Распад СССР и провозглашение СНГ выделили две сферы внешнеполитических интересов России — дальнее и ближнее зарубежье.
Россия и Запад. Российское руководство, как прежде союзное, отдавало предпочтение дальнему зарубежью, прежде всего, налаживанию и укреплению российско-американских отношений. В январе 1993 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений — ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон предполагалось сократить на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991 г.). Трудности положения российской стороны в ходе подписания и ратификации договора состояли в том, что по настоянию США и согласованию с Украиной, Белоруссией и Казахстаном она оставалась единственной ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако три республики не торопились передать стратегическое ядерное оружие, расположенное на их территории, России. А последняя, в свою очередь, не привлекала их к подготовке договора, хотя он затрагивал их интересы.
|
|
Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.
Провозгласив себя правопреемником СССР и заняв место СССР в ООН и ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе), Россия продолжила линию, которую проводило союзное руководство в последние годы своего существования. Однако эффективность внешней политики российского руководства не могла быть высокой, что обуславливалось нерешенными внутренними проблемами, прежде всего, резким ослаблением ее военной мощи. Это наиболее ярко проявилось в присоединении России к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира" (1994г.). Партнерство свелось к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона, направленного в Югославию для умиротворения конфликтующих сторон. Отказ от принципа баланса сил как главного стабилизирующего фактора мира во всем мире не привел к утверждению принципа баланса интересов, несмотря на принятие России в Совет Европы (1996г.). Руководство НАТО с 1994г. активизировало курс на расширение своей организации за счет стран бывших членов ОВД (Польша, Чехия, Венгрия) и республик бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония).
Вероятность приближения военно-политического блока к необустроенным границам России обеспокоила политическую элиту страны. Она посчитала неубедительными заявления руководства США о том, что демократическая Россия не рассматривается им в качестве противника. Возникшую напряженность в некоторой степени смягчил Основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО, подписанный в мае 1997 г. Согласно акту, американское ядерное оружие не будет размещено на территории стран— бывших членов распущенной в 1991 г. Организации Варшавского Договора, а прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО в обозримом будущем.
|
|
В 1999 г. отношения России с НАТО обострились в связи с начавшейся 24 марта военной операцией НАТО против Югославии. Руководство России (премьер-министр Е.Примаков) расценило военное вмешательство стран Североатлантического альянса во внутренние дела суверенного государства без санкции ООН как серьезный удар по системе международной безопасности.
Внешнеполитической "сверхзадачей" России во второй половине 90-х годов стала защита своей геополитической роли в регионах Европы и Азии, где она традиционно присутствовала в интересах собственной безопасности. Этому способствовали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС) (1994 г.), вхождение России в Совет Европы (1996 г.), подписание Основополагающего акта о взаимоотношениях с НАТО (1997г.), присоединение к "большой семерке" (Англия, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) и превращение последней в "большую восьмерку" (1997 г.), вхождение в "Парижский клуб" - международной организации, обслуживающей государственные долги (1997 г.).
В 1996 г. Россия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН (Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии) по совместному решению общих социально-экономических и политических вопросов. На тот период в ее состав входило 7 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Партнерство усилило позиции России не только в Юго-Восточной Азии, но и шире — в азиатско-тихоокеанском регионе.
И все-таки к концу 90-х годов США и страны Европейского Союза не признали Россию демократическим государством и страной с рыночной экономикой, несмотря на то, что более 60% ее национального дохода создавалось в частном секторе. Российский экспорт в эти страны находился в невыгодном положении и был уязвим для антидемпинговых пошлин, особенно в США.
Россия и страны СНГ. Второй важнейшей сферой внешней политики России стали отношения со странами СНГ.
В отношении стран Содружества Независимых Государств Россия с конца 1991 г. пыталась определить круг как своих, так и общих интересов. К 1999 г. она подписала в рамках СНГ более 800 документов, регулировавших взаимоотношения с государствами Содружества. Вначале они касались создания единого рублевого пространства на период хозяйственной стабилизации, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена. 15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали только 6 из 11 стран: Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан). Позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия.
В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении, прибалтийских государств. Вывод войск из стран ближнего и дальнего зарубежья и обустройство их в России обошлись бюджету в 594,2 млн. долларов и 725 млрд. руб. (в ценах ноября 1992 г.). Однако военные конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), вынудили руководство России направить на территории этих стран часть своих войск в качестве миротворческих сил.
В сфере экономики взаимоотношения стран — членов СНГ в 1990-х гг. были далеки от создания единого пространства. Во многом это было вызвано финансовой и экспортной политикой республик. Борьба за доллар обрекала СНГ на распад. Крупным шагом к нему стала ликвидация единой рублевой зоны в 1993 г.
|
|
Попытка скрепить Содружеством уставом, проект которого обсуждался на Минской встрече глав государств и правительств в январе 1993 г, ожидаемого успеха не имела. Устав подписали 7 государств. В конце 1993 г. о присоединении к Содружеству заявили Азербайджан и Грузия. В 1994 г. они вошли в состав СНГ.
Характер и судьбу СНГ в 1990-е годы во многом определяли российско-украинские отношения. В 1993-1997 г. они были напряженными из-за проблемы ядерного оружия, Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя и др. В мае 1997 г. были, наконец, урегулированы спорные вопросы между Россией и Украиной путем подписания полномасштабного (Большого) Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Договор стал результатом осознания руководством обеих республик того факта, что дальнейшее промедление в урегулировании споров России с Украиной, возникших в результате распада СССР, разрушат не только двусторонние отношения, но и всю систему Содружества.
В конце 1995 г. вместо А.Козырева к руководству МИД РФ пришел Е.Примаков, заявивший, что отношения со странами СНГ являются одним из приоритетов внешней политики России. «Новый курс» МИДа 29 марта 1996 г. был подтвержден подписанием договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. 2 апреля 1996 г. в Московском Кремле в торжественной обстановке президенты России и Белоруссии Б.Ельцин и А.Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, который предусматривал воссоздание в 1996-1997 гг. единого экономического и финансового пространства. В апреле 1997 г. взятый курс был развит в новом договоре, по которому Сообщество было переименовано в Союз. В декабре 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России, а через год, 8 декабря 1999 г. — Договор о создании союзного государства. Однако реальное сближение двух республик идет медленно.
|
|
Курс на укрепление государственности. 26 марта 2000г. на досрочных президентских выборах главой государства был избран В.В.Путин. В основу политики нового президента России был положен курс на укрепление суверенной российской государственности. Председателем правительства стал М.М.Касьянов.
Одним из первых шагов В.В.Путина на посту президента стала административная реформа. В мае 2000 г. 89 субъектов федерации были распределены между семью округами: Дальневосточным, Сибирским, Центральным, Уральским, Приволжским, Южным, Северо-Западным, куда направлялись полномочные представители Президента РФ. Целью административной реформы было повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением решений центральной власти. Представители президента стали связующим звеном между центром и регионами.
Другим шагом к укреплению государственности стало приведение в соответствие с Конституцией РФ законодательства субъектов федерации. В итоге из конституций республик, входящих в состав РФ, было изъято положение об их суверенном статусе.
Новое руководство страны поставило задачу перейти к регулированию взаимоотношений между центром и субъектами федерации на основании только федеральных законов. Был положен конец «торгу о полномочиях» между Москвой и субъектами федерации, который продолжался в течение всех 90-х годов. Эти шаги руководства страны позволили восстановить в России единое правовое пространство.
Реорганизация Федерального Собрания. В июне 2000 г. был принят федеральный закон, по которому членами верхней палаты парламента — Совета Федерации (СФ) становились не руководители исполнительных и представительных органов власти субъектов федерации, а их представители, работающие в СФ на профессиональной (постоянной) основе четыре года. Председателем обновленного состава Совета Федерации стал С.М.Миронов, представитель законодательного собрания Санкт-Петербурга. Бывшие члены Совета федерации вошли в состав нового совещательного органа при президенте — Государственного Совета.
Реорганизация коснулась и руководства комитетами нижней палаты парламента — Государственной Думы. В 2001 г., после того как коммунисты выступили с резкой критикой разработанной Центром стратегических разработок во главе с министром экономики Г.Грефом и утвержденной правительством долгосрочной программы социально-экономических реформ, фракция КПРФ лишилась руководства большинства комитетов. Это усилило позиции центристских фракций (Единство, ОВР, Народный депутат), правых (Союз правых сил, ЯБЛоко) и ЛДПР.
В течение 2002-2003 гг. позиции президента и правительства еще более укрепились.
Проблема чеченского урегулирования. Руководство России активизировало усилия установлению в Чечне конституционного порядка. В 2003 г. на референдуме была принята Конституция Чеченской республики, на основе которой были созданы новые органы власти и проведены выборы президента Чечни. Им был избран Ахмад Кадыров (убит террористами 9 мая 2004 г. на стадионе в Грозном).
Большая роль в процессе урегулирования отводится также восстановлению экономики республики.
Была продолжена начатая в 1999 г. антитеррористическая кампания в Чечне. Боевики были вытеснены из населенных пунктов в горы, что однако не вернуло прежнего спокойствия на землю Чечни. Используя помощь из-за рубежа, боевики продолжили политику террора, взрывая жилые дома и захватывая в плен заложников (в 2002 г. Они взорвали жилой дом в Волгодонске, дом правительства в Грозном, убили и ранили десятки людей во время демонстрации 9 мая в Каспийске, захватили около тысячи заложников в театральном центре на ул. Дубровка в Москве). В ответ правительство продолжило борьбу с боевиками. Несмотря на определенные успехи в деле стабилизации положения в Чечне антитеррористическая компания здесь не завершена.
Социально-экономическая политика. Основой социально-экономической политики, проводимой правительством России с 2000 г. стала десятилетняя программа "Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу". Эта программа была подготовлена министерством экономического развития и торговли под руководством Г.Грефа. Программа предполагала продолжить либерализацию экономики, прежде всего, путем реструктуризации естественных монополий и развития конкурентной среды.
Основной упор правительство М.Касьянова видело, главным образом, в формировании благоприятных условий для экономического роста. Наиболее удачным для российской экономики стал 2003 год. Темпы экономического роста составили около 7%; рубль в номинальном исчислении вырос по отношению к доллару. Наметились первые сдвиги в изменении самой модели экономического роста - впервые с начала 90-х годов удалось достичь роста не только за счет сырьевого фактора.
Крупным шагом правительства стала налоговая реформа, начатая в 2000 г. Она включала две радикальные меры: переход к твердой (13%) ставке обложения доходов (отказ от прогрессивного, т.е. увеличивающегося по мере роста доходов, процента налогообложения) и постепенное сокращение, а в дальнейшем и отмену налога на добавленную стоимость (НДС).
С января 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс, упорядочивший трудовое законодательство. Была предпринята попытка стимулировать предприятия и граждан к легализации заработной платы. Особенностью нового кодекса стало существенное снижение роли профсоюзов.
С лета 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Цель реформы состояла в создании конкурентной среды в сфере коммунального обслуживания, а также в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основания, в первую очередь, в перенесении большей доли расходов по содержанию жилищного фонда на непосредственных потребителей коммунальных благ, т.е. на население. Реформа была настороженно встречена населением, т.к. в социальном плане она тесно связана с приватизационными процессами в энергетических отраслях. Население, всегда не охотно расстающееся с государственной опекой в социально значимых областях, стало опасаться перераспределения своего бюджета в пользу владельцев энергетических ресурсов.
Также настороженно была встречена населением попытка перевести пенсионные накопления в частные пенсионные фонды.
В целом, социальная политика, направленная на сокращение социальных функций государства, оставалась одним из наиболее слабых мест в работе правительства М.Касьянова.
Земельный вопрос. Ключевым вопросом современной истории России остается вопрос о земле — главном ресурсе страны. Земля составляет основу национального богатства России, поэтому именно решение земельного вопроса во многом определяет дальнейшую судьбу страны и народа.
Центральным звеном земельного вопроса, является вопрос о собственности на землю. В продолжение всего хода рыночных реформ между сторонниками и противниками частной собственности на землю шла ожесточенная борьба. В 1990-х годах процесс приватизации не коснулся земель производственного назначения. Была легализована лишь свободная купля-продажа земель, находящихся в личной собственности граждан.
В 2001 г. Государственная дума после длительных дебатов приняла Земельный кодекс. Кодекс закрепил право собственности на землю и определил механизм ее купли-продажи. Согласно кодексу, в России разрешалась купля-продажа земель несельскохозяйственного назначения.
В 2002 г. был принят закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который распространил право частной собственности на земли сельхозназначения. С некоторыми ограничениями это право было предоставлено также иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства. Этот закон, однако, пока не стал основой для подъема сельского хозяйства, т.к. не был подкреплен крупными административными мерами, направленными на поддержку этой стратегической отрасли российской экономики.
Особые опасения общественности вызвали изменения, внесенные в декабре 2003 г. в Лесной кодекс, допускающие возможность застройки лесов первой категории (в том числе и берегов водохранилищ) жилыми и другими объектами, а также возможность приобретения крупных лесных участков иностранными гражданами (особенно в приграничных областях).
Всероссийская перепись населения 2002 г. В 2002 г. была проведена Всероссийская перепись населения. По ее данным, численность населения России составила 145,2 млн. чел, что на 1,8 млн. чел. меньше по сравнению с данными последней советской переписи, проводившейся в 1989 г. По численности населения Россия занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.
Средняя продолжительность жизни россиян - 64 года (58 лет у мужчин и 72 года у женщин). В России рождается больше мальчиков, чем девочек, однако, с 33-летнего возраста начинает преобладать женское население.
Как и в большинстве развитых стран мира, в России остановился процесс урбанизации. Доля городского населения составляет 73%. Причем, почти пятая часть всех россиян проживает в 13 городах с миллионным населением - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми.
В России проживают более 160 народностей. 80% населения составляют русские.
Структура занятости населения такова: 95% лиц, занятых в экономике (58 млн. чел.) работают по найму на государственных, муниципальных и частных предприятиях; 1,5% (1 млн. чел.) являются работодателями, использующими наемный труд; около 3% (2 млн.чел.)- индивидуальные предприниматели.
Вырос образовательный уровень населения. Численность лиц, имеющих основное общее образование и выше, возросла по сравнению с 1989 г. на 20%. Причем, рабочие специальности составляют лишь 5% от всех получаемых специальностей.
Внешняя политика. В области внешней политики основные усилия руководства страны были направлены на укрепление позиций России на международной арене.
В 2000-2003 гг. Россия развивала свои отношения со странами СНГ, стремясь не только отстаивать свои интересы, но и максимально учитывать интересы членов Содружества. С этой целью регулярно проводятся встречи глав государств (саммиты) и Межпарламентские ассамблеи СНГ.
2002 год стал годом экономических разочарований для многих стран СНГ. Поэтому главными темами встреч последних двух лет стали экономические проблемы. Практически во всех странах СНГ стала очевидна необходимость восстановления прежних экономических связей между бывшими республиками СССР. Тем не менее, этого не смогли достичь даже на самом продвинутом участке Содружества - Союзе Беларусь-Россия. Договор с Белоруссией о введении в 2003 г. единого платежного средства отложен до 2006 г. Медленно реализуется заключенный в 2002 г. Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном договор о едином экономическом пространстве (ЕЭП).
Решения руководящих органов Содружества в военной сфере реализует Штаб по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ. В 2002 г. начал работу Антитеррористический центр СНГ.
После известных террористических актов в США 11 сентября 2001 г. геополитическая ситуация в мире резко изменилась. Одним из ведущих направлений внешней политики РФ стало активное участие в борьбе мирового сообщества с международным терроризмом. Весной 2002 г. была создана российско-американская рабочая группа по вопросам взаимодействия, обмена информацией и разработке прогнозов борьбы с терроризмом. Подобные группы были созданы, совместно и с другими странами.
Парламентские выборы 2003г. В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу четвертого созыва. Пятипроцентный барьер удалось преодолеть лишь четырем объединениям: блоку "Единство" (Б.Грызлов, Ю.Лужков, М.Шаймиев, С.Шойгу)- 38% голосов, КПРФ (Г.Зюганов, Н.Кондратенко, Н.Харитонов)- 13%, ЛДПР (В.Жириновский) -11%, народно-патриотическому блоку "Родина" (С.Глазьев, Д.Рогозин)— 9%. Не смогли попасть в Думу либеральные партии СПС (Б.Немцов, А.Чубайс, И.Хакамада) и ЯБЛоко (Г.Явлинский). Председателем Государственной Думы был избран руководитель фракции «Единая Россия» Б.Грызлов.
Одновременно с парламентскими выборами в Коми-Пермяцком автономном округе и Пермской области состоялся референдум, на котором было принято решение об объединении этих субъектов федерации.
В конце февраля 2004 г. В.Путин распустил правительство М.Касьянова и сформировал новый кабинет. Его возглавил М.Фрадков. Одновременно была проведена кардинальная реорганизация правительства, ставшая продолжением административной реформы. В марте 2004 г. президент издал указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Согласно ему, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Число министерств было сокращено с 30 до 17, что компенсировалось значительным количеством федеральных агентств и служб.
Переизбрание В. В. Путина Президентом РФ. 14 марта 2004 г. состоялись очередные президентские выборы. Президентом России вновь был избран В.В.Путин. Он победил с большим отрывом от остальных кандидатов: представителя КПРФ Н.Харитонова, лидера блока "Родина" С.Глазьева, демократического кандидата И.Хакамады, представителя ЛДПР О.Малышкина, председателя Совета Федерации С.Миронова.
7 мая 2004 г. состоялась церемония вступления В.Путина в должность президента РФ на второй срок. Президент торжественно обещал уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.
Контрольные вопросы
1. Какое значение и противоречие имело выступление Хрущева с критикой «культа личности Сталина» на XX Съезде КПСС?
2. Дайте анализ реформ Хрущева в сельском хозяйстве и промышленности. Раскройте противоречия реформ?
3. Как строились отношения в 60-80-х гг. XX в. с США и странами Запада?
4. Как строились отношения с социалистическими странами и странами неприсоединения в 60-80-х гг. XX в.?
5. Дайте характеристику реформам Косыгина во второй половине 60 – 70-е гг.?
6. В чем заключалась политика разрядки международной напряженности?
7. В чем заключались противоречия развития советской экономики в 80-е гг. XX в.?
8. Проанализируйте развитие СССР во второй половине 80 – начале 90-х гг. XX в. Обоснуйте необходимость «перестройки».
9. Раскройте изменения в общественно-политической жизни страны в конце 80 – начале 90-х гг. XX в.
10. Какие изменения произошли в системе государственного управления на рубеже 80 – 90-х гг. XX в.?
11. Объясните причины межнациональных конфликтов на территории СССР?
12. Каковы объективные и субъективные причины распада СССР?
13. Проанализируйте процесс становления российской государственности в 90-е гг.
14. Какие изменения произошли в системе государственного управления в 90-е гг.?
15. Каковы причины принятия новой российской Конституции и изменения общественно-политического устройства?
16. В чем заключались либеральные реформы Гайдара? Последствия и противоречия реформ?
17. Проанализируйте мероприятия российского руководства в 2000-е гг., направленные на укрепление российской государственности.
Литература
1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2009. М., 2010.
2. Бейлина Е.Э., Лельчук В.С. Промышленности СССР: от Хрущева до Горбачева/Е.Э. Бейлина, В.С. Лельчук// Историки размышляют: Сб. статей. Вып. 2. М.: Высшая школа, 2000.
3. Борков А.В., Титков Е.П. История советской внешней политики (1917–1991). Курс лекций./ А.В. Борков, Е.П. Титков – Н. Новгород-Арзамас: ННГУ, АГПИ, 2000.
4. Всемирная история в 24 томах. – Мн.: Литература, 1996–1997. (И другие издания).
5. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времён до конца XX в. / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова– М.: Право и закон, 2001. (Или любое другое издание).
6. Ельцин—Хасбулатов: единство, компромисс, борьба. М.: Мир, 1994.
7. Зорин В. Чечня: Кремнистый путь к миру./В. Зорин М.:Политика, 1997.
8. Иванов И. С. Новая российская дипломатия: Десять лет внешней политики страны. / И.С. Иванов – М.: Международные отношения, 2001.
9. История внешней политики России. XX век / Под ред. Г.А. Санина. – М.: Международные отношения, 1999.
10. История государственного управления России. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
11. История Отечества. XX век: Хрестоматия / Под общ. ред. О.А. Колобова. – Н.Новгород: Изд-во «Вектор ТиС», 1999.
12. История России. IX–XX вв. Курс лекций / Под ред. В.В. Леванова. – М.: Просвещение, 1996.
13. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы /Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Книжный дом «Университет», 2003.
14. История Современной России. 1945-1980 годы: Курс лекций. В 2 ч. / Под ред. В.И. Белоуса. – Н.Новгород: ННГУ, 2001.
15. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней. М., 2001.
16. Кожинов В. Россия. Век XX (1939-1964 гг.). М., 2002.
17. Колобов О.А., Кабешев Р.В., Рыжов И.В. Период «холодной войны» // Материалы по истории России XX века. – Н.Новгород, 2003.
18. Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2002.
19. О культе личности и его последствиях: Доклад первого секретаря ЦК КПСС Хрущева Н.С. XX съезду КПСС 25 февраля 1956 г. // Известия ЦК КПСС. – 1989. - № 3.
20. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века. М.: Международные отношения, 2000.
21. Россия—2000. Современная политическая история (1985—1999 годы). 3-е изд.Т. 1: Хроника и аналитика. М., 2000; Т. 2: Лица России. М.: Политика, 2000.
22. Россия—2000. Современная политическая история (1985—1999 годы). 3-е изд.Т. 1: Хроника и аналитика. М., 2000; Т. 2: Лица России. М.: Политика, 2000.
23. Союз можно было сохранить. Белая книга: Док. и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. М.: Мега, 1995.
24. Федеральное Собрание РФ. Государственная Дума: Стенограмма заседаний. Весенняя сессия. Т. 1: 11— 21 января 1994 г. М., 1994. (Продолжающееся изд.).
25. Федеральное Собрание РФ. Совет Федерации. Заседание первое: 11 — 15 января 1994 г.: Стенографический отчет. М., 1995. (Продолжающееся изд.).
26. Филиппов А.М. Как начиналась «холодная война» // Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985 гг.). Новое прочтение. – М., 1995.
27. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1995.
28. Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть: Воспоминания: В 4 книгах./ Н.С. Хрущев – М.: Политика, 1999.
Учебное издание
Отечественная история.
Краткий курс лекций
Составители Хорева Н.В., Грубов В.И.,
Кудряшова А.С., Хлебникова Л.М.
В авторской редакции
Технический редактор С.П. Никонов
Верстка, оформление и вывод оригинал макета Н.В. Хорева,
Лицензия ИД №04436 от 03.04.2001.
Подписано в печать 00.00.10.
Формат: 60*84/16. Усл. печ. л. 12,1. Тираж 100 экз. Заказ №
Издатель:
Арзамасский государственный педагогический институт
им. А.П. Гайдара
607220 г. Арзамас Нижегородской области, ул. К. Маркса, д.36.
Участок оперативной печати АГПИ
607220 г. Арзамас Нижегородской области, ул. К. Маркса, д.36.
[1]На волне разоблачения авторитарности в СССР вспыхнули волнения в Польше и Венгрии. Резко обострились отношения с Китаем и Албанией, в которых в этот период утверждались собственные "культы личности".
[2]Первая программа (1903 г.) была направлена на совершение социалистической революции; вторая (1919 г.) — на построение социализма.