Информация как предмет бухгалтерского дела

ГЛАВА 3. УЧЕТ РАЗНИЦ

Прием-передача дел.

Статус и структура бухгалтерии

Современные профессии бухгалтера. Требования к должности

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.3 Делопроизводство: организация документооборота, содержание внутренней документации.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Методология: понятие и содержание бухгалтерского дела

1.2 Информация как предмет бухгалтерского дела

Бухгалтерское дело – это сфера знаний и деятельности человека в области формирования бухгалтерской информации.

Содержание бухгалтерского дела раскрывается в трех ключевых аспектах, представляющих собой неразрывные элементы одной системы, которые в свою очередь правильнее рассматривать в разрезе уровней их охвата и глубины (см. рисунок 1).

аспекты уровни Методология Организация Техника
Глобальный Общая методология формирования информации Международная организация бухгалтерского дела Основы мировой техники учета
Средний Особенности учета в пределах страны Особенности организации бухгалтерского дела в пределах страны Принятая техника учета в пределах страны и сферы деятельности (отрасли)
Частный Особенности учета у экономического субъекта Особенности организации бухгалтерского дела у экономического субъекта Принятая техника учета у экономического субъекта

Рис.1 – Матрица содержания бухгалтерского дела

Поэтому бухгалтерское дело следует понимать именно как систему взаимосвязанных элементов - методологии, техники и организации построения и функционирования человека в области формирования бухгалтерской информации.

В данных аспектах методология - это понимание объекта, предмета бухгалтерского дела, подходы к толкованию понятий и категорий, система принципов и методов.

Организация - это место бухгалтерского дела в различных сферах деятельности – создание ассоциаций, палат, системы регламентации, а также место бухгалтерского дела в система управления экономического субъекта.

Техника - это форма учета, алгоритм действий, совокупность и последовательность процедур формирования информации.

Бухгалтерское дело как система также является частью систем, которые нужно рассматривать обязательно на глобальном, среднем и частном уровнях:

- на глобальном уровне это часть научных систем – научных теорий, знаний (наука бухучет смежные), организационных (бухучет, аудит, контрольные службы, международные организации, система образования);

- на среднем уровне бухгалтерское дело является частью информационной системы страны;

- в частном аспекте – часть системы управления организации.

Основная цель БД – формирование и предоставление обусловленной информации о хозяйственных операциях экономического субъекта для заинтересованных пользователей. В отличие от бухгалтерского учета непосредственно БД имеет путные задачи самоорганизации - процесс упорядочения в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия – для оптимизации (наилучшего варианта на данный момент времени и при существующих условиях). БУ же является частью, результатом БД, внешним проявлением.

Функция бухгалтерского дела – возможности которые дает бухгалтерское дело – это упорядочение получаемой информации (стандартизация на базе законодательства, международных организаций и т.п.), также совершенствование структуры-содержания самой информации как и непосредственно возможность её получения.

Субъектом бухгалтерского дела на разных уровнях организации может выступать:

- международная ассоциация, федерация:

- правительство, министерство, ведомство страны;

- бухгалтерия, бухгалтер, ответственные лица.

Объектами бухгалтерского дела выступает система организации процесса формирования и сам процесс формирования информации о хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Предмет бухгалтерского дела – информация о фактах хозяйственной жизни происходящих с объектами.

Получение информации и само её содержание происходит через ряд процедур в разрезе методологии (принципы, метод), техники (формы), организации, а также законодательства как неотъемлемой части и техники и организации и методологии в настоящее время.

Таким образом, складывается методологическая схема бухгалтерского дела (см. рисунок 2) как схема основ формирования бухгалтерской модели хозяйствования, и сам процесс формирования информации есть моделирование реальной хозяйственной деятельности в статике и динамике.

 
 


Рис.2 – Методологическая система бухгалтерского дела

Комментарии к схеме

О фактах хоз.жизни. и хозяйственных операциях устно.


Учетная информация - основа для выработки управленческих решений, принимаемых как внутренними пользователями (руководством фирмы), так и внешни­ми (акционерами, кредиторами, инвесторами и т. п.). Ин­формация в системе бухгалтерского учета собственно и наделяет его основными функциями: информационной, контрольной и аналитической.

Несмотря на важность информации для управления и то, что она составляет основу бухгалтерского учета, нет точного определения информации как понятия, категории.

"Информация - это не вещь" (Эшби У. Введение в кибернетику. М., 1958. С. 126)

"Как энтропия есть мера дезорганизации, - пишет Н. Винер, - так и передаваемая рядом сигналов информация является мерой организации" (Винер Н. Кибернетика и общество. С. 34)

Человек пришел к идее информации после того, как оказался перед лицом систем, искусственно созданных им самим, в которые был заложен рациональный принцип организации. Поэтому информация ассоциируется с упорядоченностью, с определенностью, системностью, организованностью и будет давать возможности бухгалтерскому учету, если имеет эти свойства.

Но что же считать бухгалтерской информацией? С нашей точки зрения подходит простое определение: бухгалтерская информация – это сообщение формируемое и передаваемое в установленной форме. Содержание и форма такого сообщения определяет его именно как бухгалтерскую, а не иную информацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: