Концепция реформы общеобразовательной школы в РБ

Становление национальной системы образования Республики Беларусь. Создание национальной школы.

Педагогические исследования и основные направ­ле­ния развития отечественной педагогики на совре­мен­ном этапе.

Концепция реформы общеобразовательной школы в РБ.

Становление национальной системы Республики Бе­ларусь. Создание национальной школы.

В начале 90-х гг. новые политические и социально-эконо­мические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования. Обретение Респуб­ликой Беларусь независимости, поиск путей решения социально-экономических проблем в условиях развивающихся рыночных от­ношений, курс на создание социально ориентированного госу­дарства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях. В 1991 г. был принят Закон «Об образовании в Республике Беларусь», в котором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образова­ния, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащих­ся и студентов, принципы финансирования. Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулирующих и определяющих деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция обра­зования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития выс­шего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республи­ке Беларусь» (2000) и др. В этих документах получили отражение новая образовательная политика и новые взгляды на обра­зование и воспитание подрастающего поколения, на подготовку кадров в изменившихся социокультурных условиях. Кроме того, в 90-е гг. в Республике Беларусь велось научное обоснование путей развития школьного образования, разрабатывались кон­цепции развития национальной школы, вводились в действие но­вые положения, в которых обосновывался статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональ­ных училищ).

Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа. Их реставрация в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати. Центральной темой стали вопросы определения сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии и содержания образо­вания. Не утихающие споры и полярность точек зрения специа­листов были вызваны стихийным характером появления новых типов школ, отсутствием единой концепции и утратой тради­ций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, понадобилось время, которое показало их жизнеспособность. В своей деятельно­сти эти заведения опираются на традиции европейского школьного образования (академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения).

Пик создания новых школ в республике приходится на 1991–1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев за­медляется, что объясняется насыщением белорусской системы образования этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля за их деятельностью. В сере­дине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост подобных учреждений, а качество их работы. Второй пик создания гимназий и лицеев приходится на конец XX – начало XXI в. В 2004 г. в Беларуси действовало 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов, 2004 школы с профильными классами; в 2006 г. – 136 гимназий, 26 лицеев, 7 учебно-педагогических комплексов. Значительная часть гим­назий и лицеев, специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и наличием квалифицированного про­фессорско-преподавательского состава.

В сравнительно небольшой срок система образования Респу­блики Беларусь существенно преобразилась. Значительные изме­нения произошли в школьном образовании: появились новые типы школ (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, спе­циализированная школа и др.). Наряду с государственным полу­чил развитие частный сектор школьного образования. В учреж­дениях образования развернулась инновационная деятельность, расширился спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для структурной и содержательной перестрой­ки школьного образования и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.

Структура системы образования в Республике Беларусь

Классы   Учебные заведения  
  ПТУЗ, цпо ВПТУЗ Техникум Полная средняя школа Лицей Гимназия
 
    Базовая школа (с 10 до 16 лет)
 
 
 
 
 
    Начальная школа (6-10 лет)  
 
 
 
    Детский сад (3-6 лет)  
  Ясли (1-3 года)  

В 1998 г. в Республике Беларусь стартовала школьная ре­форма. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны «Концепция реформы общеобразо­вательной школы» (утверждена Постановлением Совета Мини­стров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 554) и Про­грамма ее реализации, в которой были определены и охаракте­ризованы 12 основных этапов, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления раз­вития ступеней общего образования.

В процессе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие таких типов учебных заведений, как детский сад – школа, школа – дет­ский сад. Срок обучения в школе стал 12-летним. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой общее базовое образование предполагает 10-лет­ний срок обучения и является обязательным.

Параллельно со структурной реорганизацией школьной сис­темы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:

• разработать и внедрить новые учебные планы и программы;

• восстановить фундаментальный характер общего среднего образования;

• обеспечить широкую дифференциацию обучения (профи-лизацию)-на старшей ступени средней школы;

• внедрить новую систему оценки знаний учащихся;

• создать в школе систему воспитания, основанную на фор­мировании у школьников патриотизма и гражданственности.

