Тема: ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛ
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье — это не все, но без здоровья все — ничто». В рекламных блоках СМИ предложения универсальных оздоравливающих средств занимают основное место. Зайти в аптеку становится таким же привычным делом, как в булочную. Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.
В советской школе о здоровье учащихся заботились планомерно, да и факторов, разрушающих их здоровье, было несравненно меньше. А что изменилось? Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующее детскую психику авторитарное воздействие учителей — все это было и осталось. Но в современных демократических условиях прежний стиль преподавания оказался еще более дезадаптирующим. Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится — раньше это не носило массового характера. Современная школа не может рассчитывать ни на помощь семей, с трудом сводящих «концы с концами», ни на систему государственного здравоохранения, находящуюся в «полуживом» состоянии.
|
|
Но есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла на себя школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Но процесс этот идет пока недопустимо медленно. В планах и отчетах работы многих школ трудно иногда отыскать упоминание о действенных мероприятиях по решению проблем здоровья учащихся, кроме тех, за которые надо отчитываться перед руководством.
Упоминания о необходимости охраны здоровья учащихся, целые разделы в медицинских изданиях, посвященные этой тематике, часто демонстрируют однобокое понимание авторами путей решения поставленных задач. Они правильно пишут о соблюдении чистоты, требований СанПиНов, необходимости предупреждения утомления и недостаточной двигательной активности учащихся, но рассматривают все это в рамках должностных обязанностей врача, медицинской сестры, директора школы. Рекомендации же учителям-предметникам или ограничиваются призывами проводить физкультминутки, или предложениями вменить им в обязанности регулярное использование хронометража урока и других методов диагностики, которые для неподготовленного учителя выглядят бессистемными и оторванными от реальности. Принуждать же учителя заниматься вопросами здоровья в административном порядке — неэффективно и негуманно.
|
|
Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под ее крышей.
Появившееся в последние годы трудно выговариваемое, но по содержанию ясное понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. В какой-то мере это замена валеологии в качестве актуального направления, привлекающего внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Несколько лет назад мы образно определяли валеологию как «науку о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра» (Н.К. Смирнов, 1995). По аналогии здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Комментируя это определение, напомним, что задача школы — не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений.
Валеология, безусловно, внесла свою лепту в науку и практику здорового образа жизни, но сейчас проблема сконцентрировалась именно на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможностях организовать качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях — от программно-нормативного до проведения отдельного урока — позволяет решить и две другие, взаимосвязанные с этой задачи: сохранение здоровья педагогов и воспитание культуры здоровья у школьников. Это и достигается с помощью технологий, которые использует здоровьесберегающая педагогика.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики — одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Главное, что обрела наша школа за последние годы и что дает основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учетом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
|
|
1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
В основе здоровьесберегающих образовательных технологий лежат положения, известные и понятные даже непрофессионалу. Обучать ребенка в не приспособленных для этого помещениях, запрещать ему на уроках двигаться и выражать возникающие эмоции, не обеспечивать его в течение дня горячим питанием, не стимулировать у него интерес к учебе, заставлять «зубрить», вместо того чтобы заинтересовать и научить пониманию, — все это «кирпичики» такого школьного здания, в котором ребенок гарантированно заболевает. Но представлений о здоровьесберегающих технологиях на уровне здравого смысла и жизненного опыта недостаточно даже для старшекурсника педвуза, тем более — для педагога.
Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника, проявляющийся на видимом и учителю, и родителям уровне, — утрата интереса ребенка к учебе, столь явного в начальных классах. Интерес к учебе — прекрасный индикатор ее влияния на здоровье школьника, используемый в здоровьесберегающих технологиях. Плохой учитель не может или не хочет работать «на интерес» (а это действительно трудно!), чем отвращает ученика от школы и наносит ущерб его здоровью. Ведь ученик, для которого посещение школы — тяжелое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья.