В простом предложении к стилистическим ресурсам могут быть отнесены:
· средства выражения членов предложения,
· особые случаи использования однородных членов предложения,
· средства связи членов предложения,
· стилистически значимые разновидности простых предложений,
· порядок слов и некоторые другие.
Этим явлениям свойственна богатая синонимия, в том числе стилистическая. Так, сказуемые осложненной формы, выраженные фразеологизированными глагольно-именными сочетаниями, типичны для книжной (научной и деловой, отчасти публицистической) речи; параллельными им оказываются глагольные простые сказуемые, характерные для разговорной и художественной речи: принимать участие — участвовать; веста борьбу — бороться; оказывать помощь — помогать; проявлять интерес — интересоваться; питать надежду — надеяться; производить осмотр — осматривать (первые варианты книжные). Книжной речи свойственны и такие расщепления сказуемого, которые отяжеляют выражение и усугубляют именной характер высказывания. Это наиболее часто встречается в официально-деловой речи и несет на себе печать канцелярского стиля: дальше следует перечисление (вместо дальше перечисляется); имеет место отсутствие, неявка (вместо отсутствовали, не явились); использовать применение (вместо применять) и т. п. Это явление известно и научной речи, в которую оно, по-видимому, проникает из официально-деловой в результате взаимодействия стилей.
|
|
Яркий разговорный характер имеют формы простого глагольного сказуемого, выраженные инфинитивом (ср. нейтральное Она опять стала кричать и разговорное Она опять кричать), междометием (А он бац на землю), повторением сказуемого (Ехали мы, ехали, а все еще далеко; И делать не делает, а время тянет). Все эти виды выражения сказуемого, как и предложения в целом, весьма экспрессивны.
Среди стилистико-семантических явлений, связанных с формами выражения сказуемого, можно отметить также синонимию связок (быть, являться, стать, становиться, оказываться, делаться, оставаться) и синонимию падежных форм в именной части составного сказуемого (был свой человек — был своим человеком).
Однородные члены предложения могут соединяться союзами и без союзов; могут быть расположены парами и т. д., что создает возможности их стилистического использования. Писатели и публицисты употребляют их в различных стилистических функциях: от изобразительно-динамической или торжественно-приподнятой (в периоде) до юмористической (при намеренном объединении в качестве однородных членов несоединимых, разнородных понятий). Использование однородных членов — явление книжно-письменной речи; разговорной оно не свойственно. О днородные члены широко употребляются в научной, особенно в описаниях свойств явлений и предметов, а также в официально-деловой речи, в которой они имеют и специальное оформление в виде перечисления с использованием нумерации. Усилению экспрессивности при однородных членах способствуют:
|
|
· повторяющийся союз и в усилительной роли,
· союз ни — ни, союз да (в основном в художественной речи: Здравствуй, утро да солнце веселое!);
· в научной речи широко используется соединительный союз как... так и,
· в научной и отчасти публицистической речи — противительные союзы не только — но и, не столько — сколько;
· союз но характерен для книжной,
· союз а характерен для разговорной речи.
Стилистическими в области управления являются следующие явления:
· синонимические параллели предложного и беспредложного управления, вместе с тем отличающиеся и оттенками смысла: принес брату — для брата; гулять вечерами — по вечерам, ехать поездом — на поезде; нужный многим — для многих,
· так называемое нанизывание (или цепь) падежей, в частности родительного. Это явление, нередко затрудняющее общение (почему его и рекомендуется избегать), оказывается весьма характерным и нормативным для научной и официально-деловой речи, за исключением некоторых случаев злоупотребления. Оно здесь даже неизбежно и закономерно по многим причинам. Примеры цепей родительного падежа в научной речи: метод познания явлений жизни (И. Г. Андреев); установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома от положения его в периодической системе (П. Л. Капица); в официально-деловой: порядок составления и выполнения планов железнодорожных перевозок (Устав железных дорог); определение порядка очередности удовлетворения претензий кредиторов (Уголовно-процессуальный кодекс),
· синонимия предлогов: средство от простуды — про тив простуды; с помощью — при помощи; о поездке — про поездку; насчет чего-либо — касательно, относительно чего-либо ( слова, помеченные звездочкой, носят разговорный характер в отличие от параллельных им книжных). Богата синонимия причинных предлогов: ввиду, вследствие, благодаря, в связи, из-за, по причине (слова, отмеченные звездочкой, книжные).
Яркую стилистическую окраску книжной речи (официально-деловой и отчасти научной) имеют отыменные предлоги позднего образования: в деле, в области, в силу, по линии, по части и др. Нередко они ведут к нежелательному отяжелению стиля высказывания.
Профессиональный характер имеют сочетания балкон типа лоджия, платье типа кимоно.
Стилистически значимо обособление тех или иных членов предложения и оборотов. Это средство, более свойственное книжной речи, имеет целью смысловое выделение обособленных слов. В художественной речи обособление используется в экспрессивных целях, но в научной в основном в смысловых. Особенно экспрессивны используемые в художественной речи так называемые факультативные обособления (когда возможно употребление как обособленного, так и необособленного члена). Способствует экспрессии употребление обособленных приложений, определений, отдаленных от определяемых существительных; постпозиция обособлений и др. Примеры. Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (Пушкин); Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит (Тютчев); Кто это сделал тебе скрипку, такую звонкую и чуткую? (Горький); Он услышал, как слезы защипали ему веки. Слезы унижения, они были едки (Федин).
Общеизвестны стилистическая роль и окраска причастных и деепричастных оборотов, носящих книжный характер, и соотносительных с ними придаточных предложений.
|
|
Стилистическую значимость имеют и различные конструкции с отглагольными существительными: за неимением уважительных, причин (без уважительных причин); идти на снижение (снижаться); Началось выдвижение кандидатов, которые имеют книжный характер и употребительны в официально-деловой речи.
В области науки, техники, законодательства весьма употребительны термины, представляющие собою отглагольные существительные: умножение знаменателей; согласование членов предложения; восприятие предметов; удаление осадка; выбор средств; взыскание пени; привлечение к ответственности.
В профессиональной речи весьма распространены названия действий-процессов, также ведущие к образованию конструкций с отглагольными существительными: прокладка путей; разбивка на квадраты; ввоз товаров; прокат стали; выпечка хлеба.
Велико стилистическое значение порядка слов в простом предложении. Еще А. М. Пешковский указывал, что перестановка слов одного и того же предложения, состоящего из пяти знаменательных слов, дает более сотни вариантов семантико-стилистических оттенков. Эти возможности широко используются в художественной речи, а также в публицистической, отчасти и в других стилях письменной речи.
Обычно считается, что русскому языку свойствен свободный порядок слов, однако эта свобода не абсолютна. Порядок слов определяется и грамматически: системой языка, в частности структурой словосочетания, и смысловой стороной текста. Важное значение имеет отправной пункт высказывания — тема («известное») и то, что о нем говорится —рема («новое»). Движение от темы к реме образует прямой, или объективный, порядок слов, а от ремы к теме — обратный, инверсированный, или субъективный. Прямой порядок слов стилистически нейтрален, инверсированный же обладает экспрессией и потому оказывается стилистически значимым.
Если прямой порядок слов связан с нейтральным интонационным фоном речи, то инверсия — нарушение обычного порядка слов — сопровождается изменением обычной интонации. Большую роль при этом играет логическое ударение, выделяющее «логический предикат», рему. Особенной экспрессией и, следовательно, стилистической значимостью обладает в русском языке инверсия именного сказуемого, например: Поразительным иногда бывает человеческое постоянство! (Ю. Казаков); Сухостойное было лето (М. Шолохов).
|
|
Инверсия, в результате которой на первое место выдвигается акцентируемое подлежащее, специфична для художественной речи. Иногда перестановка слов не сопровождается изменением интонации и потому не обладает особенной экспрессивностью; стилистическое значение порядка слов в этом случае — в необычности словорасположения. Последнее особенно свойственно стихотворной речи. Инверсированный порядок слов в речи может использоваться и с риторической установкой — в художественной прозе и в публицистике (ср. в газетном заголовке: Размаха шаги саженьи).
Официально-деловой и научной речи более свойствен прямой порядок слов, но и здесь возможны инверсии.
В устной разговорной речинаблюдается иная система словорасположения, чем в книжно-письменной. Особенно выделяется в этом отношении диалогическая речь. Порядок слов в разговорной речи отличается, с одной стороны, большей свободой, с другой — ей свойственны особые типизированные схемы словорасположения. Основной принцип расположения слов и словесных групп в устной речи — это принцип ассоциативного присоединения. Коммуникативное членение в письменной речи выражается порядком слов, а в устной — интонационно. Место нового (ремы) в устной речи более свободно, в письменной же господствует его постпозиция.
Стилистическими возможностями обладает и сам строй простого предложения, например синонимия разных типов предложения:
· синонимия утвердительных и отрицательных предложений (Кто же этого не знает! — Все это знают!);
· синонимия определенно-личных и безличных (Я думаю — Мне думается);
· синонимия неопределенно-личных и безличных (Рекомендуют избрать... — Рекомендуется избрать...);
· эллиптических и полных и т. д.
Употребление полных или неполных предложений достаточно четко обусловлено сферой использования. Как правило, в книжно-письменной речи неполные предложения не используются. Зато в сфере живого общения, осуществляющегося в устной форме, неполные предложения составляют один из распространенных типов предложений.
Безличные предложения, обозначающие явления природы (Темнеет, Вечереет и т. д.), состояние человека (Меня тошнит, Что-то гнетет, Ему не спится и т. п.), используются почти исключительно в разговорной речи, а также в художественной. Из двух вариантов типа: У меня нет времени — Я не имею времени — первый является разговорным, второй носит искусственный и книжный характер.
Обобщенно-личные предложения, содержащие образное выражение суждений общего характера, свойственны народной речи: Что посеешь, то и пожнешь; С кем поведешься, от того и наберешься и т. п.
Инфинитивные предложения составляют фонд разговорного синтаксиса, тогда как синонимичные им безличные предложения с модальными словами необходимо, можно, следует и т. п. характерны для книжной речи (научной и официально-деловой). Ср. обладающие окраской разговорности инфинитивные предложения со значением неизбежности действия (Быть беде!), его невозможности (Не быть тебе в Москве!); вопросительные инфинитивные предложения, ставящие вопрос с оттенком обязательности, желательности, позволения (К кому обратиться? У кого ему учиться? Что купить Вам?); восклицательные инфинитивные предложения с оттенком протеста или утверждения чего-либо, риторические вопросы (Да мне ль его бояться? Зачем меня просить?). Побудительные инфинитивные предложения, напротив, несут на себе печать официальности или профессиональной речи, хотя используются и в устной форме речи; они характерны для разного рода команд: Поднять флаг! Свистать всех наверх! Убрать паруса! Этого типа предложения известны и призывной публицистической речи: Собрать урожай без потерь! Встать на вахту пятилетки!
Сфера употребленияноминативных предложений — это в основном художественная речь и некоторые жанры публицистики. Номинативные предложения выполняют здесь особую функцию — создания образной, видимой картины (пейзажи, изображение состояния). Чаще они используются в начале произведения или главы: Баррикада. Булыжник. Жара. Порох. Пыль. По началу такому сразу вся узнается игра (Антокольский). Тишина. Перья скрипят, сверчок кричит (Чехов).