Строй простого предложения с точки зрения стилистики

В простом предложении к стилистическим ресурсам могут быть отнесены:

· средства выражения членов предложения,

· осо­бые случаи использования однородных членов предложения,

· средства связи членов предложения,

· стилистически значимые разновидности простых предложений,

· порядок слов и некоторые другие.

Этим явлениям свойственна богатая синонимия, в том числе стилистическая. Так, сказуемые осложненной формы, выраженные фразеологизированными глагольно-именными соче­таниями, типичны для книжной (научной и деловой, отчасти публицистической) речи; параллельными им оказываются гла­гольные простые сказуемые, характерные для разговорной и художественной речи: принимать участиеучаствовать; веста борьбубороться; оказывать помощьпомогать; проявлять интересинтересоваться; питать надеждунадеяться; произ­водить осмотросматривать (первые варианты книжные). Книжной речи свойственны и такие расщепления сказуемого, которые отяжеляют выражение и усугубляют именной характер высказывания. Это наиболее часто встречается в официально-деловой речи и несет на себе печать канцелярского стиля: даль­ше следует перечисление (вместо дальше перечисляется); имеет место отсутствие, неявка (вместо отсутствовали, не явились); использовать применение (вместо применять) и т. п. Это явление известно и научной речи, в которую оно, по-видимому, проникает из официально-деловой в результате взаимодействия стилей.

Яркий разговорный характер имеют формы простого глаголь­ного сказуемого, выраженные инфинитивом (ср. нейтральное Она опять стала кричать и разговорное Она опять кричать), междометием (А он бац на землю), повторением сказуемого (Ехали мы, ехали, а все еще далеко; И делать не делает, а время тянет). Все эти виды выражения сказуемого, как и предло­жения в целом, весьма экспрессивны.

Среди стилистико-семантических явлений, связанных с фор­мами выражения сказуемого, можно отметить также синони­мию связок (быть, являться, стать, становиться, оказываться, делаться, оставаться) и синонимию падежных форм в именной части составного сказуемого (был свой человекбыл своим че­ловеком).

Однородные члены предложения могут соединяться союзами и без союзов; могут быть расположены парами и т. д., что соз­дает возможности их стилистического использования. Писатели и публицисты употребляют их в различных стилистических функциях: от изобразительно-динамической или торжественно-приподнятой (в периоде) до юмористической (при намеренном объединении в качестве однородных членов несоединимых, раз­нородных понятий). Использование однородных членов — явление книжно-пись­менной речи; разговорной оно не свойственно. О днородные члены широко употребляются в научной, особенно в описаниях свойств явлений и предметов, а также в официально-деловой речи, в которой они имеют и специальное оформление в виде перечисления с использованием нумерации. Усилению экспрессивности при однородных членах способст­вуют:

· повторяющийся союз и в усилительной роли,

· союз нини, союз да (в основном в художественной речи: Здравствуй, утро да солнце веселое!);

· в научной речи широко исполь­зуется соединительный союз как... так и,

· в научной и отчасти публицистической речи — противительные союзы не тольконо и, не столькосколько;

· союз но характерен для книжной,

· союз а характерен для разговор­ной речи.

Стилистическими в области управления являются следующие явления:

· синонимические параллели предложного и беспредложного уп­равления, вместе с тем отличающиеся и оттенками смысла: принес братудля брата; гулять вечерамипо вечерам, ехать поездомна поезде; нужный многимдля многих,

· так называемое нанизывание (или цепь) падежей, в частности родительного. Это явление, нередко затрудняющее общение (почему его и рекомендуется избегать), оказывается весьма характерным и нормативным для на­учной и официально-деловой речи, за исключением некоторых случаев злоупотребления. Оно здесь даже неизбеж­но и закономерно по многим причинам. Примеры цепей родительного падежа в научной речи: метод по­знания явлений жизни (И. Г. Андреев); установление зависи­мости длины линии волны рентгеновских лучей атома от поло­жения его в периодической системе (П. Л. Капица); в офици­ально-деловой: порядок составления и выполнения планов же­лезнодорожных перевозок (Устав железных дорог); определе­ние порядка очередности удовлетворения претензий кредиторов (Уголовно-процессуальный кодекс),

· синонимия предлогов: средство от простуды — про тив простуды; с помощьюпри помощи; о поездкепро поездку; насчет чего-либокасательно, относительно чего-либо ( слова, помеченные звездочкой, носят разговорный харак­тер в отличие от параллельных им книжных). Богата синонимия причинных предло­гов: ввиду, вследствие, благодаря, в связи, из-за, по причине (слова, отмеченные звездочкой, книжные).

Яркую стилистическую окраску книжной речи (официально-деловой и отчасти научной) имеют отыменные предлоги позднего образования: в деле, в области, в силу, по линии, по части и др. Нередко они ведут к нежелательному отяжелению стиля высказывания.

Профессиональный характер имеют сочетания балкон типа лоджия, платье типа кимоно.

Стилистически значимо обособление тех или иных членов предложения и оборотов. Это средство, более свойствен­ное книжной речи, имеет целью смысловое выделение обособ­ленных слов. В художественной речи обособление используется в экспрессивных целях, но в научной в основном в смысловых. Особенно экспрессивны используемые в художественной речи так называемые факультативные обособления (когда возможно употребление как обособленного, так и необособленного члена). Способствует экспрессии употребление обособленных приложе­ний, определений, отдаленных от определяемых существитель­ных; постпозиция обособлений и др. При­меры. Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед сосе­дом (Пушкин); Овеян вещею дремотой, полураздетый лес гру­стит (Тютчев); Кто это сделал тебе скрипку, такую звонкую и чуткую? (Горький); Он услышал, как слезы защипали ему веки. Слезы унижения, они были едки (Федин).

Общеизвестны стилистическая роль и окраска причастных и деепричастных оборотов, носящих книжный характер, и соотно­сительных с ними придаточных предложений.

Стилистическую значимость имеют и различные конструк­ции с отглагольными существительными: за неимением уважительных, причин (без уважительных причин); идти на снижение (снижаться); Началось выдвижение кандидатов, которые имеют книжный характер и употребительны в официально-дело­вой речи.

В области науки, техники, законодательства весьма употребительны термины, представляющие собою от­глагольные существительные: умножение знаменателей; согласо­вание членов предложения; восприятие предметов; удаление осадка; выбор средств; взыскание пени; привлечение к ответст­венности.

В профессиональной речи весьма распространены названия действий-процессов, также ведущие к образованию конструкций с отглагольными существительными: прокладка путей; разбивка на квадраты; ввоз товаров; прокат стали; выпечка хлеба.

Велико стилистическое значение порядка слов в про­стом предложении. Еще А. М. Пешковский указывал, что пере­становка слов одного и того же предложения, состоящего из пяти знаменательных слов, дает более сотни вариантов семантико-стилистических оттенков. Эти возможности широко ис­пользуются в художественной речи, а также в публицистиче­ской, отчасти и в других стилях письменной речи.

Обычно считается, что русскому языку свойствен свободный порядок слов, однако эта свобода не абсолютна. Порядок слов определяется и грамматически: системой языка, в частности структурой словосочетания, и смысловой стороной текста. Важ­ное значение имеет отправной пункт высказывания — тема («известное») и то, что о нем говорится —рема («новое»). Дви­жение от темы к реме образует прямой, или объективный, поря­док слов, а от ремы к теме — обратный, инверсированный, или субъективный. Прямой порядок слов стилистически нейтрален, инверсированный же обладает экспрессией и потому оказыва­ется стилистически значимым.

Если прямой порядок слов связан с нейтральным интона­ционным фоном речи, то инверсия — нарушение обычного по­рядка слов — сопровождается изменением обычной интонации. Большую роль при этом играет логическое ударение, выделяющее «логический предикат», рему. Особенной экспрессией и, следовательно, стилистической значимостью обладает в русском языке инверсия именного ска­зуемого, например: Поразительным иногда бывает человеческое постоянство! (Ю. Казаков); Сухостойное было лето (М. Шоло­хов).

Инверсия, в результате которой на первое место выдвигается акцентируемое подлежащее, специфична для художественной речи. Иногда перестановка слов не сопровождается изменением интонации и потому не обладает особенной экспрессивностью; стилистическое значение порядка слов в этом случае — в не­обычности словорасположения. Последнее особенно свойственно стихотворной речи. Инверсированный порядок слов в речи может использоваться и с риторической установкой — в художественной прозе и в публицистике (ср. в газетном заголовке: Размаха шаги саженьи).

Официально-деловой и научной речи более свойствен прямой порядок слов, но и здесь возможны инверсии.

В устной разговорной речинаблюдается иная система словорасположения, чем в книжно-письменной. Особенно выделяется в этом отношении диалогическая речь. Порядок слов в разго­ворной речи отличается, с одной стороны, большей свободой, с другой — ей свойственны особые типизированные схемы словорасположения. Основной принцип расположения слов и словес­ных групп в устной речи — это принцип ассоциативного присо­единения. Коммуникативное членение в письменной речи выра­жается порядком слов, а в устной — интонационно. Место нового (ремы) в устной речи более свободно, в письменной же господ­ствует его постпозиция.

Стилистическими возможностями обладает и сам строй простого предложения, например синонимия разных типов предложения:

· синонимия утверди­тельных и отрицательных предложений (Кто же этого не зна­ет!Все это знают!);

· синонимия определенно-личных и безличных (Я ду­маюМне думается);

· синонимия неопределенно-личных и безличных (Рекомендуют избрать...Рекомендуется избрать...);

· эллипти­ческих и полных и т. д.

Употребление полных или неполных предложений достаточно четко обусловлено сферой использования. Как пра­вило, в книжно-письменной речи неполные предложения не ис­пользуются. Зато в сфере живого общения, осуществляющегося в устной форме, неполные предло­жения составляют один из распространенных типов предложе­ний.

Безличные предложения, обозначающие явле­ния природы (Темнеет, Вечереет и т. д.), состояние человека (Меня тошнит, Что-то гнетет, Ему не спится и т. п.), использу­ются почти исключительно в разговорной речи, а также в художественной. Из двух вариантов типа: У меня нет времениЯ не имею времени — первый является разговорным, второй носит искусственный и книжный характер.

Обобщенно-личные предложения, содержащие образ­ное выражение суждений общего характера, свойственны на­родной речи: Что посеешь, то и пожнешь; С кем поведешься, от того и наберешься и т. п.

Инфинитивные предложения составляют фонд разговорного синтаксиса, тогда как синонимичные им без­личные предложения с модальными словами необходимо, можно, следует и т. п. характерны для книжной речи (научной и офи­циально-деловой). Ср. обладающие окраской разговорности инфинитивные предложения со значением неизбежности дей­ствия (Быть беде!), его невозможности (Не быть тебе в Моск­ве!); вопросительные инфинитивные предложения, ставящие вопрос с оттенком обязательности, желательности, позволения (К кому обратиться? У кого ему учиться? Что купить Вам?); восклицательные инфинитивные предложения с оттенком про­теста или утверждения чего-либо, риторические вопросы (Да мне ль его бояться? Зачем меня просить?). Побудительные инфинитивные предложения, напротив, несут на себе печать официальности или профессиональной речи, хотя используются и в устной форме речи; они характерны для разного рода команд: Поднять флаг! Свистать всех наверх! Убрать паруса! Этого типа предложения известны и призывной публицистической речи: Собрать урожай без потерь! Встать на вахту пятилетки!

Сфера употребленияноминативных предложенийэто в основном художественная речь и некоторые жанры публици­стики. Номинативные предложения выполняют здесь особую функцию — создания образной, видимой картины (пейзажи, изображение состояния). Чаще они используются в начале про­изведения или главы: Баррикада. Булыжник. Жара. Порох. Пыль. По началу такому сразу вся узнается игра (Антоколь­ский). Тишина. Перья скрипят, сверчок кричит (Чехов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: