Наиболее простой и эффективный способ оценки стратегических возможностей предприятия – проведение SWOT-анализа.
SWOT-анализ предполагает оценку внутренней среды предприятия (его сильных и слабых сторон), а также внешних возможностей и угроз. Результатом SWOT-анализа являются оценка собственного положения на рынке и выработка соответствующей стратегической линии поведения.
Внутренние факторы характеризуют внутреннюю среду функционирования предприятия и подконтрольны ему. Их подразделяют на факторы, отражающие сильные стороны предприятия, и факторы, отражающие его слабые стороны.
Сильные стороны предприятия – это то, в чем предприятие преуспело, что предоставляет ему дополнительные возможности для завоевания конкурентных позиций на рынке, например:
- обеспеченность финансовыми ресурсами;
- положительная репутация в глазах потребителей;
- низкие издержки;
- эффективная структура управления;
- отлаженная система обновления продукции и др.
Слабые стороны предприятия – это то, что делает предприятие уязвимым и ставит его в неблагоприятную ситуацию, например:
|
|
- устаревшие производственные мощности;
- отсутствие четкой стратегии;
- несовершенство организационной структуры управления;
- узкая номенклатура продукции;
- слабая маркетинговая служба;
- недостаток финансовых ресурсов и др.
Следует иметь в виду, что любое преимущество предприятия может превратиться в слабую сторону, если его не поддерживать.
Внешние факторы отражают положительное и отрицательное воздействие внешней среды на деятельность предприятия и находятся вне контроля предприятия. Задача предприятия – максимально полно под них адаптироваться, используя свои сильные стороны.
Положительное воздействие со стороны внешней среды предоставляет предприятию дополнительные возможности, что обеспечивает фирме конкурентные преимущества перед другими участниками рынка, например:
- резкий рост спроса;
- слабые позиции фирм-конкурентов;
- возможность освоения новых рынков;
- поддержка правительства;
- законодательство и др.
Результатом отрицательного воздействия внешней среды являются угрозы, препятствующие нормальному развитию предприятия, например:
- появление более дешевых технологий;
- неблагоприятные демографические изменения;
- появление новых конкурентов;
- внедрение конкурентом нового товара;
- неблагоприятное изменение курсов иностранных валют и др.
Проведение SWOT-анализа предполагает построение четырехпольной матрицы, в которой указываются сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы со стороны внешней среды (табл. 7.2).
|
|
Все элементы каждого поля должны быть проранжированы в соответствии с их важностью. После этого разрабатываются стратегические мероприятия по дальнейшему развитию предприятия, которые указываются в соответствующих квадрантах матрицы.
В первом квадранте отражаются мероприятия по дальнейшему развитию предприятия в условиях возможностей, предоставляемых внешней средой. Это самая благоприятная для предприятия ситуация, позволяющая ему укрепить свои позиции на рынке.
Во втором квадранте отражаются мероприятия по устранению предприятием своих слабых сторон в условиях благоприятного воздействия внешней среды.
В третьем квадранте отражается комплекс мероприятий по приспособлению предприятия к рыночным условиям и использованию своих сильных сторон для противостояния угроз со стороны внешней среды.
В четвертом квадранте отражаются мероприятия, связанные с преодолением самой неблагоприятной для предприятия ситуацией, когда угрозы со стороны внешней среды накладываются на слабые стороны предприятия, создавая предкризисную ситуацию и опасность для бизнеса.
Таблица 7.2