Общение.
Общение- процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Общение и деятельность?
Общение как способ передачи информации.
Коммуникация - односторонний процесс передачи информации (телеграмма)
Общение как взаимодействие.
Виды общения:
по средствам
вербальное. Коммуникатор-сообщение-реципиент.
невербальное (жесты, мимика, пантомимика(позы), паралингвистическая система (качество голоса, диапазон, тональность),экстралингвистическая система (паузы, темп речи, эмоции).
Непосредственное – с помощью естественных органов – рук, головы, голосовых связок
Опосредованное – с помощью специальных приспособлений – газета, компакт – диск
Прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга
Косвенное – через посредников
По субъектам
между реальными партнерами
между реальным и иллюзорным партнером (человек-животное, игрушки)
между реальным и воображаемым партнером (человек -внутренний голос)
между воображаемыми партнерами (герои книг)
|
|
Участники общения:
доминантный (активный, авторитарный, не умеет слушать)
недоминантный (нерешительный, нуждается в похвале)
1. мобильный (легко переключается с темы, отвлекается, множество идей)
2. ригидный (основателен, вдумчив)
экстраверт (на других)
интраверт
Формы общения:
служебное (деловое)
повседневное (бытовое)
убеждающее
ритуальное(этикет)
межкультурное
развлекательное(досуговое)
Роль общения в жизни общества:
дает знания об окружающем мире, передача знаний
усвоение социальных норм, способ взаимодействия
помогает развитию понимания оценка других людей
развитие личности, самооценка
Познание:
- процесс изучения различных сторон объективной реальности;
- процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, обусловленное общественно исторической практикой;
- часть духовного производства, результатом которого выступает знание в многообразных формах.
Истина – процесс верного, правильного отражения действительности в сознании человека. Путь к истине труден, сложен, противоречив.
Признаки истины:
объективность
выражена в понятиях, законах, теориях
непротиворечивость
постижение в процессе, а не одномоментно
простота
красота
самокритичность
конкретность, а не абстрактность
Критерии истины.
Универсального критерия не существует. Не все поддается оценке с точки зрения истинности и логичности. Существуют альтернативные трактовки, критериями служат:
§ практика
§ логика
§ ясность
§ отчетливость
§ хороший вкус
§ общая значимость
|
|
§ красота
Истина имеет свойство:
Ø абсолютности
Полное, исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки, к ней стремится познание
Ø относительности
Конечные, этапные, ограниченные моменты познания. Определенная ступень познания, зависящая от возможности времени. Выражает изменчивость знания, неполноту, условность, приблизительность, незавершенность
Кроме того, истина обладает свойством объективности и конкретности, она отражает реальное положение вещей, мир как он существует вне и независимо от нашего сознания. Объективная истина по форме субъективна.
Абсолютная и относительная истина – не сорта, а аспекты истины, их разница в полноте и точности, это не свойство объекта, а характеристика знаний о нем.
Заблуждение – знание, несоответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение – искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизации результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждение – необходимый момент, возможная форма познания, постоянный спутник истины. Источник заблуждения – ограниченность, ущербность практики и познания.
Заблуждение? ложь – преднамеренное искажение истины в конкретных целях
ошибка – результат неправильных действий
В отличие от них, заблуждение – это характеристика знания. Заблуждения либо преодолеваются, либо превращаются в истинные знания.
Выделяют следующие виды познания: индивидуальное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
Чувственное и рациональное познание.
Познание имеет два уровня (две стороны):
1. чувственное познание (или сенситивное) (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом);
2. рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.