В современной науке есть несколько подходов к определению понятия «политическая технология». Это обусловлено тем, что исследователи по-разному трактуют понятия «технология» и «политическое».
В широком смысле технология есть инструментальный способ рационального действия. Под технологией в этом смысле принято понимать науку и искусство получения запланированного результата, совокупность приемов и методов эффективного целедостижения. Так, О.Ф. Шабров под технологией понимает «совокупность приемов и способов достижения результата в той или иной сфере деятельности человека».
Политические технологии представляют собой целенаправленно разработанную совокупность приемов и способов достижения результатов, использование которых влияет на распределение власти в обществе, затрагивает государство и потенциально конфликтные интересы значимых социальных групп.
Известный французский психолог П. Рабардель в работе «Люди и технологии (когнитивный подход к анализу современных инструментов» (1999 г.) отмечает, что технологический процесс включает в себя субъектно-объектные отношения. Кроме прямых отношений «субъект-объект», могут быть и другие многочисленные взаимодействия. Среди наиболее распространённых:
|
|
- взаимодействия «субъект-технология»;
- взаимодействия «технология-объект»;
- взаимодействия «субъект-объект», опосредованные технологией.
Появление исследований, где уделяется специальное внимание взаимодействию людей и технологий порождено в первую очередь развитием современных интернет-технологий, которые стали проникать во все сферы жизни человека. Политическая сфера также всё больше насыщается технологиями.
Определяя область применения политических технологий, необходимо подчеркнуть, что изучение политических технологий находиться в сфере прикладной политологии. Политические технологии являются предметом комплексного исследования в политическом менеджменте с использовании таких областей знания, как: политический маркетинг; политическая конфликтология; политический консалтинг; теория избирательных процессов.
Структура политических технологий состоит из следующих элементов:
- аналитического (составление портрета изучаемого актора и/или института, региона);
- процедурного (выбор стратегии и тактики, посредством подбора команды);
- функционального (непосредственная реализация политических технологий с анализом, как достоинств, так и недостатков, т. е. допущенных ошибок и недоработок).
Политические технологии можно классифицировать по различным основаниям. Например, по степени открытости принято выделять публичные (ориентированные на широкую общественность) и латентные (скрытые, так называемые «кабинетные» технологии).
|
|
По масштабу применения можно выделить международные, национально-государственные, местного масштаба.
По степени воспроизводства – стандартные и уникальные.
По степени применения силы – жесткие и мягкие технологии, по сфере применения: избирательные технологии, технологии ведения переговорных процессов, консалтинговые технологии и др;
Применительно к поставленной задаче и в соответствии со спецификой конкретной политической ситуации разработкой и применением политических технологий занимаются консультанты, эксперты, аналитики и др. М. Вебер подчёркивал: «…главными фигурантами в механизме политической борьбы не бывают одни только политики в силу их «призвания» в собственном смысле этого слова. Но в высшей степени, решающую роль здесь играет тот род вспомогательных средств, которые находятся в их распоряжении». Политические акторы вкладывают огромные материальные ресурсы в интеллектуальное обеспечение, разработку и внедрение эффективных политических технологий для достижения поставленных целей, особенно в избирательных кампаниях.
Рассмотрим особенности наиболее распространённых политических технологий:
Технологии выборов (или избирательные технологии) направлены на то, чтобы обеспечить конкретному актору - отдельному лицу, политической партии или общественно-политическому объединению, победу в процессе выборов. (См. подробнее следующий параграф 3.)
Технологии политической рекламы тесто связаны с избирательными технологиями. Политическая реклама представляет собой одну из форм коммуникации современного общества. По мнению политолога В. Евстифеева в России «лучшие рекламные продукты, в том числе и политические, вполне сопоставимы с западными образцами». Эффективная политическая реклама с точки зрения политолога О. Гришина должна «учитывать национально-территориальные особенности менталитета избирателей, их культурные и конфессиональные различия, а также уровень технических носителей политической рекламы». В последние два избирательных цикла: парламентские 2007 и 2011 года выборы и президентские 2008 и 2012 года выборы в России стали активно использоваться технологии интернет-рекламы.
Если избирательные технологии используют преимущественно в период выборных кампаний, то технологии политического маркетинга широко применяется и вне указанных процессов. Некоторые российские исследователи именуют политические технологии в целом как политический маркетинг [95] .
Основное предназначение политического маркетинга заключается в том, чтобы подать в наиболее выгодном ракурсе «своего» кандидата или политическую партию (избирательное объединение/избирательный блок). Политический маркетинг активно использует некоторые наработки коммерческого рынка, например, исследование коньюнктуры политического рынка и методы продвижения «политического товара» на рынке и др.
Технологии РR – «паблик рилейшинз» (или отношения с общественностью) направлены на установление с общественностью достаточно прочных связей. Данные технологии подразумевают осуществление следующих действий:
- установление контактов со СМИ, которые позволяют не только влиять на общественное мнение, но и формировать его отношение к данному вопросу;
- установление контактов с различными организациями и заинтересованными акторами;
- выстраивание взаимосвязей сотрудничества с необходимыми структурами;
Наряду с технологией так называемого «белого РR» применяются технологии «черного РR». «Черный РR» направлен на формирование у общественности, как правило, нелегальными методами негативного мнения о конкретном объекте.
|
|
Информационные технологии как методы и способы практического использования информации в управлении государством, чтобы прямо или косвенно влиять на политический процесс. В современном обществе Интернет оказывает существенное влияние на политическое сознание аудитории. Блогосфера становиться инновационной площадкой для обкатки новых информационных технологий в политике. По мере развития блогосферы появляется тенденция к взаимодействию реальных и виртуальных политических сообществ. Интернет превращается в реальную политическую силу.
Технологии политического консультирования предполагают взаимоотношения, основанные на рекомендациях и советах для конкретной пространственно-временной ситуации. При этом степень ответственности консультанта достаточно четко определяется рамками его деятельности и не должна выходить за ее пределы.
Технологии переговорного процесса как методы и способы достижения цели предполагают прохождение несколько стадий:
- подготовка к ведению переговоров (всесторонний анализ проблемы, требующей решения);
- процесс переговоров, на котором вырабатывается программа действия;
- достижение договоренности;
- анализ результатов.
Любой переговорный процесс начинается с уточнения точек зрения сторон. Затем происходит выработка основных параметров решения проблемы и собственно практическое осуществление работы по реализации достигнутых договорённостей.
Политические технологии представляют собой взаимосвязь структурных, функциональных, ценностных и иных составляющих политики и подчинены целям политического актора. Одна из задач политических технологий - оптимизация политико-управленческого процесса, рационализация его путем исключения таких видов и операций, которые не являются необходимыми для достижения результата. Эффективность политических технологий выражается в экономии времени и различных ресурсов при получении конечного продукта. Среди основных показателей эффективных технологий можно выделить:
|
|
- простота (технологии не должны быть излишне сложными);
- гибкость (адаптация к изменяющейся политической ситуации);
- надежность (наличие некоторого «запаса прочности»);
- адаптивность к объекту технологизации (технология должна быть незаметной или удобной для объекта).
Современные политические технологии многообразны и в большей степени ориентированы на ненасильственные методы. Грамотное их применение повышает эффективность политической деятельности и позволяет достигать цели оптимальным образом.