Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности

Внешняя политика в 1953-1985 гг.

Противоречивость общественного развития СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

1. Изменения в советском руководстве. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был обвинен в советском "волюнтаризме" и "субъективизме", снят со всех постов и отправлен на пенсию. Вопрос был решен на пленуме ЦК партии, подготовленном ближайшими соратниками в глубокой тайне от лидера. Номенк­латурные верхи не хотели больше терпеть административные экспромты Хрущева, которые сопровождались кадровой чехар­дой. От Н.С. Хрущева отвернулся и народ. Ему была непонятна и чужда неустанная борьба Хрущева за "светлое будущее" при не­прерывном ухудшении текущей жизни.

В том же месяце руководящие посты были перераспределены следующим образом: Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР был на­значен А.Н. Косыгин, Председателем Президиума Верховного Совета СССР оставался до конца 1965 г. А.И. Микоян (затем его сменил Н.В. Подгорный). Руководство дало клятву никогда больше не нарушать "ленинские принципы" коллективности ру­ководства и не допускать впредь совмещения в одном лице должности руководителя партии и главы правительства, как это было при Сталине и Хрущеве.

Реформа 1965 г. С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1965 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабили­зацию общества с села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. — мартовском (по сельскому хозяйству) и сентябрьском (по промышленности). Ре­шения партийных пленумов положили начало мерам, которые вошли в историю как "экономическая реформа 1965 гг.".

Мартовский пленум наметил следующие меры по сельскому хозяйству: повысить государственные закупочные цены на сель­скохозяйственную продукцию, установить твердый план госу­дарственных закупок на 6 лет (1965—1970 гг.); ввести 50% над­бавку к основной цене за сверхплановую продажу сельскохозяй­ственной продукции государству; увеличить капиталовложения в деревню и, прежде всего, в производство сельскохозяйственной техники; "рекомендовать" колхозам разработать новый Пример­ный Устав сельскохозяйственной артели.

Стабильный долговременный план, хорошие цены, госкредиты, "притупление" борьбы с личным подсобным хозяйством — все это проложило путь к временному ускорению сельскохозяйст­венного производства, снижению остроты продовольственного вопроса.

Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленностью и меры экономического стиму­лирования промышленного производства: вернуться к отрас­левому управлению; перевести предприятия на хозрасчет (само­управление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетать единое госпланирование с местной инициативой (встречным планированием). Предполагалось, что реформа управления при­ведет не к возвращению к прежним министерствам (диктаторам), а к новым — партнерам и советчикам предприятий в условиях полного хозрасчета. В октябре 1965 г. Верховный Совет СССР принял Закон о создании союзных и союзно-республиканских министерств по отраслям промышленности. Были упразднены советы народного хозяйства.

Реформа предполагала сократить число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, до пяти. Основными показателями должны были стать: объем реализованной продук­ции (а не валовой, т.е. произведенной); рентабельность производ­ства; размер прибыли. Для экономического стимулирования на предприятиях за счет прибыли государство разрешило создавать поощрительные фонды. Их можно было направлять на развитие производства, на материальное поощрение рабочих и служащих, на социально-культурные нужды и жилищное строительство.

Решение жилищного вопроса отныне частично перелагалось с одного плеча (общегосударственного) на другое (ведомственное).

В ноябре 1969 г. в Москве состоялся III съезд колхозников СССР. Он принял новый Примерный Устав колхозов взамен Ус­тава 1935 г. Новый Устав сохранял право на ограниченное личное приусадебное хозяйство, намечал перевод колхозников на гаран­тируемую зарплату и пенсионное обеспечение.

Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1966—1970). Объем промыш­ленного производства вырос на 50%. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Толь­ятти. В 1970 г. он начал выпускать первые "Жигули". Сельскохо­зяйственное производство выросло на 21%.

Однако в 1970-е годы вновь начался спад темпов развития на­родного хозяйства. Реформа 1965 г. ушла в песок, хотя ее никто никогда не отменял. Рыночные механизмы управления производ­ством были задавлены командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь, уже в который раз, отошло на второй план, а в промышленных отраслях несокрушимо нарастало адми­нистративное давление на предприятия министерств и главков. Вместо пяти плановых показателей их стало к середине 1980-х гг. более тысячи. Министерства перетянули в свои руки все права предприятий, покончив с их самоуправлением. Даже сам инициа­тор реформы, глава правительства А.Н. Косыгин, потерял к ней интерес. Наконец, события в ЧССР в 1968—1969 гг. усилили в советском руководстве консервативное крыло. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

Промышленность. Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е — первой половине 1980-х гг. прохо­дило под знаком резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества и ограничения экономической власти республик и регионов. Оно определялось планами трех пятилеток — 9-й, 10-й, 11-й. Директивы этих пла­нов были одобрены соответственно тремя партийными съезда­ми—XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.).

Упор в промышленном развитии был отныне сделан на созда­ние гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Всего их было развернуто несколько десятков. Но главное внимание руководство СССР уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК. В Западной Сибири (Тюменская об­ласть) еще в 1960-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное ре­шение об ускоренном развитии здесь нефте- и газодобычи и строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности.

Сибирская нефть была относительно дешевой (самофонтани­рующая), цены на нефть на мировом рынке в 1970-е гг. были до­вольно высокими. Это стимулировало не только добычу энерге­тического сырья, но и продажу его за границу во все возрастаю­щих размерах. За 1970-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз, т.е. прирост составил 10 таких нефтеносных районов, как Бакинский, главный в 1930-е гг. Добыча газа вырос­ла в 16 раз. В результате в Западной Сибири была создана глав­ная и крупнейшая топливно-энергетическая база страны — неф­тегазовая. 1970-е годы породили иллюзии о неисчерпаемых не­драх Советского Союза. Эти иллюзии, а также реальные доходы от экспорта нефти и газа вызвали очередное "головокружение" у партийно-государственного и хозяйственного руководства страны. Победило мнение, что вкладывать деньги и труд народа в добычу сырья гораздо выгоднее, чем в наукоемкие отрасли. Наукоемкую продукцию де можно купить за "нефтедоллары" (так стали назы­вать доходы, получаемые от экспорта энергетического сырья).

В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча — было разверну­то строительство двух ТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане — Павлодарско-Экибастузский ТПК; в Краснояр­ском крае — Канско-Ачинский топливно-энергетический ком­плекс (КАТЭК). Это был самый дешевый уголь страны. бос.ток страны превратился в строительную площадку, куда более мощ­ную, чем в годы сталинской индустриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопро­мышленный комплекс. На базе Саяно-Шушенской ГЭС развора­чивался Саянский ТПК по обработке цветных металлов.

В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байка­ло-Амурской магистрали (БАМ, первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой Отечественной войны). Строительство более трехтысячекилометровой магистрали было в основном завершено в 1984 г. Она связала Восточную Сибирь с Дальним Востоком. При строительстве преследовали цель соз­дать в этих районах крупные ТПК. Однако комплексное освоение территорий затянулось, поэтому в 1980-е гг. БАМ не окупила вложенных в нее средств, как и многие другие стройки.

В 1970-е гг. началось строительство крупнейшего в Средней Азии ТПК — Южно-Таджикского агропромышленного. Его сердцем стала Нурекская ГЭС, вышедшая в 1979 г. на проектную мощность. Нурекское водохранилище соз­дало условия для орошения земель трех среднеазиатских республик (Таджи­кистана, Туркмении, Узбекистана). В 1970-е гг. был создан КамАЗ — Кам­ский автозавод в Набережных Челнах.

Курс на строительство ТПК, большинство из которых развер­нулось на территории России, свидетельствовал, что экономи­ка СССР развивалась экстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство страны пыталось максимально ис­пользовать естественное преимущество СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природными богатствами — использовать в сжатые сроки, часто варварским способом.

Вместе с тем, экстенсивное развитие таило большую опасность для Советского государства. Его основные конкуренты по эконо­мическому соревнованию на мировой арене — развитые капита­листические страны — еще в 1960-е гг. сделали упор на интен­сивное развитие, на форсирование наукоемких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс — электронику, кибер­нетику, робототехнику, биотехнологию и т.п. На этих направле­ниях они стали наращивать свой отрыв от СССР.

Руководство страны понимало, что выиграть экономическую схватку можно лишь переведя экономику СССР на преимущест­венно интенсивный путь развития. Эту задачу в качестве главной ставили на XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС. Однако она не бы­ла решена ни в 1970-е, ни в 1980-е гг. Попытки добиться ускоре­ния социально-экономического развития через интенсификацию экономики всякий раз срывались. Удержать страну в числе про­мышленных лидеров мира руководство СССР могло лишь путем относительного усиления эксплуатации трудящихся и безудерж­ной эксплуатации природной среды.

Последняя крупная попытка переломить ситуацию в "эпоху Брежнева" была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальные постановления по управлению, народным хозяйством и повышению эффективности производства. Был проведен ряд экспериментов по совершенствованию управления экономикой. В целях концентрации производства и управления создавались производственные и научно-производственные объ­единения. Ряд отраслей переводился на хозрасчет.

Сельское хозяйство. В области сельского хозяйства в 1970-е — первой половине 1980-х гг. упор делался на агро­промышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают - промышленность, транспорт, торговля, строительство (в той их части, что связана с селом). Эту интеграцию громко назвали "второй коллективизацией". После экспериментов в Молдавии, Грузии и Эстонии была определена и главная форма интегра­ции — районное агропромышленное объединение (РАПО). Агропром рассматривался как главное направление сращивания двух форм собственности - государственной и кооперативно-колхозной, столбовая дорога к бесклассовому обществу. В 1985 г. по инициативе М.С. Горбачева был создан Госагропром СССР. Объединив пять министерств, он стал единым органом управле­ния огромного агропромышленного комплекса СССР.

В 1970-е гг. широко развернулся поход на "вторую целину" -Нечерноземье. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление "О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР". Принять документ заставило беспокойство по поводу растущего бегства молодежи из деревень центральной России. Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на пятнадцать лет, т.е. до 1990 г. Она предполагала резко увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик Рос­сии. Средства стали выделять, но проблема осталась нерешенной. Еще одно явление больно ударило по селу Европейской части Союза — массовая ликвидация "неперспективных деревень". На 1970-е гг. приходится расцвет этого курса, который корнями ухо­дит в борьбу с хуторской системой конца 1930-х гг. Социологи в союзе с чиновниками агропрома доказывали, что курс на агро­промышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйствен­ного производства неизбежно ведет к концентрации местожи­тельства работников. Лишь "перспективные деревни" смогут быть социально обустроены. В конце 1970-х гг. разработали про­ект ликвидации 200 тысяч неперспективных деревень.

В 1970-е — начале 1980-х гг. были проведены огромные рабо­ты по мелиорации сельскохозяйственных угодий с целью повы­шения их урожайности. Построили грандиозные каналы и системы для обводнения и орошения: Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский и др. каналы. В начале 1980-х гг. бы­ли разработаны проекты переброски части северных рек на юг: сибирских — в Среднюю Азию, европейских — в Каспий через Волгу. Но благодаря резкой критике писателей и публицистов, проект отложили.

Наконец, событием особой важности стало принятие в 1982 г. Продовольственной программы. Она предполагала решить про­довольственный вопрос в СССР к 1990 г.

Итоги экономического развития. Падение темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971—1975 гг.). За 15 лет (1970—1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается 11-й пятилетки (1981-1985), то она не была выполнена ни по од­ному основному показателю. В истории государственного пяти­летнего планирования это был первый случай общего срыва пла­на. В итоге, ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу на­селения, ни по уровню производительности труда, В США про­изводительность труда в промышленности в два раза, а в сель­ском хозяйстве в пять раз превышала соответствующие показате­ли в СССР.

В то же время в СССР проводилась широкомасштабная соци­альная политика. Отсутствие безработицы, бесплатное образова­ние и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспече­ние, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт тре­бовали крупных бюджетных средств, которые все с большим трудом доставляла экстенсивная экономика. Кроме того, огром­ных затрат стоило содержание раздутого государственного аппа­рата, прежде всего, вооруженных сил. Крупные средства трати­лись на поддержание международной политики СССР.

2. Концепция «развитого социализма». В центре общественно-политической мысли 1960-х — первой половине 1980-х гг. находилась концепция "развитого социализма". Она стала первой крупной ревизией установок III про­граммы партии о возможности построения коммунизма в отдель­но взятой стране. Концепция "развитого социализма" не разру­шала веры в коммунизм, но превращала последний из конкретно- исторической задачи снова в теоретическую. Согласно новой концепции, на пути к коммунизму лежит этап развитого социа­лизма, когда социализм должен приобрести целостность, т.е. гармоническое сочетание всех сторон и отношений - производст­венных, социально-политических, нравственно-правовых, идеоло­гических. Впервые концепция была изложена Л.И. Брежневым на XXIV съезде партии в 1971 г., затем дополнялась на двух после­дующих съездах. Настойчиво о ней говорили М.А. Суслов, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко. Развитой социализм они рассматрива­ли как неизбежный этап на пути к коммунизму.

Конституция СССР 1977 г. В 1977 г. концепция "развитого социализма" была юридически закреплена в новой Консти­туции СССР, которая должна была развить демократические положения конституции 1936 г. Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социальных прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бес­платное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. После 1977 г. в течение 5 лет были разработаны и приняты конкретные законы по реализации этих прав. Они были продублированы в республиканских консти­туциях, принятых в 1978 г.

Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Знаменитая 6 статья Конституции 1977 г. определяла компартию как "руководящую и направляющую" си­лу советского общества, КПСС провозглашалась "ядром полити­ческой системы".

Конституция также закрепила резко усилившуюся экономиче­скую и политическую роль союзного государства, "центра" за счет соответствующих прав республик. К концу 1970-х гг. коли­чество центральных министерств и ведомств достигло почти 90 (в 1924 г. их было 10, в 1936 г. — 20).

К важнейшим задачам союзного государства Конституция отнесла укрепление "новой социальной и интернациональной общности" - советского народа и единого народнохозяйственного комплекса — материальной базы этой общности.

3. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В сфере международных отношений 1970-е гг. прошли под знаком растущего авто­ритета и влияния СССР. Важнейшим событием международной жизни 1970-х гг. явилось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Идея созыва совещания была внесена в ООН Польской Народной Республикой в 1964 г. В 1966 г. ее поддержал XXIII съезд КПСС, поручив советскому ру­ководству добиться ее претворения в жизнь. В том же году за совещание высказались все члены Варшавского Договора. В 1969 г. идея Общеевропейского совещания была одобрена стра­нами НАТО и нейтральными государствами Европы.

От слов можно было переходить к делу, однако серьезное пре­пятствие мешало этому. Таким препятствием было нежелание ФРГ признать послевоенные границы в Европе. В 1969 г. к вла­сти в ФРГ пришли социал-демократы. Федеральным канцлером ФРГ стал председатель Социал-демократической партии Герма­нии (СДПГ) Вилли Брандт. Новое правительство пересмотрело "восточную политику", приняв во внимание послевоенные реаль­ности. Крупным шагом на этом пути стал Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г. Его стержнем стали обязательства сторон по территориальному вопросу. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех го­сударств в Европе. ФРГ навсегда отказалась от претензий на тер­риторию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области. В обмен Вилли Брандт добился от Л.И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия. Подобные договоры были заключены ФРГ с Польшей, Чехословакией, ГДР.

В 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства при­знали друг друга как независимые и суверенные. Спорный запад­ноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения четырехстороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Четыре государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ, и последняя должна свернуть в этом городе политическую деятельность. Путь к совещанию был расчищен.

Оно проходило в 1973—1975 гг. и завершилось в Хельсинки встречей руководителей 35 государств Европы, США и Канады.

Главным политическим итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались руково­дствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было десять: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная цело­стность государств; мирное урегулирование споров; невмеша­тельство во внутренние дела; уважение прав человека; равнопра­вие народов; взаимовыгодное сотрудничество государств; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Эти принципы в 1977 г. были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Последующие встречи участников Сове­щания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стали называться "Хельсинским процессом" или движением СБСЕ (с 1990 г. — ОБСЕ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Советское руководство расценивало Хельсинское совещание как свою крупную победу. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические стра­ны и, прежде всего, США признали рост сферы влияния СССР на Восточную и Центральную Европу, раскол Европы на два блока.

Отношения между СССР и США. Важным событием 1970-х годов стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг. аме­риканское руководство признало наличие военно-стратегичес­кого паритета СССР и США, т.е. примерное равенство воору­жений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.

В ходе переговоров руководителей СССР и США были подпи­саны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., перво­степенной важности были следующие: Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И. Брежнева и Р. Никсона; До­говор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракет­ной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важ­ных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР — Москву, т.е. в США приняли решение охранять средства нападения, а в СССР стремились сохранить свою многомиллионную столицу. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний — Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

В начале 1970-х гг. при активном содействии СССР была прекращена кро­вопролитная "вьетнамская война", развязанная США. С лета 1964 г. по 1972 г. американцы вели воздушную войну против Северного Вьетнама (ДРВ) и по­теряли в его небе более 5 тысяч самолетов. Советский Союз с самого начала войны оказывал ДРВ большую экономическую, политическую и военную по­мощь. С 1969 г. после прихода к власти в США президента Р. Никсона был взят курс на "вьетнамизацию" войны. Почти все войска США были из Южно­го Вьетнама выведены. В мае 1972 г. в ходе московских переговоров Л.И. Брежнева и Р. Никсона советская сторона добивалась прекращения как варварских бомбардировок ДРВ, так и войны в целом. В январе 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Парижское соглашение явилось победой вьетнамского народа. В эту победу внес вклад и СССР. Был ликвидирован самый серьезный и крова­вый международный конфликт 1960—1970-х гг. После объединения двух час­тей Вьетнама в единую социалистическую республику (1976 г.) в Москве был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и СРВ (1978 г.). Когда в начале 1979 г. Китай предпринял вооруженную интервенцию во Вьетнаме, Советский Союз добросовестно выполнил свои обязательства по договору. Агрессор был вынужден освободить оккупированные территории.

Отношения СССР с социалистическими странами. Во второй половине 1960-х - 1970-е гг. Углублялось сотрудничество СССР со странами "социалистического содружества". Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу совре­менной истории мира. Особенно ярко углубление социалистиче­ского сотрудничества проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. в рам­ках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сбли­жение народнохозяйственных структур, валютных систем, коор­динацию планов, создание крупных интернациональных пред­приятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капи­талистических стран, проявившейся в создании транснациональ­ных корпораций, а также курсе на экономическое объединение западных стран в системе Общего рынка.

На фоне расширявшегося сотрудничества со странами содру­жества резким диссонансом выглядели советско-китайские отно­шения, которые прежде определяли мощь социалистической сис­темы. Из недружественных они стали враждебными. В конце 1960-х гг. Советский Союз подтянул к советско-китайской и мон­гольско-китайской границе значительные силы. Это было вызва­но вооруженными нападениями Китая на советскую территорию весной 1969 г. (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тысяч военных и гражданских лиц. Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальный характер. С осени 1969г. были начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, безуспешно, часто заходили в тупик. После смерти Мао Цзедуна (сентябрь 1976 г.) ситуация не изменилась. В начале 1980-х гг. новый лидер Китая Дэн Сяопин сформулировал оче­редные "препятствия" на пути нормализации отношений между КНР и СССР. Их было три: 1) советские войска в МНР и на со­ветско-китайской границе; 2) поддержка Советским Союзом вьетнамского военного вмешательства в Кампучию; 3) советские войска в Афганистане. Подход к решению этих вопросов был намечен во второй половине 1980-х гг.

Во второй половине 1960-х гг. возникла угроза раскола со­дружества, вызванная политикой нового руководства Чехосло­вакии во главе с А. Дубчеком. Избранный в январе 1968 г. Пер­вым секретарем ЦК КПЧ А. Дубчек стал инициатором строи­тельства новой модели социализма — "социализма с человече­ским лицом". На практике это привело к серьезной попытке выйти из-под советского влияния, а также из "социалистическо­го содружества". Ведущей стала ориентация на Запад. (Во мно­гом это напоминало попытку венгерского правительства И. На­дя в 1956 г. начать строить систему демократического, рыноч­ного социализма). Попытка была пресечена силой внешнего вмешательства. По инициативе советского руководства в Чехо­словакию были введены войска СССР и других социалистиче­ских стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло к укреплению отношений ЧССР с СССР.

Острый кризис системы содружества разыгрался также в конце
1970-х гг. в Польше. Рабочий профсоюз "Солидарность" органи­зовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Советский Союз принял политическое участие в разрешении кризиса. В 1981—1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье. Тем не менее, польский кризис явился началом распа­да социалистической системы в Европе.

Международная напряженность рубежа 1970-1980-х гг. На рубеже 1970—1980-х гг. международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния).

В 1979—1980 гг. США развернули широкую кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. Реклами­ровали "гуманность" этого вида оружия массового поражения тем, что оно не разрушает, не сжигает, а только умерщвляет все живое. Кампания захлебнулась в мощной волне массового про­теста, прокатившейся по странам Запада. Тогда новое руководство США во главе с президентом Р. Рейганом приняло реше­ние разместить в Западной Европе крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР и его союзни­ков. Ракеты были размещены в 1983—1984 гг. на территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласия руководства этих стран.

Почти все ведущие капиталистические страны объявили науч­но-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Ко­ординационный Комитет по экспортному контролю (КОКОМ, созданный по инициативе США в 1949 г.), который и прежде же­стко контролировал экспорт в социалистические страны, ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. СССР, несмотря на свой мощный потенциал, оказал­ся в ловушке технологической зависимости от Запада по страте­гическим поставкам.

В свою очередь и СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силой. В конце 1979 — начале 1980 гг. руководство СССР откликнулось на неоднократные просьбы ру­ководителей Демократической Республики Афганистан оказать военную помощь в проведении "революционных" преобразова­ний в обществе и защите страны от возможной интервенции. СССР оказался втянутым в гражданскую войну в ДРА. Введя войска в Афганистан, Советский Союз оказался в международной изоляции, как США во время "вьетнамской войны". Абсолютное большинство стран — членов ООН решительно осудили советский метод решения "афганского вопроса". Широкомасштабная военная помощь оппозиции со стороны США и их союзников стала приносить СССР ощутимые человеческие и материальные потери.

В 1984 г. Советский Союз по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в этих странах свои ядерные ракеты сред­него радиуса действия (на Западе их назвали "СС-20"). Предпри­нятые сверхдержавами шаги сломали европейскую разрядку, на­рушили зыбкую стабильность в мире, подвели мир к опасной черте.

В конце 1970-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую кампанию, втягивая в нее неполитиче­ские общественные силы. В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXII Олимпиаде в Москве, не прислав на нее своих представителей. В ответ по инициативе ЧССР социали­стические государства в знак протеста против размещения аме­риканских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа бойкотировали XXIII Олимпийские игры 1984 г. в США.

Антисоветская кампания в мире усилилась осенью 1983 г. в связи со сбитым над территорией СССР южнокорейским пасса­жирским самолетом. Тон ей задал президент США Р. Рейган, на­звавший Советский Союз "империей зла". Льды "холодной вой­ны" сомкнулись.

В середине 1980-х гг. новое руководство СССР решило резко активизировать внешнюю политику, вырвать Советский Союз из международ­ной изоляции.

Были определены следующие, традиционные для советской внешней политики, задачи: достижение всеобщей безопасности и разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества, в особенности; укрепле­ние отношений с освободившимися странами в целом, со страна­ми "социалистической ориентации", в особенности; восстановле­ние взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения.

Эти направления были одобрены XXVII съездом партии в начале 1986 г. Однако в 1987—1988 гг. в них были внесены значи­тельные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С. Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира" (осень 1987 г.). Активное участие в оп­ределении и реализации принципов "нового политического мыш­ления" во внешней политике СССР принимали министр ино­странных дел Э.А. Шеварднадзе, член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев, послы СССР и США.

"Новое политическое мышление" (НПМ) во внешней политике явилось попыткой реализации "идей перестройки" на международной арене. Основные принципы НПМ сводились к следую­щему: отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы — капиталистическую и социалистическую и признание современного мира единым, взаимосвязанным, взаимозависимым; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности; отказ от прин­ципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т.п.).

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация меж­государственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство "общеевропейского дома" и единого европейского рынка, войти в который планиро­валось в начале 1990-х гг. В качестве решающего шага на этом пути Политический Консуль­тативный Комитет стран Варшавского Договора по инициативе со­ветского руководства принял в мае 1987 г. "Берлинскую деклара­цию", содержащую предложение об одновременном роспус­ке ОВД и НАТО и, в первую очередь, их военных организаций. Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударствен­ных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г., в сороко­вую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В ответ руково­дство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Мораторий был временно отменен в апреле 1987 г. 15 января 1986 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев выступил с заявлением "В 2000-й год без ядерного оружия". В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI веку.

Курс к безъядерному миру последователь­но проводился в ходе советско-американ­ских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в ноябре 1985 г. и стали еже­годными. Встречи и переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, затем Дж. Бушем способствовали уничтожению образа врага, налажи­ванию всесторонних отношений между двумя государствами и привели к подписанию двух договоров по военным вопросам. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и меньшей дальности). Впервые был начат по­ворот от гонки вооружений к разоружению через уничтожение целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г., он привел к ликвидации к маю 1990 г. более 2,5 тыс. ра­кет (в т.ч. почти 2/3 советских). Это составило примерно 4% ми­рового запаса ядерного оружия. В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступатель­ных вооружений (ОСНВ-1). Это был второй договор, предусмат­ривавший ликвидацию части ядерного оружия.

В 1987 г. в ходе переговоров М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана (май 1988 г. — фев­раль 1989 г.) стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР. В декабре 1989 г. II съезд народных депутатов СССР осудил и при­знал грубой политической ошибкой "необъявленную войну" в со­седней стране. Эта оценка была отражена в постановлении съезда "О политической оценке решения о вводе советских войск в Афга­нистан в декабре 1979 г.". С 1989 г. по 1991 г. помощь просовет­скому правительству Кабула Советский Союз оказывал главным образом в виде оружия, боеприпасов и продовольствия.

В январе 1989 г., подписав "Венскую декларацию" СБСЕ, Со­ветский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы (включая свободу мысли, совести, религии и убеждений). В соответствии со взятыми обязательствами через несколько месяцев, в мае то­го же года, были подготовлены проекты Закона о свободе со­вести и религиозных организаций и Указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Указ вступил в силу с января 1993 г. Весной 1989 г. Президиум ВС СССР принял Указ "О сокраще­нии Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в течение 1989—1990 гг.". Согласно Указу, в том же году началось сокраще­ние вооруженных сил на 500 тыс. человек, а также форсированный вывод советских частей из европейских и других социалистиче­ских стран. Оборонные расходы были сокращены на 14,2%.

1989 г. стал переломным в отношениях между СССР и КНР. Поскольку вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск СССР из Монголии снимал два из трех препятствий, которые, по мнению руководителей КНР, мешали нормализации отношений между двумя странами, то оставалось третье — "кампучийская проблема". Руководство СССР своим примером и прямым политическим влиянием смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода своих войск из Кампучии (он был завершен осенью 1989 г.). Открылась возможность для со­ветско-китайской встречи на высшем уровне. Она состоялась в мае-июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

1989 г. стал переломным и в отношениях между СССР и странами "социалисти­ческого содружества", руководители кото­рых не приняли "нового политического мышления", считая что оно приведет к изменению общественно-политического строя. Курс советского руководства вызвал резкое падение авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР. Всплеск антисоветских и антикоммунистических настрое­ний перерос в серию восточноевропейских «бархатных» револю­ций, в ходе которых компартии были отстранены от власти (вто­рая половина 1989 г. — начало 1990 г.). Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.).

Пришедшие к власти национально-демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на сближение со странами НАТО, выразив готовность вступить в НАТО и Общий рынок, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Что касается бывшего "форпоста социализма" в Европе — ГДР, то как государство она вообще перестала суще­ствовать, войдя в 1990 г. в состав ФРГ. Политическому обостре­нию отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание процесса экономической интеграции соцстран. Ре­шающим шагом на этом направлении стал перевод взаиморасче­тов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьез­но сказалось как на дестабилизации рубля, так и на всей системе "экономической взаимопомощи". Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД, а ЕЭС и НАТО укрепили свое влияние. Границы стран Восточной Европы оказались открыты для массированного проникновения западноевропейских товаров и капиталов.

В обмен на грандиозные односторонние уступки администра­ция Горбачева рассчитывала на "добрую волю" стран Запада в политической и финансовой сферах. Однако Запад не спешил компенсировать Советскому Союзу его политические и экономи­ческие потери. Ухудшение внутриэкономического положения заставило руководителей СССР в 1990—1991 гг. обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего, странам "семерки" (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990—1991 гг. они оказали Советскому Союзу "гуманитарную" помощь (главным образом продовольствием, медикаментами и медоборудованием). Серьезной финансовой помощи не последовало. Страны "семерки" и Международный валютный фонд (МВФ), обещая такую помощь, летом 1991 г. отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР. Они все больше склоня­лись к поддержке отдельных республик СССР, поощряя их сепаратизм.

4. Экономические преобразования. В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены следующим образом: Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко (с июля), Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 г. оставался Н.А. Тихонов, которого затем сменил Н.И. Рыжков. Руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восста­новление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе и на международной арене.

Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в план 12-й пятилетки (1986— 1990гг.). Он получил название "курса на ускорение социально-экономического развития".

Четыре фактора, по мнению руководства, диктовали необходи­мость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные за­дачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производ­ства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ — стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной эко­номической независимости страны (главным образом, на стратеги­ческих направлениях от западных поставок); наконец, задача пре­кращения падения темпов развития, сползания экономики к кризи­су, создания образцовой экономической политики.

Как понималось ускорение? Прежде всего, как повышение тем­пов экономического роста. В 1986—1987 гг. М.С. Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Далее, ускорение понималось и как новое качество роста, т.е. рост на базе научно-технического прогресса за счет повышения произво­дительности труда, интенсивного развития.

Под понятие "ускорение" подводилась и "активная социальная политика". Было обещано "круто повернуть" экономику к социальной сфере, проводить целостную социальную политику, суть которой в последовательном и повсеместном утверждении прин­ципа социальной справедливости. Руководство страны в 1985—: 1986 гг. заверило народ, что забота о его благосостоянии станет, наконец, главной заботой государства, и определило шесть задач повышения благосостояния на XII пятилетку и на период до 2000 года. Среди них выделялись две — продовольственная и жилищ­ная. Продовольственная считалась приоритетной внутриполитической задачей и ее решение должно было осуществиться к 1990 г. Решение жилищной ("каждой семье благоустроенную отдельную квартиру") отодвигалось на конец века.

С чего начали ускорение? Как и в предыдущие пятилетки, с тя­желой промышленности. Машиностроению была отведена роль "ключевого звена" реконструкции народного хозяйства. Перейти от производства отдельных станков к производственным ком­плексам, промышленным роботам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение — таков был пер­вый порыв. Он требовал больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ве­теранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю и мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных пар­тией задач. Энтузиазм "молодого поколения" надеялись напра­вить на приведение в действие "скрытых резервов" роста, чтобы уже сейчас, сегодня, не дожидаясь нового класса машин, добить­ся ускорения.

Решить эту задачу было намечено, используя следующие ре­зервы. Полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух-четырехсменку. Укрепить трудовую дисциплину, рав­няясь на опыт передовиков. Силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, немедленно повысить качество продук­ции. С этой целью создавалась еще одна контролирующая ин­станция — госприемка.

Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала ава­рия на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколе­ний. "Чернобыль" стал мрачным символом катастрофы, надви­гающейся на общество и государство.

В 1987 г. решено было сменить провалившуюся «концепцию ускорения" на "концепцию пе­рестройки". Ускорение оставалось целью, пе­рестройка же рассматривалась как широкомасштабное средство ее достижения. В 1987—1988 гг. перестройка сводилась главным образом к "радикальной экономической реформе", затем в неё включили реформу политической системы и курс на "обновление" идеологии.

Идея перевода жестко централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.

Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Они должны были стать самостоятельными (обособленными) хозяйственными единицами, составив основу рыночного сектора экономики. Предприятия переводились на самоокупаемость и хоз­расчет, не централизованно, а самостоятельно могли выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Цены же как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хо­зяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в т.ч. создания совместных предприятий и свободной продажи своей продукции на рынке, в т.ч. и внешнем. Государство, таким образом, частично отступало от своей монополии на внешнюю торговлю. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю производимую продукцию, государство включило в госзаказ, вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно госзаказ снижать, втягивая предприятия в хозрасчет­ные отношения. Трудовые коллективы получили право (через несколько лет ликвидированное) выбирать руководителей всех рангов и рабочего контроля за деятельностью администрации.

Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности ми­нистерств и ведомств, а также их аппарата, переход на "партнер­ские" отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел.

В 1988 г. были приняты еще два закона, открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства: Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД).

В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втянут аграрный сектор. На мартовском (1989 г.) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также отказаться от борьбы с личным под­собным хозяйством, развернутой в 1986—1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. При­знавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхо­зов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских хо­зяйств (крестхозов или фермерских хозяйств).

Признание целесообразности, а затем необходимости строи­тельства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о понимании руководством страны серьезно­сти кризиса сельскохозяйственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что "важнейшая внутриполитическая задача" -- Продовольственная программа — провалена, она была перенесена на 1990-е гг. К ее решению подключились все типы сельских хозяйств и горожане, любители садов и огоро­дов. Руководство СССР не осмеливалось отказаться от обещания "накормить народ", опасаясь окончательного падения подорван­ного авторитета власти.

В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приня­ло широкие масштабы, включая перестройку отношений собствен­ности во всех отраслях народного хозяйст­ва (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провоз­глашена новая цель экономической реформы —не ус­корение, а переход к рыночной экономике.

Поскольку государство, отказываясь от пятилетних всеохва­тывающих планов, не хотело и не могло свернуть свою роль в экономической жизни, то была выбрана модель "регулируемого рынка". Она предполагала сочетание плана и рынка и была за­креплена в постановлении Верховного Совета СССР "О концеп­ции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР" (июнь 1990г.).

Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании 12-й пя­тилетки. Это была программа "арендизации экономики", главным разработчиком которой был академик Л. Абалкин. Она оконча­тельно сменила программу "ускорения экономического роста", к создателям которой относили академика А. Аганбегяна. Согласно новой программе, до 1995 г. было намечено перевести на аренду 20% промышленных предприятий.

В том же году активные критики избранного курса (академик С. Шаталин и др.), доказывая, что есть или план, или рынок, а то и другое вместе — это "жареный лед", разработали свою про­грамму. В ее создании большую роль сыграл кандидат экономи­ческих наук Г. Явлинский. Она получила название "500 дней". Это была программа поэтапной "приватизации экономики". По­скольку она предусматривала не просто сокращение, а лишение союзного правительства монопольной экономической власти, альтернативная программа была отклонена.

Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. И они довольно быстро стали приниматься Верховным Советом СССР: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о земле, о предприятиях в СССР, о местном самоуправлении и местном хозяйстве и др. Они должны были регулировать процессы децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, создания акционерных обществ, развития мелких предприятий, развертывания свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. С конца 1989 по 1991 гг. было принято более ста законов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало.

Если в 1986—1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%), то с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%. Реальные доходы населения стали падать. В стране возник острый дефицит на все товары. Цены на них стали возрастать. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., она стала осознанной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Первыми взялись за это, казалось, давно забытое, оружие шахтеры ("горячее лето" 1989 г.). Они заявили на своем съезде, что не считают КПСС пар­тией рабочего класса. Шахтеров поддержали трудящиеся других отраслей, хотя и менее организованно.

В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и "срыв перестройки", глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Новый глава правительства В.С. Павлов, надеясь оживить финансовую систему, решился на непопулярные меры: обмен денег и повышение цен в 2—10 раз (апрель, 1991 г.). "Павловское" по­вышение цен сопровождалось 40% компенсацией населению за понесенные убытки. Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии народов союзного государства были отда­ны республиканским руководителям, которые обещали провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо.народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б.Н. Ельциным.

В 1988 г. союзное руководство во главе с М.С. Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система и переключило свое главное внимание на политические преобразования.

Политическое развитие. С принятием "Новой редакции" Программы КПСС официально началось практическое свертывание коммунистической идеологии в партии и обще­стве. Ее вытеснили "идеи перестройки", о которых активно заговорили после январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС. На пленуме, посвященном кад­ровой политике, М.С. Горбачев предложил подбирать кадры руководителей, исходя из их приверженности "идеям перестройки". Летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партконференции Генераль­ный секретарь впервые обнародовал целый комплекс идей по пе­рестройке политической системы в СССР. М.С. Горбачев предло­жил создать новый высший орган власти — Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий орган, изменить избирательный закон. Выборы народных депута­тов предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций, а не всенародным голосованием. Намечалось создание Комитета Конституционного надзора по со­блюдению Конституции СССР. Далее М.С. Горбачев предложил соединить в одних руках посты партийных и советских руководи­телей сверху донизу по всей стране, одновременно учредив пост "председателя Совета" (от Верховного до районного); наконец, взять курс на гласность, отказаться от неоправданной засекре­ченности деятельности политической системы.

Итогом развернувшегося курса на гласность стало духовное и идейное раскрепощение общества. Существенно была смягчена цензура в средствах массовой информации, число которых резко возросло. Стали появляться периодические издания различной идейной направленности. Начала публиковаться ранее запрещенная или засекреченная литература и документация. Появились произведения искусства, далеко выходившие за рамки метода соцреализма. Официально было заявлено о приоритете общече­ловеческих ценностей над классовыми. Перестала подвергаться государственным ограничениям деятельность церкви.

Намеченные XIX Всесоюзной партийной конференцией меры были в большинстве своем реализованы осенью 1988—1989 гг. Был принят новый избирательный закон, проведены выборы народных депутатов СССР, в мае-июне 1989 г. состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, затем избран Верховный Совет СССР во главе с М.С. Горбачевым, проведены республиканские съезды народных депутатов. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 г. стал Б.Н. Ельцин. Инициатива реформирования политической системы перешла в руки народных депутатов. Реформа на этом этапе проходила под лозунгом "Вся власть Советам!".

Весной 1990 г. была определена новая цель реформы — переход к правовому государству, государству, где правят законы, а не люди. Предполагалось, что только оно в состоянии обеспечить переход к рынку и демократическому обществу.

Среди первостепенных задач реформирования политической системы были создание президентской системы власти в СССР и переход к многопартийности. Решение этих задач было начато III съездом народных депутатов СССР (март 1990 г.). Он избрал Президентом СССР М.С. Горбачева.

Вскоре стала оформляться и структура президентской власти, одним из главных звеньев которой стал Президентский Совет, преобразованный в начале 1991 г. в Совет Федерации, а в конце года — в Госсовет. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской власти. III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст.6 Кон­ституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе.

Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС, цементирующей силы как полити­ческой системы СССР, так и самого союзного государства. Распад шел по двум направлениям — национальному и идейному.

В декабре 1989 г., затем в апреле и октябре 1990 г. заявили о своем выходе из КПСС компартии прибалтийских республик. Попытки руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым предотвратить этот процесс потерпели поражение. Лидер КП Литвы А.Бразаускас был признан главным раскольником. Одновременно в самих компартиях прибалтийских республик произошел раскол. Из них вышли комму­нисты (главным образом, представители некоренной национально­сти), которые объединились в компартии "на платформе КПСС".

Что касается идейного раскола КПСС, то он происходил как раз по вопросу, что считать "платформой КПСС". Прежняя програм­ма партии в ее новой редакции была отброшена. Новой не было. Это способствовало фактическому расколу КПСС на две фрак­ции: коммунистическую и социал-демократическую. В 1990 г. партийным руководством была разработана одобренная XXVIII съездом КПСС (лето 1990 г.) платформа строительства "демокра­тического социализма", в центре которого должен стоять человек. Это была платформа мирного преобразования партии из комму­нистической в социал-демократическую западного образца. Пла­ну не суждено было сбыться.

Несмотря на то, что в КПСС возникло несколько платформ (демократическая, марксистская, группа "ленинградского съезда" инициативников и др.), ни раскол, ни преобразование КПСС оформить не удалось. В 1990 г. была создана КП РСФСР как со­ставная часть КПСС, объединившая партийные организации на территории Российской Федерации. Поскольку она создавалась по инициативе сверху, то ее руководство долго не признавалось многими партийными организациями.

После "августовского путча" 1991 г. и последующего ареста высших должностных лиц союзного государства, включая Председателя Верховного Совета А.И. Лукьянова, приостановки (23 августа) и запрета компартии на территории России (ноябрь 1991 г.), политическая система СССР была обречена.

Национальный вопрос. В 1986 г. XXVII съезд КПСС категорически заявил, что национальный вопрос в СССР решен полностью. Однако в 1988 г. оппози­ционные силы в Прибалтике взяли курс на выход своих республик из СССР.

Одновременно в Закавказье разразился конфликт между Арменией и Азербайджаном по вопросу принадлежности Нагорного Карабаха. Армения настаивала на включении его в состав своей респуб­лики, за это выступали армяне Нагорно-Карабахской АО, состав­лявшие 80 % ее населения. Азербайджан выступал против террито­риального передела своей республики. Конфликт принял формы кровавой и затяжной войны. Азербайджанцы стали покидать Арме­нию, армяне — Азербайджан. Количество беженцев в Закавказье вскоре превысило 300 тысяч. Многие из них стали жертвами терро­ристических актов и прямых вооруженных конфликтов. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал первым очагом будущего всесоюзного пожара.

Весной—летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие рес­публики СССР, включая Россию, приняли декларацию о нацио­нальном суверенитете, фактически противопоставив себя союзно­му государству. Национальный суверенитет был перенесен вскоре на суверенитет государственный, когда республики заявили о при­оритете своего законодательства над союзным. Союзные и респуб­ликанские законы часто противоречили друг другу. Законодатель­ное двоевластие стало первым этапом конституционного кризиса, завершившегося распадом союзной государственности.

В этих условиях Горбачев предложил первый вариант нового союзного договора по "обновлению СССР". Обсуждение этого и других вариантов, проведенное в 1991 г., получило (по названию резиденции Горбачева) наименование "новоогаревского процесса". Он намечал предоставление респуб­ликам широких полномочий с сохранением единого государства. Дискуссии велись по приоритетам: "сильный центр – сильные республики" или "сильные республики — сильный центр".

17 марта 1991 г. в стране прошел референдум о судьбе СССР, на котором абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде. Многие плохо представляли себе суть этого обновления.

В апреле 1991 г. в "обновленный Союз" под названием "Со­дружество Суверенных Государств" (ССГ) согласились вступить десять из пятнадцати республик. Грузия участвовала в перегово­рах, но Заявление не подписала. На 20 августа было намечено подписание нового союзного договора. Проект договора об ССГ предусматривал преобразование союзного государства в конфе­дерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохра­нением системы президентской власти.

19—21 августа 1991 г. была предпринята попытка силовым путем предотвратить эту перспективу, сохранив реальную власть в руках союзного центра.

18 августа 1991 г. находившийся на отдыхе в Крыму президент СССР М.С. Горбачев был блокирован на даче в Форосе. 19 августа был учрежден Го­сударственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) из 8 человек. В его состав вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, руководители силовых структур — министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков. Президен­та СССР М.С. Горбачева объявили временно отстраненным от управления госу­дарством по состоянию здоровья. ГКЧП заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить распада СССР. В ряде областей было объявле­но чрезвычайное положение, административная власть должна была перейти в них к военному руководству; деятельность оппозиционных партий и средств массовой информации запрещалась; в Москву были введены войска. В то же время ГКЧП объявил о продолжении курса на экономическую реформу.

Передовая общественность сразу заявила о неконституционном характере действий ГКЧП. Свободные радиостанции уже 19 августа назвали события в Москве путчем. Началось активное сопротивление действиям путчистов. Ре­шающую роль в нем сыграло население Москвы, Ленинграда, ряда других го­родов. На улицы Москвы, наводненные войсками, вышли сотни тысяч людей, протестуя против политики ГКЧП. Оппозицию ГКЧП возглавил Президент Б.Н. Ельцин. На сторону российского руководства перешел ряд военных час­тей. Москвичи многотысячным кольцом окружили резиденцию Ельцина — здание Верховного Совета РСФСР ("Белый Дом"). В этих условиях ГКЧП не решился начать вооруженные действия и уже 21 августа практически был лишен власти. 22 августа его члены были обвинены в попытке государствен­ного переворота и арестованы. Реальная власть в Москве окончательно пере­шла от союзных органов к руководству РСФСР.

После провала попытки установить в стране чрезвычайное положение начался новый и заключительный этап распада СССР. Его не приостановило возобновление "новоогаревского процесса", в котором теперь участвовало семь республик. Круп­нейшая после РСФСР республика - Украина в переговорах участвовать отказалась. Сразу после подавления "августовского путча" три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре Президент СССР подписал указы о призна­нии этого выхода.

8 декабря руководители трех "славянских республик" — РСФСР, УССР и БССР заявили о роспуске СССР и создании "Содружества Независимых Государств" (СНГ). Это событие, произошедшее в тайне от Президента СССР и народов страны, вошло в историю как "Беловежское соглашение". Оно было дос­тигнуто между Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, Президен­том УССР Л.М. Кравчуком и Председателем Верховного Совета БССР С.С. Шушкевичем. 21 декабря одиннадцать республик поддержали "Беловежское соглашение" о создании СНГ и рос­пуске СССР ("Алма-Атинское соглашение").

25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия, а 26-го Верховный Совет СССР решением одной палаты (Совета Союза) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.

Социально-экономическое развитие Росси


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: