Законы

- это НПА, обладающие высшей юридической силой и юридической всеобщностью. Законы принимаются только высшими представительными законодательными органами или же на референдуме. Законы принимаются только по важнейшим вопросам. Они регулируют только наиболее важные и значимые общественные отношения.

В идеале законы должны быть совершенны по форме и содержанию. Сами законы имеют не одинаковую юридическую силу. Среди законов наивысшей юр. Силой обладает Конституция. Конституция – это основной закон государства, она закрепляет основу гос. Устройства, основные принципы образования власти в государстве, основные права и свободы и обязанности граждан. Конституции также могут приниматься в республиках в составе РФ, в остальных субъектах принимаются только Уставы.

ФКЗ – федеральный конституционный законы, принимаются также только по важнейшим государственным вопросам. Круг этих вопросов по существу определяется в самой Конституции, эти законы характеризуются особым порядком принятия и повышенной стабильностью, они имеют более высокую юр.силу по сравнению с текущим законодательством.

ФЗ – среди ФЗ различают: законы о поправке к Конституции РФ, Кодексы, основы законодательства, законы о ратификации и денонсации международных договоров, делегированное законодательство и ряд других.

ПЗНА – подзаконные нормативные акты, в отличие от законов они не обладают высшей юр. Силой и юр. Всеобщностью. Каждый ПЗНА должен соответствовать не только законам, но и тем ПЗНА, которые приняты вышестоящими государственными органами.

Среди ПЗНА принято различать Указы Президента, Постановление Правительства, акты Министерств и ведомств, акты органов исполнительной власти субъектов федерации, локальные нормативные акты. Указы Президента действуют на всей территории страны. Указы Президента должны соответствовать Конституции и ФЗ. Помимо нормативных Указов, Президент вправе принимать ненормативные указы, а также распоряжения по оперативным вопросам.

Постановления Правительства издаются на основаниях и во исполнение Конституции, ФЗ и нормативных указов президента. В случае противоречия постановления правительства законам и Конституции могут быть отменены Президентом.

Ведомственные акты – они издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные и межведомственные отношения.

Акты органов исполнительной власти субъектов регулируются самими субъектами федерации и принимаются в пределах компетенции исполнительных органов.

Также к источникам права принято относить: принципы права – основополагающее начало права. В качестве принципов может использоваться и правовая аксиома (то, что не требует доказательств) (например: суд должен быть справедливым или заодно и тоже наказание нельзя наказывать дважды.) принципы используются и в международном праве. (смотреть ст. 29 Всеобщей Декларации прав и свобод человека и гражданина.). принципы имеют прямое действие, это также относится к принципам, которые закреплены в Конституции. Принципы при этом подразделяют: на межотраслевые, обще правовые и отраслевые. Источники:

- юридическая доктрина (наука). Так в Др.Риме суды ссылались на работу наиболее известных римских юристов. В Английских судах при создании суд. Прецедентов также возможны ссылки на труды известных юристов. В мусульманском праве по существу единственный источник права. В РФ доктрина официально не признается источником права.

Нормативно-правовые договора - это соглашение 2-х или более субъектов, на основании которых устанавливаются общеобязательные правила. (например: договор 1992 г. «О разграничении предметов ведения между РФ и субъектами РФ»).

- международное право, сегодня этот источник приобретает важнейшее значение. Нормы международного права применяются в сфере частного и публичного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: