Информационный - 1960 г. - по настоящее время.
Систематизации - 1885 - 1960 гг.
Формирование 4 школ менеджмента: научной, административной, человеческих отношений, количественной (математической).
Формирование основ сетевой экономики и информационного менеджмента.
Школа научного управления (1885 - 1920 гг.) – Фредерик Тейлор, Мэтью Болтон, Джеймс Уатт, Роберт Оуэн
Принципы научного менеджмента (1911 г.) - 5 постулатов:
1. Научные методы работы - оптимизация операций.
2. Отбор и обучение рабочих.
3. Стимулирование труда за конченую работу
4. Сотрудничество администрации и рабочих.
5. Справедливое распределение обязанностей и ответственности. Генри Форд практически реализовал эти постулаты. При сборке машины Форд-Т производительность возросла в 7 - 8 раз.
Административная школа (1920 - 1950 гг.) - Анри Файоль, Эмерсон, Макс Вебер.
Принципы сформулированы в книге «Общее и промышленное управление»:
1) разделение туда;
2) власть и ответственность;
3) дисциплина;
|
|
4) единство руководства;
5) подчинение частных интересов общим
6) вознаграждение;
7) централизация;
8) единство распоряжений;
9) иерархия управления;
10) порядок;
11) справедливость;
12) постоянство состава персонала;
13) инициатива;
14) корпоративный дух.
Разработаны также функции управления - планирование, организация, мотивация, контроль.
Школа человеческих отношений (1920 - 1950 гг.) - Энтони Мэри Фоллет. Э Мейо
Принципы:
1) коллектив мотивируется социальными потребностями;
2) работник ищет удовлетворения в социальных отношениях;
3) хороший микроклимат;
4) социальное влияние коллектива лучше, чем контроль;
5) использование психологии и социологии.
А. Маслоу. Ф. Герцберг Школа поведенческих наук практически развивает теорию человеческих отношений на основе идей ее лидеров.
Количественная математическая школа управления (1945 -1965 гг.) - Н. Винер, Р. Акофф и др.
Использование ЭВМ и математических методов
Современные подходы к менеджменту включают
· системный (организация рассматривается как открытая система),
· процессуальный (в организации выполняются функции планирования, организации, мотивации, контроля с участием процессов коммуникации и принятия решений)
· ситуационный (управление организуется на основе оценки ситуации, задаваемой внешними воздействиями и внутренним состоянием организации).
· Количественный это обобщенное название всех приемов в управлении связанных со знанием кибернетики, математического анализа, статистики и инженерных наук.
Рис.2.Эволюция управления как науки.
В процессуальном подходе ОУ (рис.1.2) рассматривается как процесс, состоящий из серии взаимосвязанный действий (управленческих функций), динамически развивающихся во времени (планирование, организация, мотивация и контроль). Эти функции реализуются с применением двух связующих процессов - коммуникаций и принятия решений.
|
|