Новая модель общеобразовательной школы в Республике Беларусь включает в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование. Начальная школа принимает детей с 6-летнего возраста. Срок обучения в начальной школе не изменился и включает подгото­вительный класс и 1-3 классы. Возвращение к идее «нулевого класса» через введение подготовительного позволило найти до­полнительный год обучения, сохранив привычную нумерацию классов.

В рамках реализации реформы была расширена сеть специа­лизированных школ (языковых, математических, музыкальных, спортивных и т.д.) для развития способностей и удовлетворения интересов и склонностей учащихся. Углубленный уровень обра­зования обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы «школа – колледж» («гимназия – колледж»). Для детей с нару­шением здоровья создаются санаторные, лесные, вспомогатель­ные школы, школы-интернаты.

По всем предметам и курсам были разработаны «Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся», а также материалы, с помощью которых учитель может осуществлять аттестацию. С 1 сентября 2002 г. после трехлетней апробации осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки знаний учащихся (10 – превосходно, 9 – отлично, 8 – почти отлично, 7 – очень хорошо, 6 – хорошо, 5 – почти хорошо, 4 – весьма удовлетворительно, 3 – удовлетворительно, 2-1 – неудовлетворительно, 0 – отказ от ответа или его отсутствие). Отказ от традиционной пятибалльной системы оценки мотивировался тем, что она не позволяет осуществлять дифференцированный подход, дает основания для субъективности, слабо учитывает степень освоения материала учащимся. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.д.), который стал приоритетным.

Начиная с 2002-03 учебного года начался планомерный пе­реход на обновленное содержание образования на II ступени общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обу­чения. Одной из идей перестройки было деление содержания образования на инвариантный и вариативный компоненты (как на уровне определения учебных дисциплин и курсов учебного плана, так и на уровне содержания обучения). При этом дости­жение целей на уровне общего базового образования определя­ется в первую очередь содержанием инвариантного компонента (государственный компонент содержания образования, обязатель­ный для изучения во всех типах учреждений образования). Через вариативный (школьный) компонент учебного плана реализу­ются права учащихся на выбор содержания образования в соот­ветствии с индивидуальными запросами и возможностями.

Важная задача реформы – введение на III ступени средней школы профильного обучения. В 2004 г. с учетом накопленного опыта организации дифференцированного обучения в нашей стране и странах ближнего и дальнего зарубежья была разрабо­тана «Концепция профильного обучения». Ее апробация велась в течение нескольких лет на экспериментальных площадках. Основой реализации профильного обучения стал Типовой учеб­ный план для XI-XII классов общеобразовательных учреждений (2006), который будет введен в действие в 2008/09 учебном году. Он включает в себя 7 образовательных областей и 19 учебных предметов. Были определены направления профессионального самоопределения старшеклассников (естественнонаучное, социокультурное, гуманитарное, профессионально-технологическое) с профилями для каждого направления.

В настоящее время в Республике Беларусь фактически су­ществуют две модели школы: 11-летняя и 12-летняя. Полно­стью переход на 12-летнюю модель будет осуществлен к 2008 г. Начавшись в средней школе, трансформационные процес­сы постепенно охватили и высшие учебные заведения. В основу преобразований легла «Концепция развития высшего образова­ния в Республике Беларусь», разработанная Министерством об­разования и одобренная Правительством в 1996 г. Концепция определила основные цели, задачи и принципы развития высшегo образования на период до 2005 г. Реформу высшей школы планировалось проводить в три этапа:

• формирование новой структуры высшего образования с пе­реходом на многоступенчатую систему подготовки (бакалавр, магистр);

• отработка вариантов новых типов учебных заведений выс­шего образования (академия, высший колледж);

• законодательное закрепление изменений и приведение бе­лорусской высшей школы в соответствие с международными стандартами [19, с. 8-9].

Поскольку в 90-е гг. преобразования высшей школы в рес­публике были начаты без достаточного теоретического обоснова­ния, отдельные аспекты реформирования требовали дальнейшей концептуальной проработки и корректировки. На международ­ных и республиканских совещаниях, конференциях постоянно велись дискуссии о целесообразности перехода на новую систему подготовки специалистов. Затрагивались прежде всего спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы; специфика отдельных вузов и специальностей, не вписывавшихся в пред­ложенную схему; система оценки результатов; повышение каче­ства образования, подготовки специалистов и т.д.

За минувшее десятилетие белорусская высшая школа сущест­венно изменилась. Вследствие тенденций вестернизации в 90-е гг. в Беларуси, как и в других странах СНГ, институты были реор­ганизованы в классические и профильные университеты. Веду­щую роль в системе образования сегодня играют университеты, которые сохранили за собой статус крупнейших образователь­ных и научно-инновационных центров. В 2003/04 учебном году в республике действовало 44 вуза, в том числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 институтов, 5 высших колледжей; в 2007 г. – уже 53 вуза. По данным за 2003 г. на 10 тысяч человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является достаточно высоким по европейским меркам показателем. В высшем образовании резко вырос негосударственный сектор. Только в столице в 2007 г. функционировало 31 высшее учебное заведение, в том числе 9 вузов частной формы собст­венности.

Для совершенствования подготовки специалистов высшие учебные заведения переходят на двухступенчатую систему. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены и апробиро­ваны институты бакалавриата и магистратуры. В 2004 г. в Парламент на рассмотрение был передан проект Закона «О высшем образовании», в котором учтены международные нормы по высшему образованию. Под эгидой Министерства образования в республике создаются и внедряются новые учебные планы, программы дисциплин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). С 2003/04 учебного года в ряде белорусских вузов идет экспери­мент по внедрению новой структуры высшего образования.

В Беларуси функционирует Республиканский совет ректо­ров высших учебных заведений. Стали регулярными встречи ру­ководства страны с ректорами вузов. В декабре 2006 г. на встрече с Президентом страны был рассмотрен вопрос о кадровой си­туации в вузах и путях ее исправления. Были также определены конкретные шаги по формированию перспективного научно-педагогического потенциала высшей школы и повышению эффек­тивности подготовки кадров высшей научной квалификации. Кроме того, было предусмотрено увеличение размеров ежемесяч­ных доплат за ученые степени, установление размеров ежемесяч­ных доплат за ученые звания, а также иные меры по социальной поддержке руководителей и специалистов из числа профессор­ско-преподавательского состава и научных работников.

Проводимая в Республике Беларусь образовательная рефор­ма потребовала изменений в законодательстве. В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона «Об образова­нии». При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование» и «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности образовательной системы. В частности, были сняты ограниче­ния на получение только одного образования за счет средств бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов еди­ного образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе получили отражение принципы, на ко­торых строится государственная политика в сфере образования: приоритетность образования, обязательность общего базового об­разования, доступность, преемственность и непрерывность, науч­ность, приоритет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа образования, экологическая направленность, демократический и светский характер образования.

Летом 2006 г. впервые в Республике Беларусь был принят Закон «Об общем среднем образовании», который создал пра­вовые, организационные, экономические и социальные основы функционирования и развития системы общего среднего образования. В Законе были прописаны: государственная политика в сфере общего среднего образования, система и структура об­щего среднего образования, типы общеобразовательных учреж­дений, образовательный процесс в общеобразовательных учре­ждениях, управление в сфере общего среднего образования, финансирование и материально-техническая база общеобразо­вательных учреждений. В 2007 г. Министерством образования Республики Беларусь был утвержден и впервые введен в дейст­вие образовательный стандарт «Общее среднее образование» – нормативный документ, содержащий систему требований к ос­новным параметрам общего среднего образования, устанавливающих соответствующий уровень образования, принимаемый в качестве государственной нормы образованности личности.

В заключение следует отметить, что реформирование обра­зовательной сферы в настоящее время является основой государ­ственной политики нашей страны. Коренные перемены в эконо­мической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Курс на модер­низацию образовательной системы, взятый Республикой Бела­русь в 90-е гг., позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремле­ние к достижению высоких международных стандартов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: