаг, эмитированных федеральным центром, а доходность по ним даже превосходила доходность ГКО.
Муниципальные облигации получили развитие в ряде государств в силу предоставления существенных налоговых льгот. Эмитентом данного вида облигаций выступает муниципалитет, обладающий правом выпускать долговые обязательства.
Необходимо отметить, однако, что исторически муниципальные облигации получили свое развитие не во всех странах, что, безусловно, связано со сложившимися схемами привлечения ресурсов в бюджеты городов и территорий — путем получения банковских кредитов или выпуска муниципальных облигаций.
3. Корпоративные ценные бумаги
Эмиссионные корпоративные ценные бумаги выпускаются в виде акций и облигаций. В развитых западных странах эмиссия корпоративных ценных бумаг является важнейшим механизмом привлечения юридическими лицами денежных средств. Корпоративные ценные бумаги, выпускаемые предприятиями одной отрасли, привлекают временно свободные капиталы других отраслей, что способствует беспрепятственному переливу капитала и эффективному его использованию в наиболее доходных отраслевых проектах.
При создании акционерного общества его учредители получают акции в количестве, пропорциональном внесенным в уставный капитал общества средствам.
Приобретая акции, инвестор получает право голоса в управлении акционерным обществом и право получения дивиденда по итогам работы общества за год.
Однако инвестора интересует и возможность получения прибыли от роста курсовой стоимости акций.
Следует сказать, что цена акции представляет собой интегрированный показатель, отражающий инвестиционную привлекательность предприятия с учетом большого количества факторов: ситуации в отрасли, положения в экономике страны, финансово-экономического состояния предприятия, ситуации на рынке продукции предприятия и прогноза ее развития и т. д.
Привлечение дополнительных финансовых средств корпоративной структурой возможно также путем размещения облигаций. Корпоративные облигации являются долговой ценной бумагой, позволяющей эмитенту привлекать средства для реализации как краткосрочных, так и долгосрочных инвестиционных проектов. Размещение облигационного займа может быть для предприятия более выгодным и простым способом привлечения ресурсов, чем получение банковской ссуды.
Предприятия могут выпускать также векселя, но данный вид ценных бумаг не является эмиссионным и используется главным образом для проведения взаиморасчетов. Векселя могут выпускаться только в документарной форме.
Важнейшей задачей, стоящей перед рынком корпоративных ценных бумаг, является создание эффективного механизма по мобилизации достаточного количества ресурсов для производственного инвестирования. В связи с этим первоочередной задачей является развитие рынка корпоративных облигаций, в том числе и деноминированных в национальной валюте, а также разработка механизма, делающего привлекательным дополнительное размещение выпусков акций российских эмитентов, направленных на привлечение дополнительных ресурсов в производство.
4. Организация рынка ценных бумаг. Фондовая биржа
Выпуск ценных бумаг осуществляется под жестким контролем со стороны органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Обращение ценных бумаг, т. е. купля-продажа между инвесторами, в том числе при посредничестве инвестиционных институтов, осуществляется по рыночным ценам. Эмитированные ценные бумаги поступают на рынок ценных бумаг, где происходит их дальнейшее обращение. Различают первичный и вторичный рынки ценных бумаг. На первичном рынке реализуются вновь выпускаемые ценные бумаги. Здесь продается внебиржевой оборот. Ценные бумаги на этом рынке приобретаются непосредственно покупателями — обычно крупными специальными кредитно-финансовыми институтами (страховыми и инвестиционными компаниями, различными фондами и т. д.) и населением.
На вторичном рынке обращаются как ранее, так и дополнительно выпущенные ценные бумаги. Существует две основные организационные разновидности вторичных рынков ценных бумаг: организованный рынок ценных бумаг, регулируемый государством, представленный биржевыми и организованными внебиржевыми системами торговли, а также неорганизованный (стихийный) рынок ценных бумаг. На вторичном рынке главную роль играет официальная фондовая биржа.
Фондовая биржа — это организация, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен (цен, отражающих равновесие между спросом и предложением на ценные бумаги) и надлежащее распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.
Термин «биржа» произошел от места в городе Брюгге, где собирались купцы перед домом богача Ван дер Бурзе, с фамильным гербом которого были три кошелька. Кошелек по-голландски — «бурзэ». В XVI в. в городе Антверпене появилась первая фондовая биржа, где обращались облигации. Затем в Амстердаме возникла фондовая биржа для акций. В XVII в. произошло разделение товарных и фондовых бирж.
Биржа призвана обеспечивать условия нормального, цивилизованного обращения ценных бумаг. Здесь определяются их рыночные цены, обеспечивается достоверная всеобъемлющая информация о качестве, надежности, ликвидности обращаемых ценных бумаг. Все ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят процедуру листинга (допуска ценных бумаг к биржевым торгам). Целью листинга является допуск к биржевым торгам только качественных ценных бумаг. На бирже осуществляется регистрация сложившихся в процессе купли-продажи курсов акций и облигаций (котировка). Цена, по которой заключаются сделки с ценными бумагами, называется курсом.
Фондовая биржа в Российской Федерации создается в форме закрытого акционерного общества и должна иметь не менее трех членов. Членами фондовой биржи могут быть профессиональные участники рынка, в основные задачи которых входит осуществление операций с ценными бумагами. Операции на фондовой бирже могут осуществляться только ее членами. Фондовая биржа вправе устанавливать минимальные обязательные требования к инвестиционным институтам, необходимые для вступления в члены биржи, квалификационные требования к представителям членов на биржевых торгах.
На организованных рынках ценных бумаг составляются фондовые индексы. Фондовые индексы — методы измерения изменения цен на акции в сравнении со средними показателями. При расчете индексов учитываются акции многих компаний, причем составляются как сводные индексы, так и отраслевые. Из мировых фондовых индексов наиболее известные, рассчитываемые на биржевом рынке. — Standard & Poor's 5000, индекс Dow Jones и индекс Нью-йоркской фондовой биржи, на внебиржевом — индекс NASDAQ.
Из российских биржевых индексов можно назвать индекс Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), индекс АК & М, из внебиржевых — индекс Российской торговой системы (РТС).
Принятие решения о покупке ценных бумаг осуществляется на основе анализа, целью которого является оценка инвестиционных качеств ценных бумаг и их сопоставимость с риском. Применяются следующие методы анализа: фундаментальный и технический анализ, анализ с использованием рейтингов и фондовых индексов, формирование фондового портфеля.
Контрольные вопросы
1.Определите основные понятия рынка ценных бумаг.
2.Определите особенности государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.
3.Опишите механизм функционирования фондовой биржи.
Тема 19. Мировая валютно-финансовая система и валютный рынок
2. Эволюция мировой валютной системы.
3. Региональные валютные системы.
4. Валютная система России в условиях перехода к рыночной экономике.
5. Принципы организации и структура валютного рынка.
1. Мировая валютная система
Валютная система представляет собой совокупность двух основных элементов — валютного механизма и валютных отношений.
Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и международном уровнях.
Валютные отношения включают повседневные связи, в которые вступают юридические и физические лица,