Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

План лекций

Тема 2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности

1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

в РФ

2 Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности"

3 Аудиторские стандарты

4 Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

5 Лицензирование аудиторской деятельности

6 Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных

аудиторов

7 Права и обязанности аудируемых экономических субъектов

8 Аудиторская тайна

9 Ответственность аудиторов и аудиторских организаций

В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

В настоящее время в РФ сформировалась многоуров­невая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Эта система включает 4 уровня (табл.2.1).

Таблица 2.1

Уровни регулиро-вания Виды и наименования нормативных документов Область регулирования Степень разработанности
I Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе Закон принят
II Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг Федеральные стандарты разрабатываются (вместо них пока действую 38 российских правил (стандартов))
Законодательные и подзаконные нормативные акты Разрабатываются и приводятся в соответствие с ФЗ нормативные документы в области аттестации аудиторской деятельности
III Правила (стандарты)аудиторских аккредитованных профессиональных объединений Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне объединений, министерств и ведомств Разрабатываются аккредитованными аудиторскими объединениями
Министерствами и ведомствами принят ряд документов по специфическим видам аудита
IV Внутрифирменные аудиторские стандарты Используются аудиторами при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Первый уровень представлен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 (к ред. от 30.12.2004 г.).

Второй уровень составляют постановления Правительства, указы Президента, приказы, распоряжения и письма федерального органа, уполномоченного регулировать аудиторскую деятельность, принятые на основании и во исполнение федерального закона. Данные документы регулируют вопросы лицензирования и аттестации аудиторской деятельности, а также правила работы профессиональных различных аудиторских объединений и совета по аудиторской деятельности при уполномоченном органе.

Также второй уровень представлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23.09.2002 г. Данные стандарты являются общеобязательными для всех субъектов аудиторской деятельности (аудиторов), так как устанавливают единые нормы проведения аудита.

Третий уровень - это стандарты профессиональ­ных аудиторских объединений, которые являются обязательными для их членов, а также требования различ­ных министерств и ведомств при проведении аудита предприятий конкретных отраслей.

Четвертый уровень включает в себя внутрифирменные стандарты, которые разрабатываются аудиторскими орга­низациями самостоятельно. Содержание и форма этих документов являются прерогативой аудиторской фирмы и направлены на повышение качества и престижа на рынке аудиторских услуг.

В соответствии с Федеральным законом «Об ауди­торской деятельности» регулирование аудиторской дея­тельности в РФ осуществляется следующими органами:

• уполномоченным федеральным органом государ­ственного регулирования аудиторской деятельности;

• советом по аудиторской деятельности при уполно­моченном федеральном органе;

• аккредитованными профессиональными объедине­ниями.

Уполномоченным федеральным органом государствен­ного регулирования аудиторской деятельности, в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80, является Министерство финансов РФ.

Основные функции уполномоченного органа определены ст. 18 Закона «Об аудиторской деятельности»:

• издание в пределах своей компетенции норматив­ных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

• организация разработки и представление на утвер­ждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• организация в установленном законодательством порядке системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;

• организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

• контроль над соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• определение объема и порядка представления упол­номоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных ауди­торов;

• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуаль­ных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров, предо­ставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

• аккредитация профессиональных аудиторских объ­единений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создан совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ. Положение о Совете утверждено приказом Минфина России от 03.06.2002 № 47н.

Совет по аудиторской деятельности согласно ст. 19 Закона «О6 аудиторской деятельности»:

• принимает участие в подготовке и предваритель­ном рассмотрении основных документов аудитор­ской деятельности и проектов решений уполномо­ченного федерального органа;

• разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пере­сматривает и выносит на рассмотрение уполномо­ченным федеральным органом;

• рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объедине­ний и вносит соответствующие рекомендации на рас­смотрение уполномоченного федерального органа;

• осуществляет иные функции в соответствии с по­ложением о совете по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем Минфина по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В со­став совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональ­ной деятельности организаций, подлежащих обязатель­ному аудиту.

Представительство аккредитованных про­фессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51% от общего состава совета. В состав совета по ауди­торской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российс­кой Федерации (Банка России) и пользователей ауди­торских услуг.

Согласно При­каза Минфина РФ от 29.04.2002 г. № 38н «Об утверж­дении Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Ми­нистерстве финансов Российской Федерации»: Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - это саморегулируемое объединение аудито­ров, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации в целях обеспечения условий ауди­торской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, ус­танавливающее обязательные для своих членов внутрен­ние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематиче­ский контроль за их соблюдением, получившее аккреди­тацию в уполномоченном федеральном органе

Профес­сиональное аудиторское объединение, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и/или не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации.

Под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное призна­ние и регистрация этим органом профессиональных ауди­торских объединений.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

• участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномо­ченным федеральным органом;

• в соответствии с квалификационными требования­ми уполномоченного федерального органа разра­батывать учебные программы и планы, осуществ­лять профессиональную подготовку аудиторов;

• самостоятельно или по поручению уполномоченно­го федерального органа проводить проверки каче­ства работы аудиторских организаций или инди­видуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и/или обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотиви­рованным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

• ходатайствовать перед уполномоченным федераль­ным органом о выдаче претендентам квалифика­ционных аттестатов аудитора;

• ходатайствовать перед уполномоченным федераль­ным органом о приостановлении действия и анну­лировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;

• ходатайствовать перед уполномоченным федераль­ным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих чле­нов;

• обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

• содействовать развитию профессии аудитора и по­вышению эффективности аудиторской деятельно­сти в Российской Федерации;

• защищать профессиональные интересы аудиторе! в органах государственной власти Российской Фе­дерации и субъектов Российской Федерации, су­дах и правоохранительных органах;

• разрабатывать и издавать литературу и периоди­ческие издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;

• представлять интересы аудиторов в профессиональных международных организациях аудиторов;

• осуществлять иные функции, определенные упол­номоченным федеральным органом.

В настоящее время в Российской Федерации созданы профессиональные аудиторские объединения: Аудиторская палата России (АПР), Институт профессиональных аудиторов (ИПА), Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ), аудиторские палаты Москвы, Санкт-Петербурга и др.

Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации представлена на рис. 2.

2 Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности"

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.

Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 - создание первой аудиторской организации "Интераудит"), с другой - стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона "Об аудиторской деятельности" - август 2001 г.) - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности" и ряд других документов.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов-практиков.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона "О бухгалтерском учете", Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 12.05.2000 г.) и др.

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Федеральным законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.) в РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: