Управляемые (корректируемые) авиационные бомбы

Управляемые авиационные бомбы(УАБ)являются одним из представи­тельных видов высокоточного оружия, поскольку они сочетают в себе высо­кую точность попадания, мощность боевой части (БЧ) и относительно низ­кую стоимость. Об этом свидетельствуют статистические данные о повы­шении доли использования управляемых авиационных бомб в локальных конфликтах. Так, если во время войны во Вьетнаме и в Юго-Восточной Азии (1966-1975 гг.) в период бомбардировок 1966-1973 гг. эта доля со­ставляла около 1 %, то в период боевых действий многонациональных сил против Ирака в 1991 г. (операция "Буря в пустыне") она возросла до 8 %, достигнув уже -35 % при проведении операции стран НАТО "Решительная сила" против Югославии с 24 марта по 20 июня 1999 г. и -70 % во время боевых действий США и их союзников против Ирака в 2003 г. (рисунок 10.14).

Важной характеристикой поражающего свойства любого боеприпаса является отношение массы БЧ к его общей массе. Заметим, что для обыч­ных неуправляемых авиабомб это отношение близко к 1, для авиационных управляемых ракет (УР) класса "воздух-поверхность" оно составляет 0,2...0,5, а для УАБ примерно равно 0,7...0,9. Это означает, что при одина­ковых общих массах и дальности применения УАБ может доставить к цели почти вдвое большую по весу БЧ, чем УР. Поэтому в ряде случаев приме­нение УАБ является более предпочтительным, например, при поражении прочных и заглубленных целей. Однако УАБ по некоторым характеристикам уступают управляемым ракетам. У них меньше средняя скорость полета к цели, уже диапазоны перегрузок для устранения ошибок наведения, а так­же допустимых начальных ошибок пуска. Кроме того, особенности относи­тельного движения УАБ и самолета-носителя после сброса ограничивают их применение на малых высотах. Также УР имеют преимущество, когда необходимо, в частности, поразить цель без захода самолета-носителя в зону объектовой противовоздушной обороны (ПВО), на дальности 100 км и более. Поэтому УАБ и УР - это два вида управляемого высокоточного так­тического оружия класса "воздух-поверхность", хотя и являются конкури­рующими, все-таки имеют свои области применения и взаимно дополняют друг друга.

Первые УАБ были созданы в годы второй мировой войны в Германии и США. Начало боевого применения УАБ США и Германии относится к 1942-1943 гг. США использовали УАБ также в боевых действиях во время войны в Корее в 1950-1953 гг., но в дальнейшем их развитию уделялось мало внимания. В СССР опытно-конструкторские работы (ОКР) по созда­нию УАБ были начаты еще в конце 30-х годов, но в годы войны прерваны, и возобновились только в 1947 г. Разработка проекта создания УАБ завер­шилась принятием на вооружение в декабре 1955 г. первой советской ра­диоуправляемой бомбы УБ-2000Ф (шифр УБ-2Ф (4А-22)).

Рисунок 10.14. Применение ВТО (доля УАБ не менее 95 %) в военных конфликтах конца XX в. - начала XXI в.

(отношение высокоточного оружия (ВТО) к общему числу бомб и ракет, ед. в операциях: "Буря в пустыне" (Ирак, 1991) - 20500/256000; "Решительная сила" (Югославия, 1999) - 8000/23000, "Несгибаемая свобода" (Афганистан, 2001) - 12500/22000, "Свобода для Ирака" (Ирак, 2003) - 20000/29000)

В разработке на­ходились УАБ с тепловой и пассивной радиолокационной головками самонаведения (ГСН), а также телевизионно-командной системой наведения (СН). Однако в 1958 г. работы по созданию УАБ в СССР были прекращены. Интерес к управляемым авиабомбам в СССР в 50-е годы угас в связи с усилением роли ракетного вооружения и созданием мощных ПВО, когда большинство важных целей стали недоступными для атаки авиацией с применением обычного бомбового вооружения. Однако события в Юго-Восточной Азии в середине 60-х годов привели США к необходимости во­зобновления ОКР по разработке УАБ с учетом опыта проектирования ракет и новой элементной базы. В СССР к созданию современных УАБ (КАБ) вер­нулись в начале 70-х годов.

Следует подчеркнуть, что при зарождении этого вида вооружения во внимание принималась не главная особенность УАБ - обеспечение селек­тивного (избирательного) поражения целей, а соображения, связанные с эффективным поражением цели: оперативно (за короткое время) выпол­нить боевую задачу минимальным нарядом самолетов-носителей с мини­мальным расходом боеприпасов, т.е. своевременно поразить цель с мини­мальными денежными затратами.

В то же время, по оценке зарубежных специалистов, основными преимуществами УАБ по сравнению с обычными авиационными бомбами (АБ) являются:

- повышение точности попадания в цель в 4...10 раз (рисунок 10.15);

- сокращение расхода боеприпасов в 5...25 раз в зависимости от типа

цели;

- уменьшение числа самолето-вылетов в 2...20 раз и числа заходов на

цель;

- уменьшение вероятности сбития самолетов-носителей системой ПВО

противника;

- сокращение финансовых затрат на выполнение боевой операции в

2...30 раз;

- возможность избирательного поражения целей;

- уменьшение времени, потребного для поражения цели.

Рисунок 10.15. Ошибка попадания обычных и управляемых бомб и ракет:

1 - обычные бомбы свободного падения, сбрасываемые с

различ ных типов самоле­тов;

2 - управляемые бомбы "Хобо";

3 - управляемые ракеты класса "воздух-поверхность", запускаемые вне зоны действия активных средств ПВО

С точки зрения системного подхода к выбору средств оснащения УАБ как управляемый снаряд, т.е. боевой беспилотный летательный аппарат (ЛА), является исполнительной частью ударного авиационного комплекса вооружения (УАК), на который возложены функции доставки УАБ в район цели, обнаружения и целеуказания объектов поражения, решения задачи определения момента пуска (сброса) УАБ и передаче необходимой информации на борт УАБ, управления УАБ при необходимости (например, при полуактивном или телекомандном методах наведения УАБ на цель) на траектории полета к цели. В связи с этим целесообразно определить значение понятия "управляемая авиационная бомба", с учетом которого будет вестись изложение всего последующего материала.

Но прежде чем перейти к этому вопросу, рассмотрим влияние ошибки наведения УАБ (или любого боеприпаса) на вероятность поражения мало­размерной цели (рисунок 10.16) Чтобы обеспечить вероятность попадания в мало­размерную цель не менее 0,8, необходимо иметь ошибку наведения авиационного боеприпаса не более а = 5 м (а - среднеквадратичное откло­нение, круговое вероятное отклонение Екво = 1,177а). Для современного ВТО ошибка наведения а = 3 м считается стандартом.

Рисунок 10.16. Вероятность попадания УАБ Р = F (а) в цель при круговом рассеивании и нормальном законе распределения (прицеливание производится по центру цели, размер цели 15x20 м

Из рисунка 10.17 видно, что число бомб, необходимых для поражения мало­размерной цели с заданной вероятностью, резко возрастает, если боеприпас имеет ошибку наведения более 5 м. Эффективность действия БЧ по данной цели и ошибка наведения бо­еприпаса взаимосвязаны, что определяется на этапе конструирования и отработки боеприпаса.

Из сказанного совершенно ясно, что ошибка наведения является од­ной из определяющих характеристик (признаков) при выработке определе­ния понятия "УАБ".

Дадим следующее определение УАБ: "Управляемая авиационная бомба - это авиационная бомба, снабженная системой управления, обеспечивающая минимальный промах относительно точки прицели­вания". Здесь понятие "система управления" употребляется в широком понимании, включая систему наведения, в частности ГСН, автопилот и ис­полнительные устройства.

Рисунок 10.17. Зависимость числа бомб, необходимых для поражения цели с заданной вероятностью W3, от ошибки наведения:

1 - 3 = 0,9, N = 2; 2 – W3 = 0,8, N = 2; 3 - 3 = 0,9, N = 1;

4 - 3 = 0,8, N = 1, N -число бомб, необходимых для поражения цели при прямом попадании

УАБ как объект (техническая система) состоит из следующих эле­ментов:

- информационно-измерительного устройства, определяющего положе­ние или направление УАБ относительно точки прицеливания (координатор или датчик цели);

- БЧ и взрывательного устройства (ВУ);

- системы управления, выполняющей функции системы стабилизации и осуществляющей управление по сигналам информационно-измерительного устройства для управления положением УАБ относительно центра масс и траекторией полета УАБ;

- органов управления (обычно аэродинамического типа);

- аэродинамического модуля;

- двигателя стартового или маршевого (для увеличения дальности УАБ на малых высотах);

- двигателя-ускорителя (для увеличения проникающей способности при контакте с целью).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: