Тема 2.2 Проблема сознания

Человеческая деятельность обусловлена сознанием, поэтому место человека в мире, восприятие окружающего продиктовано именно этим свойством. Понятие сознания — одно из наиболее сложных философских понятий, поскольку оно относится к предельно общим категориям, которые возможно только описать. К тому же в трактовке сознания исследователями берутся различного рода исходные посылки. Философское изучение сознания в отличие от научного фиксирует внимание на содержании сознания, на непосредственной данности этого содержания человеку. Основное значение термина «сознание» сводилось к понятиям: психика, человеческая психика, идеальное свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения, осознанное бытие, субъективная сторона торможения условных рефлексов, функция человеческого мозга, проявление абсолютного духа, творение Бога и т.д. Эти значения сознания могут и не исключать друг друга, но не все относятся к собственно философским понятиям.

В истории философии сознание в различных философских концепциях выступает как «дух», «душа», «психика», «идея», «бог», «сознание».

Идеализм выдвигал сознание в самостоятельную сущность, лежащую в основе всех форм материального бытия. Так, идеи Платона — это и мысли человека и их объекты, мыслить которые во всей полноте может только божественный ум. Мир идей противостоит материи. Платон различал смертную и бессмертную человеческую душу. Первая гибнет вместе с телом, а вторая уходит в умопостигаемый мир идей. Гегель сознание (дух) наделял идеальностью и свободой, независимостью от материапьного, которое, наоборот, зависит от первого. Но сознание, по Гегелю, находится в непрерывном развитии как воплощение духовной субстанции (разума).

Представители субъективного идеализма решали проблему несколько иначе, хотя тоже видели в сознании определяющую субстанцию. Беркли, например, утверждал, что идея (по Беркли — вещь) сама по себе не может быть причиной чего-либо. Следовательно, причиной является дух, мыслящая субстанция. Мир в таком представлении оказывается сферой сознания субъекта, идеального. Материя — совокупность качеств, порожденных сознанием. Кант начинает исследование с сознания индивида. При этом он отмечал, что в индивидуальном сознании существует нечто, обусловливающее его разумную деятельность, находящееся вне сознания отдельного субъекта. Таким образом, сознание у Канта получает два определения: во-первых, как чувство, индивидуальное переживание, сопровождающее все явления духовной жизни; во-вторых, как сознание самодавлеющего разума, находящегося по ту сторону индивидуальных проявлений субъекта и не зависящих от него.

Дуализм в лице Декарта, разделял сознание и материю как самостоятельные субстанции. Атрибутами духовной субстанции (сознания) он определял такие способности, как ощущение, суждение, желание, отвращение, удовольствие, неудовольствие, некоторые врожденные идеи.

Своеобразная позиция по отношению к сознанию разрабатывалась вульгарными материалистами. К.Фогт, Я.Молешотт, Л.Бюхнер считали, что сознание есть продукт материи, мозгового вещества, полностью определяется им: мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени. Сознание отождествлялось с психическими, более того, с физиологическими процессами.

Как видно, феномен сознания вызывает столь различные толкования, что определить его сложно. Тем не менее, опираясь на философские и научные исследования, можно заключить, что сознание является свойством движущейся высокоорганизованной материи. В то же время оно не может быть сведено к самой материи, поскольку качественно иное.

Вера в то, что сознание есть продукт деятельности головного мозга, разумеется, имеет под собой солидные основания. Она базируется на большом количестве наблюдений за различными аспектами деятельности сознания и физиологическими процессами в головном мозге. Например, контузия мозга или кислородная недостаточность могут привести к потере сознания. Опухоль или травма височной доли мозга влекут за собой определенные искажения психических процессов. Наконец, успешное нейрохирургическое или иное медицинское вмешательство может вызвать отчетливое улучшение состояния и работы сознания у человека.

Эти наблюдения, без всякого сомнения, демонстрируют тесную связь между сознанием и головным мозгом (эту мысль можно выразить так: разум — это не что иное, как мозг). Однако наличие такой связи не обязательно доказывает, что сознание является продуктом мозга. Можно представить себе теоретические системы, которые объясняли бы имеющиеся данные иначе. Нередко крупные ученые высказывают предположение, что мозг сам является специфическим проектором, который принимает на себя некую космическую информацию...

Современные исследования сознания подводят к решительному пересмотру сложившихся взглядов на природу и измерения всей человеческой психики. Многочисленные психологические феномены не укладываются в традиционные рамки их представлений о сознании. Особые состояния психики не являются открытием наших дней. Они были известны еще в далекие времена. С ними глубоко связаны магические техники, шаманизм, мистический и религиозный опыт.

В изучении сознания выделяются два основных аспекта: гносеологический и онтологический.

Гносеологический подход к сознанию. Понятие идеального

В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности. Сознание — это функция человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, выделении человеком себя из окружающего мира и противопоставлением себя ему как субъекта объекту. Сознание — это еще и эмоциональная оценка действительности, с последующей постановкой целей деятельности, учетом последствий. Поэтому сознание — не простой образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Содержание сознания определяется несколькими факторами:

1) внешним предметным и духовным миром. Явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В этих образах нет ничего вещественного, лишь их отображение, копии, несущие в себе информацию о них;

2) общими понятиями, социальными установками и идеалами, нормами, средствами и способами познания и т.п., выработанными социокультурной средой;

3) всем духовным миром личности, ее собственным уникальным опытом жизни и переживаний, т.е. субъективной реальностью отдельного человека;

4) условно-рефлекторной и биохимической организацией головного мозга, которая также воздействует на состояние сознания.

В действительности все эти факторы между собой взаимосвязаны, при этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека. Вывод следующий: источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как в объективном идеализме), не сам мозг (как у вульгарных материалистов), источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Таким образом, в рамках гносеологического подхода сознание выступает как «идеальное», которое противоположно материальному. Что же такое «идеальное»? Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим, исходя из всего сказанного, что идеальное есть особый характерный для взаимодействия человека и мира, субъекта и объекта способ воспроизведения общих и ценностных характеристик объективной реальности посредством этой реальности. Оно не может быть сведено только к материальному объекту или к какой-то схеме действий с материальными объектами, оно не может быть сведено только к субъективному образу объективного мира. Оно рождается в сложном процессе взаимодействия субъекта и объекта, всех факторов, источников сознания как отражение, начинающееся с материальных объектов и завершающееся нематериальным, субъективным образом, не содержащим в себе ни грамма вещества воспроизводимой реальности.

Идеальное включает в себя гносеологические образы (модели, программы, образы предметов) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота, справедливость и т.п.). Идеальное может быть индивидуализированным и общественным.

Онтологический подход в исследовании сознания

При онтологическом подходе материя и сознание изучаются в их единстве при непременном понимании их относительной противопоставленности. Это единство прослеживается по ряду направлений:

1. По своему содержанию сознание является отражением окружающей действительности. «Забегая вперед», сознание тем не менее в своем содержании опирается на реально существующее.

2. Сознание связано с материей, едино с ней способом своего выражения — языком. Язык также древен как сознание, он есть практическое существование сознания, его воплощение. Сознание — отражение бытия, а язык — система знаков для самовыражения и коммуникации.

3. Сознание связано со своим материальным носителем — мозгом, на основе которого и существует.

С точки зрения философии исследуется прежде всего первый аспект: сознание как отражение. Общее свойство отражения (присущее всем объектам действительности) понимается как определенная сторона взаимодействия образований, заключающаяся в способности одного образования своим внутренним состоянием запечатлевать особенности другого образования, взаимодействующего с ним.

Отражение характеризуется следующими формами своего проявления:

• всегда есть особая сторона и особый продукт взаимодействия объекта с объектом или с субъектом;

• это процесс, результат которого — более или менее адекватное воспроизведение особенностей одной из взаимодействующих сторон и изменение в структуре другой;

• всегда вторично по отношению к отображаемому;

• всегда связано с ответной реакцией отображающего объекта или субъекта и,др.

Отражению присуща активность. Активность вытекает из того факта, что отражение зависит как от отражаемого, так и от отражающего. Главное же в том, что отражающее способно, воспринимая и перерабатывая отраженное, приспосабливать к своим нуждам воздействия внешней среды, изменять действительность.

Понятие опережающего отражения обозначает приспособление к будущим, но еще не наступившим событиям. Оно присуще органической природе, человеку. Применительно к человеку опережающее отражение наполняется особым смыслом, поскольку его способность к творчеству, к ориентации на будущее строится именно на этом характере отражения. Сознание — высшая форма отражения, так как человек как общественное существо поднимается над материальным, и возникает новое отражение: «образ — знак», которое является идеальным.

Сознательное и бессознательное

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще бессознательное.

Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипноз, состояние невменяемости, а также инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты порождают у него подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Автоматизм поведения и интуиция зарождаются с помощью сознания, но затем переходят в сферу бессознательного под влиянием длительной тренировки и многократного повторения. Например, игра на музыкальном инструменте, спортивные занятия, трудовые операции и т.д.

Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка — состояние готовности субъекта к определенной активности. Структуры бессознательного различаются по степени близости к сознанию. Особый слой бессознательного — подсознательное — переход сознания на уровень автоматизма. Роль подсознательного и бессознательного в целом в том, что благодаря ему уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

Бессознательное может направлять поведение людей и тем самым воздействовать на сознание. Например, на сеансах гипноза, когда внушают определенный план действий, и, придя «в себя», пациент его выполняет.

В каком отношении находятся сознательное и бессознательное? Большой вклад в решение этого вопроса внес З.Фрейд. Он отвел бессознательному решающую роль. Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека, вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Он приходит к выводу, что «все душевные процессы по существу бессознательны». Социальную же сторону сознания он вообще не рассматривал, не раскрыл важной роли социального фактора в формировании и развитии сознания и психики человека.

Исследуя сферу бессознательного (сны, оговорки, описки, забывчивость, непроизвольные действия, влияние гипноза), Фрейд разрабатывает модель психической структуры личности. В ней он выделяет три основных уровня: два бессознательных — низший и высший — и один сознательный (см. лекцию 1.2).

Последователь Фрейда швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875—1961) ввел термин и разработал теорию коллективного бессознательного, которое передается от поколения к поколению. Скорее — это можно толковать как автоматизм, стереотипы, сложившиеся в сознании общностей людей и ушедшие в бессознательное. бессознательное присуще не только отдельному человеку. Люди бережно проносят через века свое общее достояние — коллективное бессознательное.

Бессознательноечасть психики, которая содержит воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом. Вместе с тем мозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное, присущее всему человечеству.

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное содержит архетипы, т.е. общечеловеческие первообразы, складывающиеся в человеческой психике. Стало быть, архетипыэто структурные элементы так называемого коллективного бессознательного, психического опыта не только индивидов, но и предшествующих поколений. Эти элементы, по сути дела, есть находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.

Интересно, как в философии возникло понятие архетипа. Юнг наблюдал за душевной жизнью шизофреников. Из глубины их психики возникали образы, которые совпадали с повторяющимися мотивами в религиозном сознании различных народов, начиная с древнейших времен, когда господствовали мифы, и до наших дней. Откуда в сознании людей берутся некие общие сюжеты, образы, если индивидуальный опыт человека вряд ли мог сочетаться с такими картинами? Юнг отвечал так: эти образы живут в нашей психике, «берутся» они из кладовой общечеловеческого опыта, а не из нашего собственного опыта.

Архетипы

Понятие архетипа — одно из важнейших при изучении культуры, сознания, психики. Вот пример. Древние индийцы представляли себе жизнь как бесконечную череду событий, явлений, связей, постоянно повторяющих друг друга, т.е. движущихся по кругу. Форма круга как нельзя лучше отражала неизбежность и сменяемость жизненных событий. Так в индийской мифологиипоявилось слово «мандала», обозначавшее символический рисунок, обычно квадрат внутри круга, с каким-то символом в центре. Однако это был не просто геометрический знак, это был сакральный (священный) символ.

Круг мандалы символизировал бесконечный поток жизни, взаимосвязь всех элементов человеческого существования. Это своеобразная модель Вселенной. Ведь у Вселенной, как и у круга, нет ни начала, ни конца. Изображения мандал встречаются уже в ранних, первобытных культурах. В представлениях древних круг — это священная территория, огражденная от враждебных сил.

О мандале было широко известно и в более позднее время. Ее называли «колесом времени», «символом жизни». Мифологический образ мандалы сохраняет свое значение и в наши дни. Проходит жизнь, века сменяют друг дуга, рождаются и умирают люди. Вечно только время. Оно вертит свое неутомимое колесо, и ничто не в силах замедлить или остановить его ход.

Современному человеку кажется, что рк он-то далек от этих древних прообразов. Но это не так. Он оказывается во власти архетипов не менее, чем первобытный человек, но отношению к которому он, возможно, чувствует свое превосходство. Юнг открыл, что в культурном творчестве, в мифах, сказках, легендах, эпосе, в литературе, живописи и даже в сновидениях, в искажениях сознательного поведения, повсеместно и во все времена обнаруживаются некие устойчивые мотивы. Это и есть архетипы.

Весьма любопытно, как подошел Юнг к проблеме «неопознанных летающих объектов». Он предложил психологическую версию этого феномена, связанную с архетипом. Почему люди видят на небе предметы, которые имеют форму круга? По мнению Юнга, это архетипные образы, а возникают они в результате конфликта сознания с коллективным бессознательным. Современная культура становится все более и более рациональной, бессознательное содержание психики вытесняется. Однако оно испытывает потребность реализоваться. И вот на небе становятся видны некие предметы...

Итак, «коллективное бессознательное» — огромный резервуар информации об истории и культуре человечества. Находясь в глубинах нашей психики, эта сокровищница доступна каждому. Юнг определил также изначальные организующие принципы, действующие как в коллективном бессознательном, так и в отделенной в целом. Согласно современным исследованиям, сознание и материя находятся в постоянном взаимодействии, обеспечивая информацией и формируя друг друга.

Таким образом, бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. Между ними возможны противоречия и конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют и способны достигать единства. Они дополняют и обогащают друг друга. Бессознательное создает возможности для развития сознания, особенно в творческой деятельности. В свою очередь, сознание в значительной мере формирует бессознательное и способно его контролировать.

Ребенок рождается с криком прародителей. Крик, не расчлененный на слова, бормотание, — это язык ощупывания мира. Прикасаясь к миру, мы наталкиваемся на предметы, обозначая их определенными звуками. «И на каком языке говорит мать с ребенком? — спрашивал русский писатель Виктор Шкловский.. — Они понимают друг друга, хотя их язык — до-словен. Обезьяна на дереве, наш далекий предок, кричит что-то о своем, она докричалась в конце-концов до языка. Песня рождается, когда человек открывает глаза, когда он видит мир таким, каким его никто раньше не видел. Он видит мир странным, новым...» Демокрит первым выдвинул тезис о том, что человеческая речь произошла от некоторых звуков чисто эмоционального характера. Эта мысль древнего философа постоянно оказывала воздействие на теорию языка. Человеческая речь может быть сведена к основным инстинктам, которыми природа наделила все живые существа. Неистовые крики — выражения страха, ярости или страдания — характерны не только для человека, они распространены повсюду в животном мире.

Однако современная философия отказывается от такого представления. «Животный язык» выражал различные чувства, но он не был способен обозначать или описывать объекты. А кроме того, не найдено фактов, свидетельствующих о том, что язык человека даже на ранних стадиях развития когда-либо сводился к чисто эмоциональному языку или языку жестов.

Язык рождается тогда, когда человеческие высказывания, дотоле бывшие лишь эмоциональными криками, начинают использоваться как имена. То, что поначалу было бессвязной массой звуков, лишенных значения, вдруг становится орудием мысли. Например, комбинация звуков, сливающихся в некую мелодию и используемых в песне триумфа над поверженным и усмиренным недругом, может быть преобразована в собственное имя этого особого события или даже человека.

Звуковые выражения, которые ранее были лишь выкриками, невольной разрядкой сильных эмоций, теперь направлены на решение совершенно иной задачи. Они используются в качестве символов, передающих определенное значение. Во многих языках обильно представлены названия цветов. Каждый отдельный оттенок данного цвета имеет свое, особое имя, тогда как наши общие термины — голубой, зеленый, красный и т.д. отсутствуют. Названия цветов варьируются в зависимости от природы объектов.

Скажем, серый цвет можно обозначить разными словами в зависимости от того, о чем мы говорим: о шерсти конкретного животного, о волосах человека, о чем-то другом. Таким образом, в развитии человеческой речи восхождение к универсальным понятиям происходило очень медленно. Анализ языка дает огромный материал для изучения мыслительных процессов человека.

Философский словарь называет язык системой знаков, которая служит средством общения, мышления и выражения. Язык является средством передачи информации и хранения социального опыта. Знаки – это какие-то материалные предметы (буквы, звуки, вещи, события), которые представляют или изображают какие-то другие свойства, вещи или события. Символ и знак часто выступают как синонимы.Поднятый вверх большой палец руки – знак (символ) одобрения, буква «а» означает звук «а-а» и т.д. Еще одно свойство знаков: обычно знаки, особенно языковые, не функционируют независимо друг от друга, а образуют систему со своими правилами построения, осмысления и употребления. Одно слово, изолированное от других слов и от жизненной ситуации, в которой оно употребляется, не означает ни-че-го. Получается, что язык и все культурные знаковые проявления деятельности и поступков людей – это место встречи сознания тех людей, которые добывали и кодировали в языке информацию, вкладывали в значки символы важный для них смысл, и тех, кто этой информацией пользуется, кто эти смыслы понимает. Само наше личное индивидуальное сознание появляется, формируется, развивается в той мере, в какой каждый человек овладевает языком, учиться жить в мире культурных символов, использовать орудия труда, участвовать в совместно разделенной деятельности. Язык необходим человеку для его существования среди себе подобных – в человеческом обществе.

В самом широком смысле обществом мы называем объединение людей и их совместную жизнь. Но такое определение не раскрывает полной сути этого явления. Ведь совместная жизнь характерна не только для людей, но и для животных. Ведь пчелы, муравьи, пингвины и другие представители флоры живут совместно. Есть ли в таком случае качественное отличие человеческого объединения от объединений иных — низших форм жизни? Есть. Оно заключается в том, что человеческое общество основано не только на биологических принципах, но и на культурных. Совместная жизнь людей — это не только защита, добывание пищи и продолжение рода. Общество помогает людям познавать и преобразовывать мир, совершенствовать себя и совместную жизнь, передавать накопленный опыт от одного поколения к другому. Таким образом, общество — это не просто совместная жизнь людей, но их совместная деятельность, то есть осуществление осознанно поставленных целей.

Теперь мы можем уточнить первоначальное определение общества. Общество — это форма разумно организованной, культурной жизни и деятельности людей, объединенных общими потребностями, интересами и целями.

Изучая общество, следует обратить внимание на то, что оно не является простой механической суммой индивидов, то есть отдельных людей. Общество есть система индивидов, в которой проявляются качества, не свойственные ее отдельным элементам. Например, никакой человек не в состоянии изменить облик Земли. Но человеческое общество уже является такой мощной геопланетарной силой.

Какие же основные характеристики человеческого общества можно выделить в качестве его важнейших признаков?

Целостность (что означает вхождение отдельных элементов и подсистем общества в единую взаимосвязанную систему — отдельные индивиды и социальные группы, политическая, экономическая, духовная и другие сферы жизни общества между собой тесно связаны, влияют друг на друга и образуют единую социальную целостность).

Самоорганизуемость (это означает влияние внутренних сил и процессов на организованное существование и развитие).

Динамичность (это означает подвижность и изменчивость социальных форм, образований и структур — различных типов организации политической, экономической и духовной сторон жизни общества, социальных институтов и объединений).

Развитие (это означает, что общество не просто изменяется, а имеет сложные, направленные изменения в прогрессивную или регрессивную стороны, то есть общество может совершенствоваться или деградировать).

Закономерность (это означает, что развитие общества происходит не хаотично, но подчиняется определенным объективным законам, которые возможно познать и использовать для совершенствования социальной жизни людей).

Законы общественного развития в целом по своей сути соответствуют законам природного мира. Однако тут есть несколько особенностей. Во-первых, социальные законы проявляются через деятельность людей, обладающих разумом и волей. Во-вторых, социальные законы почти всегда имеют вероятностную природу. Они не похожи, например, на однозначные законы классической механики Ньютона. Они формируют не конкретный, жестко определенный (детерминированный) результат, а различные тенденции развития,реализация которых зависит от свободной воли людей и других природных и общественных факторов.

Согласно широко распространенному подходу (концепция исторического материализма), структура общества включает в себя общественное бытие и общественное сознание. Эти понятия наиболее абстрактно выражают материальную и духовную стороны жизни общества.

Общественное бытие — это объективная общественная действительность, реальная материальная жизнь общества (образно говоря, — социальная материя).

Общественное сознание — это осмысление, осознание обществом своего бытия и мира в целом.

Существует давняя философская дискуссия: что является определяющим — общественное бытие или общественное сознание? Сторонники философского идеализма полагали, что бытие общества и ход исторического процесса зависят от индивидуального и общественного сознания. Кратко эта позиция выражается мировоззренческой формулой — «идеи правят миром». В свою очередь сторонники материализма утверждают, что именно реальная материальная жизнь, то есть общественное бытие, определяющим образом влияет на сознание индивида и общества. А различные идеи и теории возникают не в пустоте, но порождаются противоречиями и проблемами общественного бытия.

Отсюда следует марксистско-ленинский тезис о том, что для усовершенствования общества необходимо изменение общественного бытия людей. Однако социалистический эксперимент в СССР показал, что на практике все обстоит не так однозначно. По всей видимости, общественное бытие и общественное сознание находятся в сложной диалектической взаимосвязи и влияют друг на друга. Причем влияют с различной интенсивностью, что зависит от многих конкретных исторических обстоятельств.

Общественное бытие, согласно немецкому философу и экономисту Карлу Марксу, основано на способе материального производства и связанных с ним производственных отношениях, которые создают социально-экономическую и социально-политическую структуру общества. Марксисты выделяют следующие способы производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический.

Общественное сознание имеет два главных уровня: обыденное сознание, с которым связана общественная психология (или массовое сознание), и теоретическое сознание, которое проявляется в философии, науке, морали, общественной идеологии.

Обыденное сознание возникает в процессе повседневной жизни людей. Обычно оно спонтанное, неоформленное, субъективное. Повседневную жизнь отражает общественная психология. В ней на первый план выходит не осмысление и познание этой жизни, а психологическое отношение к ней, ее субъективная оценка человеком.

Теоретическое сознание уже способно выражать важные законы природного и социального бытия и управлять обществом. Одним из механизмов такого управления является идеология — сложное образование, основанное на определенных теоретических положениях, из которых выводятся программы и методы общественных преобразований и влияний на общество.

Как известно,обыденно-практическое сознание более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно- практическом уровне проявляет себя как социальная психилогия, на научно-теоритическом – как идеология и наука. Попробуем более подробно разобраться, что такое идеология. Во-первых, очевидно, что речь идет о теории, то есть согласованной системе взглядов на мир. Но в литературе термин этот, как правило, имеет негативный оттенок. Почему? Потому что – идеология – это такая система взглядов, где мир рассматривается через призму интересов определенной социальной группы, что делает неизбежным искажения, пристрастные оценки, тенденционное истолкование фактов. С другой стороны, возможно ли беспристрасное познание общества? Когда мы от исследований в области физики или химии переходим к анализу современной социальной действительности, нейтральными и объективными быть очень трудно. Поэтому идеологии – обязательная часть жизни общества, они были и будут всегда, пока есть социальные группы со своими интересами. Марксизм называл себя научной идеологией рабочего класса, работы Хайека можно назвать теоретическим обоснованием интересов группы собственников, Фома Аквинский в своих работах решающую роль церкви в обществе и был ее идеологом… Социальные теории всегда очень тесно связаны с идеологиями, а идеологии воздействуют на массовое сознание, активно изменяют поведение людей, выдвигают определенные идеалы общественного развития.

Формами общественного сознания являются: политическая и другие виды идеологий, философия, наука, религия, мораль, искусство, право.

Формы общественного сознанияэто различные способы духовного освоения действительности. К ним относятся политическое сознание, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия.

Они разграничиваются по следующим признакам:

1. По предмету отражения. Каждая форма сознания отражает какие-то особенные социальные связи и отношения.

Политическое сознание отражает отношение к власти, т. е. отношения между борющимися классами, партиями, нациями, государствами.

Правосознание есть совокупность взглядов, идей, выражающих отношение социальных групп, классов к праву, закону, правосудию, их представления о том, что является правомерным, а что неправомерным.

Мораль отражает способы регуляции поведения людей в труде, в быту, в политике, международных отношениях, а также в отношениях с природой. Мораль пересекается с правом. Но в праве все предписания формируются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, а морально-нравственные установки формируются в практической жизни людей и являются отражением их жизненного опыта.

Религия имеет своим предметом «священное», т. е. такое начало, которое находится за чертой «естественного» мира, обладает сверхчувственными свойствами (Бог, Абсолют). Сверхчувственное и сверхъестественное знать нельзя, в него можно только верить.

Искусство воссоздает, отражает в образной форме человеческую жизнь в ее целостности, служит ее воображаемым дополнением. Художественные образы обращены к человеческому переживанию, а потому они плохо подда ются рациональному научному анализу. Произведения искусства раздвигают рамки реального житейского опыта человека, приобщают его к вековой мудрости, общечеловеческим идеалам. В искусстве даются образцы возвышенной любви, дружбы, сострадания, совести и других форм отношения человека к миру и другим людям.

Наука имеет своим предметом процессы и явления объективного мира. У нее один высший властелин — истина, критерий которой — практика.

Философия — изучает мир и место в нем человека, отношение человека к миру: познавательное, политическое, нравственное, эстетическое и т. д. (См. раздел I).

2. По формам отражения.

Политическое сознание отражает действительность в научных понятиях и теориях, но оно может возникать и в научной деятельности, на уровне обыденного сознания.

Правосознание, как и политическое сознание, существует на теоретическом и обыденном уровне. Теоретический уровень представлен системой правовых взглядов, основанных на определенных социальных и научных принципах. Обыденный уровень отражает правовые явления в системе привычек, чувств, эмоций людей. Кроме того, в обыденное правосознание иходит знание действующего права, оценка его, а также соответствующая поведенческая установка.

Мораль отражает свой предмет в нравственных ценностях и идеалах. Искусство воссоздает жизнь человека в мире в художественных образах. Религия выражает содержание «священного» в виде догматов. Наука есть теоретическое отражение действительности в виде понятий, гипотез, теорий, моделей, схем технологических процессов и г. д. Научное отражение действительности есть логическое, максимально обобщенное знание. Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своихвыводов. Но философия, в отличие от науки, есть не только теоретическое, но и духовно-практическое освоение действительности. Поэтому многие философы опирались в своих учениях не на логику, а, например, на интуицию, здравый смысл.

3. По выполняемой социальной функции. Каждая форма общественного сознания играет в обществе вполне определенную роль, влияет на поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности.

Политическое сознание связано с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами. Центральным содержанием этой деятельности является проблема завоевания государственной власти, ее удержания и использования.

Следует различать политическое сознание профессионалов-политиков и обыденное политическое сознание масс. Мера развитости или неразвитости последнего определяется тем, насколько народ понимает необходимость своего участия в делах государства и готов влиять на ход борьбы за государственную власть. В условиях демократического условия общества это влияние осуществляется в актах поддержки той или иной партии, претендующей на политическое лидерство. Народ выражает свое одобрение или неодобрение политике государства через процедуры голосования на выборах, референдумах. Так как политические симпатии людей меняются, для учета этих изменений проводятся социологические исследования, которые позволяют правительству вовремя скорректировать свои действия. Следует учитывать, что властные государственные структуры, прислушиваясь к общественному мнению, одновременно влияют на него, разрабатывая для этого особые технологии управления и методики «обработки» общественного сознания. В настоящее время исследование политических отношений и соответству ющих форм политического сознания проводится в рамках специальной науки — политологии.

Правосознание играет в обществе очень важную роль. От того, насколько оно развито,зависит действие права, сю применение и соблюдение. Недостаточный уровень развития правосознания может обречь на неудачу самое совершенное законодательство. Сегодня можно говорить о слабом правосознании в нашей стране: огромное число указов, постановлений, ориентирующих на реформы, остается только на бумаге. Отношение к праву народ выразил в емкой пословице: «Закон что дышло, куда повернешь — туда и вышло». Обыденное политическое сознание очень четко, точно и лаконично передает с помощью угон пословицы смысл того, что наше государство не было правовым. Попытки его построения предпринимаются в пиши дни, но успешная их реализация зависит от развитости правосознания людей.

Моральное сознание является основой формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим июлям, к природе. Мораль пронизывает все сферы общественной жизни, распространяется на всех людей. Она имеет всеобщее значение, фиксируя общеобязательные нормы поведения, без которых невозможно было бы межчеловеческое общение. Одна из древнейших нравственных заповедей (так называемое «золотое правило») гласит: не делай другим того, чего не хочешь для себя. «Золото правило» содержится в пословицах и поговорках несх народов, оно вошло и в Евангелие. Общие принципы морали (а к ним относятся и десять заповедей) выполняют роль нравственных идеалов, с которыми люди могутсравнивать свои поступки, образ жизни, т. е. оценивать свои деяния с точки зрения добра и зла. Моральное сознание оценивает не только практические действиялюдей, но и их мотивы, намерения. При этом важно, чтобы личность сама могла определить нравственную линию своего поведения, делать нравственный выбор в обществе, оценивать свою жизнь в соответствии с общими принципами морали. В реальной истории нормы общечеловеческой морали никогда не реализовывались полностью. Отступление от всеобщих норм морали совершается по-разному в различных социальных группах и классах. Например, люди, имеющие главной целью жизни материальное обогащение, наживу, практически не в состоянии жить в соответствии с нормами общечеловеческой морали.

Состояние морального сознания народа есть важнейший компонент всех сфер жизни: труда, быта, семейных отношений, политики, межнациональных отношений и т.д.

Религиозное сознание — одно из древнейших в обществе. Его роль и функции менялись вместе со сменой общественных отношений и самих форм религии. С каждым серьезным историческим переворотом в общественных порядках происходил переворот и в религиозных представлениях людей. Так, средневековый католицизм был выражением феодальной разновидности христианства, а с развитием капитализма появились иные его разновидности: в частности, протестантизм во множестве направлений (лютеранство, кальвинизм и др.). Религиозное сознание тесно связано с моральным сознанием, и многие ученые утверждают, что вне религии нет истинной морали.

Одной из функций религиозного сознания является компенсаторская. Люди через свои религиозные переживания, радость от общения с церковью и Богом, ощущения благодати и т. д. как бы уравновешивают свою земную жизнь, в которой постоянно присутствуют трудности, лишения, болезни, горе. Религиозное сознание всегда связано с национальным самосознанием.

Данное явление часто используется религиозными и светскими политиками для осуществления своих политических целей в борьбе за власть. Об этом свидетельствуют национальные конфликты в нашей стране: все они имеют явную или неявную религиозную окраску. Спекулируя на национально-религиозных чувствах людей, некоторые политики ввергают свой народ в жестокие распри, которые умело подогреваются, направляются и используются для достижения целей, чуждых самому народу.

Искусство как форма общественного сознания дает человеку дополнительный жизненный опыт, служит воображаемым дополнением жизни, ее продолжением, а иногда и заменой. В этой своей функции оно имеет много общего с религией. Но в отличие от религии, искусство дополняет жизнь художественными образами, имеющими земное происхождение, земной смысл. Искусство обращено не столько к уму человека, сколько к его способностям переживать; поэтому оно формирует культуру человеческих чувств и представлений, воспитывает людей. Художественные образы искусства дают человеку об-рачцы человеческой жизни в ее целостном духовном содержании. Человек, входя в мир этих образов, живя в нем и споем воображении, эстетически наслаждаясь тем или иным произведением искусства, одновременно творит аюе «Я», свою личность, развивает свои душевно-эмоци-ппальные и интеллектуальные способности. Искусство приобщает людей к многовековому, накопленному чело-печеским коллективным опытом миру моральных ценно-п ей, определенных представлений о добре, истине и крайне. Можно ли жить без искусства, без развитого художественно-эстетического сознания? Можно. Но в таком случае жизнь человека станет одномерной, ущербной, интересы его ограничатся потребностями тела. Существование человека станет растительно-животным, что немину емо отразится на его эмоциональных и интеллектуальных способностях. Поэтому не случайно некоторые японские предприниматели обязывают своих рабочих посещать концерты классической музыки, ходить в театр, бывать на художественных выставках и т. д. и даже оплачивают связанные с этим расходы. Объясняется это тем, что высокое искусство способствует развитию эмоционально-интеллектуальных способностей, а в итоге повышается культура труда и быта рабочих, растет производительность труда, процветает фирма. Этот пример показывает, что искусство может стать могущественным способом социально-направленного формирования сознания каждого члена общества и в то же время влиять на ход развития культуры.

Наука играет важную роль в жизни общества. Начав с ' выработки и теоретической систематизации объективных знаний о реальной действительности, она превратилась в производительную силу общества, т. е. в основу его развития. Наука открывает новые знания, технологии, материалы, а потому способствует постоянному изменению всех видов деятельности. Она ускоряет материально-техническое развитие общества, повышает производительность труда, убыстряет ритм общественной жизни.

До конца XIX в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Научные разработки не финансировались государством, ученые не состояли на государственной службе. В.начале XX в. государство берет под контроль и финансирует все виды научных исследований. Возникают крупные научно-исследовательские институты, лаборатории. Научные исследования начинают проводиться в области промышленного и сельскохозяйственного производства, политики, в военной сфере. Складывается единая система «наука — техника — производство», в которой наука берет на себя ведущую роль. С этого времени ее развитие начинает опережать развитие техники и производства, и она становится движущей силой научно-технического прогресса.

В современную эпоху экологического кризиса перед наукой стоит задача разработать безотходные технологии промышленного производства, перевести его на биотехнический уровень. Наука подошла вплотную к нравственно-гуманистическому осмыслению человеческой деятельности по преобразованию природной среды, исследований п области медицины и биологии. Ученые осознали свою ответственность перед обществом за те научные открытия, которые могут быть использованы во вред человеку, принести ему гибель.

Научные исследования требуют больших затрат, и правительства многих стран, заботясь о благосостоянии свое-го народа и его безопасности, отводят науке одно из главных мест в социальных программах.

Философия — форма общественного сознания, наибо-мес удаленная от непосредственных материальных интересов. Философ Вл. Соловьев утверждал, что она имеет целью ответить на вопрос, что такое подлинное бытие в кгличие от мнимого, призрачного. Этот вопрос вечно стоит перед человечеством, которое отвечает на него по-разному в те или иные исторические эпохи. Итак, мы рассмотрели уровни и формы общественного сознания. Следует иметь в виду, что в реальной жизни чшцества все они взаимосвязаны. Например, уровень обыденного сознания и уровень общественной психологии присутствуют в политической форме общественного созеаниия, правосознания, морали, искусстве, религии. Взаимосвязаны и различные формы общественного сознания: ишпмика и религия, политика и право, мораль и право, решпия и мораль, искусство и религия, искусство и пони шка, наука и политика и т. д.

В каждую историческую эпоху была своя структура общественного сознания. Так, в средние века религия выступала в роли главной формы общественного сознания, подчиняющей себе все другие. Наука как форма общественного сознания еще не появилась. В капиталистическом обществе на первый план выходит политическое и юридическое сознание, а позже — наука. Политическое сознание господствовало и в нашей стране после Октябрьской революции. И если в годы застоя (70—80-е гг. XX в.) уровень политизации сознания людей начал снижаться, то перестройка вновь активизировала процесс политизации общественного сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: