Эластичность предложения. Наряду с эластичностью спроса существует и эластичность предложения

Наряду с эластичностью спроса существует и эластичность предложения. Схема анализа эластичности предложения подобна схеме анализа эластичности спроса. Однако здесь имеется ряд особенностей, например зависимость эластичности предложения от фактора времени.

Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на 1%.

или,

где Vпр – изменение объема спроса при изменении цены с Ц1 до Ц2; Vпр – объем спроса; Ц – изменение цены; Ц – цена.

Для предложения характерны те же закономерности, что и для спроса, только в обратной зависимости: величина предложения обычно повышается по мере роста цен, поэтому эластичность предложения по цене выражается положительными величинами.

Эластичность предложения зависит от различных факторов, таких как степень загрузки производственных мощностей, размер товарных запасов, способность к новым инвестициям и сроки их реализации и т.д.

Для понимания эластичности предложения необходимо учитывать его большую зависимость от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода (рис. 9.7).

1. Мгновенный (рыночный) период – период реализации уже произведенного продукта на рынке.

В рыночный период предложение товаров задано постоянно: товар уже произведен. Вследствие этого предложение может подстраиваться под спрос, только изменяя цену. Кривая предложения принимает строго вертикальный вид (кривая ПМПМ). Это означает, что предложение в мгновенном периоде абсолютно неэластично ().

2. Короткий (краткосрочный) период – период, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы и повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющихся запасов. При этом считается, что в краткосрочный период предприятие не осуществляет никаких капиталовложений в реконструкцию (модернизацию) производства.

Кривая предложения в краткосрочный период (ПкПк) постепенно начинает отклоняться от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной (). Однако существует определенный предел «подстройки» предложения в краткосрочный период. Приближаясь к этому пределу (объем Vпр), предложение начинает «вести себя», как и в мгновенный период, а эластичность предложения начинает стремиться к нулю. Что сделать, что бы «снять» этот предел? Необходимы расширение и реконструкция производства, что и осуществляется в долгосрочный период.

3. Длительный (долгосрочный) период – период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, осуществляет перестройку производства за счет замены старого оборудования на новое (более производительное) и (или) за счет строительства новых предприятий.

В этот период происходит также расширение предложения за счет появления на рынке новых фирм – производителей данного товара.

В долгосрочный период «препятствия» для роста эластичности сняты, и она достигает максимальных величин (кривая ПДПД).

Таким образом, эластичность предложения по цене постепенно увеличивается во времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: