Методология разрешения глобальных проблем современности

Разрешение глобальных проблем современной планетарной цивилизации требует наличия целого комплекса соответствующих условий: материальных, духовных, политических и других. Наиболее важными из них являются изыскание материальных средств, привлечение к дан­ному делу интеллектуальной мировой элиты, особенно ученых различ­ных отраслей науки, наличие политической воли государств взаимо­действовать в региональном и мировом масштабах на двусторонней и многосторонней основе и мирных условий существования.

Необходимые материальные средства могли бы быть получены за счет кардинального сокращения гигантских военных расходов. Ежед­невно в мире на военные цели идет более триллиона долларов. Только расходы на военные научно-исследовательские и опытно-конструк­торские разработки достигли к настоящему времени, по оценке ООН, от 70 до 80 миллиардов долларов в год или примерно четверть всех мировых затрат на науку. Даже частичное перемещение некоторых из них на мирные цели позволило бы существенно увеличить ассигнова­ния на охрану окружающей среды, на реализацию задач демографической политики, приумножение культурных ценностей, создать необходимые продовольственные запасы, увеличить помощь развива­ющимся странам, победить многие болезни, существенно уменьшить неграмотность, сократить безработицу, уменьшить количество бездом­ных и отчаявшихся в жизни людей.

А. Швейцер (1875—1965) оценивал жизнь как всеобщую ценность, человеческую жизнь как высшую ценность, трактовал общественный прогресс как духовный. Концепция А. Швейцера «благоговение перед жизнью» виделась ему мировоззрением, в котором рядом существует миро- и жизнеутверждение и этика, основанные на мышлении. Благоговение перед жизнью означает любовь к жизни, которая хочет жить среди той жизни, которая хочет жить. Жизнеутверждение есть духовный акт, в котором человек перестает жить бездумно и посвящает себя своей жизни с благоговением, чтобы возвысить ее до истинной ценности. Утверждать жизнь, по А. Швейцеру, означает ее углублять, делать более духовной и усиливать волю к жизни. Добро - это сохранение жизни, способствование ей и возвышение, развитие до наивысшей ценности. Зло - разрушение жизни, нанесение ей вреда, подавление. В этом по мнению А. Швейцера, и заключается фундаментальный принцип нравственности, к которому с необходимостью приводит мышление. Благоговение перед жизнью содержит жизнеутверждение и этику, сплавленные в единое целое. Целью благоговения перед жизнью является создание ценностей и содействие материальному, духовному развитию человека и человечества. Духовное и этическое совершенствование человечества выступает наивысшим идеалом, являющимся главным критерием социального прогресса. Основой экологической этики является принцип, в соответствии с которым человек не должен делать ничего такого в отношении себе подобных, животных и природы в целом, чего не хотел бы, чтобы делали в отношении него. И.Т. Фролов справедливо утверждает, что интересы преодоления разрыва биоэтической теории и практики требуют обсуждения и внедрения конкретных биоэтических установок, таких, как единство науки и гуманистических ценностей, необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских и регулировать научные исследования, исходя из гуманистических ценностей (включая запреты на некоторые виды экспериментов, связанных с участием человека).

Сутью экологической психологии является любовь к природе как черта характера человека и, прежде всего, любовь к братьям нашим меньшим, ко всему живому. По мнению Э. Фромма, сущность эколо­гической психологии заключается в биофилии, понимаемой как стрем­ление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения или социальной группы.

Экологическое правосознание предполагает осознание всеми граж­данами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней. Формирование экологического со­знания населения включает целый комплекс мер экологического об­разования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих экологического научного сознания, эколо­гической этики, психологии, правосознания. К сожалению, уровень обыденного общественного сознания очень сильно отличается от на­учных устремлений. Данный тезис справедлив и в отношении эколо­гического сознания народа, которое лишь в малой степени восприни­мает и отражает переменчивость научного поиска. Поверхностный слой общественного экологического сознания включает видение эко­логии как совокупности представлений о природе, причем, как пра­вило, не систематизированных. Средствами массовой информации у народа сформированы ряд штампов расхожего содержания — «эколо­гически чистое вещество», «экологически чистый продукт»; «эколо­гия» — это природный катаклизм в виде озоновой дыры, глобального потепления, радиоактивного загрязнения или изменения одного из параметров окружающей среды, или же охрана природы в целом. Поверхностный слой экологического аспекта мировоззрения современного человека отражает отношение к природе как к второстепенной кладовке. Основу глубинного слоя экологического мировоззрения составляют представления о природе как Матери-Земле, истекающие из мифологического, религиозного и коллективистского (соборного) сознания, связывающего Мать-Природу с безоговорочно хорошим, вечным и благостным.

Экологическое научное сознание включает в себя: 1. Формиро­вание научной картины мира, основывающейся на достижениях со­временной науки. 2. Системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности. 3. Принцип универсального эволюци­онизма. 4. Современные концепции и теории, типа синергетики, уче­ния о «феномене человека» П. Тейяра де Шардена, а также теория био­сферы и ноосферы В.И. Вернадского.

Среди путей выхода из экологического кризиса называются: 1. Раз­работка и внедрение безопасных для окружающей среды технологий, предполагающих гармонию с природой, т.е. экологизацию производ­ства. 2. Всеобщая экологическая экспертиза новых проектов. 3. Создание безотходных технологий замкнутого цикла. 4. Разумное само­ограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества важ­ное значение. 5. Изменение отношения в обществе к окружающей среде, состоящее из программ технического перевооружения и блока со­циальных программ, направленных на утверждение в сознании людей новой нравственности. Необходима новая стратегия человечества, предполагающая иной путь развития современной цивилизации. Перспективным видится путь ограничения роста численности населения, в первую очередь, в развивающихся странах.

В целях восстановления паритета общества и биосферы предлагается коэволюционная стратегия как новая парадигма цивилизации 21 века. Она должна определять познавательную деятельность человека, его ценностные ориентации и новое понимание Природы. Осознание природы одной из высших ценностей приведет к устранению утилитарно-потребительского, преобразовательного отношения к природе и формированию взаимодействия с ней на основе принципа коэволюции.

Вместе с тем, ориентация только на привычные пути разрешения экологического кризиса в виде контроля за применяемыми в промышленности технологиями, создание «экологически чистых» про­изводств, принятие природоохранительных законов является обяза­тельным, но недостаточным. Коррективы в направлении технологического кризиса ведут к противоборству государства, экологических организаций с производственником и производством. Экологическая деятельность в России, переживающая период становления, не имеет достаточных сил эффективного снижения негативного влияния на ок­ружающую среду. Необходима действенная государственная экологи­ческая политика.

Экологический кризис в текущем столетии породил человек. Ис­ходя из этого и следует искать пути разрешения кризиса. Необходимо сформировать у современного человека мировоззрение, в котором важ­ное место должна занять экологическая проблематика: экологические знания, новое понимание человека и природы и принципов их взаимодействия, биологически окрашенных чувств и эмоций.

Становится все очевидней несостоятельность антропоцентристско­го типа мировоззрения, в рамках которого человек рассматривается как высшая ценность, а природа трактуется вторичной сущностью предназначенной для удовлетворения человеческих потребностей. Представляется целесообразным пересмотреть видение природы как объекта одностороннего воздействия человека, исходя из прагмати­ческих мотивов. Необходима ориентация на экологическую целесо­образность, устранение противопоставления человека и природы, видение природных объектов как партнеров по взаимовыгодном взаимодействию с человеком. Необходима экологизация жизни во всех ее измерениях и, в первую очередь, процесса образования и воспитания. Исходя из запросов социального развития, философия предназначена осуществить методологический и мировоззренческий синтез современного научного знания и дать философское обоснование его включения в экологическую культуру, обеспечить экологию новым категориальным аппаратом.

Важным направлением в разрешении глобальных проблем совре­менности является преодоление бездуховности, бескультурия. Э. Фромм понимая опасность бездуховности, имеющей широкое распростране­ние в западной цивилизации, писал: «Одно из двух: или западный мир окажется способным возродить гуманизм, узловой проблемой кото­рого является наиболее полное развитие человечности, а не труд или производство, или же запад погибнет, как и многие другие великие цивилизации».

В современной России активно распространяется нигилизм. Мно­гие россияне утратили гордость за свое отечество, нарастает эрозия нравственного достоинства, чувства ответственности за родную землю. Социально уязвимой стала сфера науки, образования и культуры, характер приобретает проблема интеллектуальной и духовной деградации, роста психических расстройств от чрезмерной, часто негативной информации. Необходимо учитывать, что негативные информационно-психологические воздействия влекут серьезные последствия в духовной и социально-политической жизни общества. Они способны серьезно нарушать нормальное функционирование и жиз­недеятельность социальных институтов, государственных структур, общественныхобъединений граждан (не говоря уж об отдельных лицах). Негативные воздействия вызывают психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравст­венных критериев и норм, морально-политическую дезорганиза­цию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей.

В формирующейся цивилизации особую значимость имеет духов­ность и соборность. Концепция русской идеи, понимаемой как исто­рический долг нации перед Россией и другими народами по развитию государства, общества и, собственно, духовности органично вписывается в контекст общественного развития. Реализация русской идеи не предполагает действий против других наций, но с ними и для них, что так важно для процесса разрешения глобальных проблем совре­менности. Концепция русской духовности предполагает примирение культурных традиций Востока и Запада, использование достижений науки, техники, общественного устройства западных народов и мораль­но-нравственных ценностей восточных народов. При этом необходи­мо помнить, что механический перенос на условия России западноев­ропейских традиций принес мало добра, и это естественно. Опыт показывает необходимость учета возраста российского суперэтноса, который, по мнению Л.Н. Гумилева и других исследователей, на 500 лет моложе западных. Ускоренное присоединение России к западному миру обернется отказом от отечественных традиций и последующей ассимиляцией.

Для разрешения глобальных проблем современной цивилизации важным обстоятельством являются объединенные процессы в духовной жизни, как в религиозном, так и в светском измерениях. Усилия современных интеллектуалов сосредоточены на поиске общечеловеческих ценностей, разработке глобальной этики, универсальных нравственных принципов, которые способны объединять людей перед лицом глобальных проблем. Приоритетной задачей является внедрение в массовое сознание идеалов ненасилия, толерантности.

Ведущие американские футурологи Дж. Нейсбит, П. Эбурдин из­вестны благодаря тому, что, изучая тенденции мирового развития очень точно просчитали их на 80-е годы текущего столетия. Их прогноз почти полностью реализовался. Д. Нейсбит и П. Эбурдин считают, что 2000 год — это порог новой эры, характеризующейся технологическими нововведениями, экономическими возможностями культурного возрождения и удивительных реформ в политической сфере. По мнению американских исследователей, важнейшими тенденциями двадцать первого века будут: I. Глобальный экономический бум. 2. Возрождение искусств. 3. Возникновение рыночного социализма, 4. Универсальный образ жизни в мире в сочетании с культурным национализмом. 5. Возрождение тихоокеанского региона. 6. Приход женщин на руководя­щие посты. 7. Расцвет биологии. 8. Новое религиозное возрождение в новом тысячелетии. 9. Триумф индивида (Нейсбит Дж., Эбурдин П. Метатенденция, год 2000. Нью-Йорк. 1990.. М., 1992).

В западной науке сложилась целая отрасль знания, сконцентриро­ванная на изучении глобальных проблем современности и получив­шая условное название «философия глобальных проблем». В рамках данного направления исследуются причины, источники и предпосыл­ки решения глобальных проблем современности. Анализируются фи­лософские аспекты социального, демографического, экологического прогнозирования. Осуществляется поиск путей перестройки миро­вого экологического порядка. Ведется разработка футурологических проектов.

Глобалистские идеи, представления и концепции наиболее извест­ных авторов: А. Печчеи. Л. Брауна, Д. Медоуза. Э. Пестеля, Г. Кана. Дж. Форестера пока еще не сложились в достаточно связанное учение. Философия глобальных проблем существует в настоящее время в виде определенного набора принципов и установок мышления, которые сводятся к тому, что вопреки всем видам расколотости человеческого рода в современных условиях, благодаря резкой интенсификации свя­зей и взаимодействий в мире, решающее значение приобретает его объективное единство. Глобальное единство человечества — это един­ство с природой Земли, единство хозяйственных связей и историчес­ких судеб разных стран, взаимосвязанность политических решений и процессов, а также культуры, науки и техники. Для того, чтобы мир как совокупность глобальных связей трансформировался в мир как единое целое, необходимо действие особого объединяющего фактора Поиск путей такого объединения — основная проблема, которая, од­нако, не получила убедительного решения, исчерпывающего пробле­му во всей ее глубине.

В рамках философии глобальных проблем разработаны отдельные варианты, сценарии, направленные на снижение негативных проявлений планетарных проблем. Так, М. Месарович предложил создание новых транснациональных политических и экономических структур вплоть до мирового правительства; координирование процессов социально-экономического научного развития в глобальном масштабе. Получили известность проекты Л. Брауна о создании экологи­чески сбалансированной глобальной экономической системы и гло­бальной демографической стабилизации. Разработана теория мировой культурной революции и создании глобальной культуры нового ти­па. Придавая определяющее значение общечеловеческим ценностям и культурно-историческому универсализму, представители глобаль­ных проблем современности апеллируют к становлению планетарно­го сознания как решающему субъективному фактору оптимального, устойчивого развития цивилизации. Глобальное сознание должно осу­ществить переход от националистических амбиций и геополитичес­ких притязаний сверхдержав к ценностям транснациональным и гу­манистическим.

Важным условием разрешения глобальных проблем современнос­ти признается всемирная солидарность различных социальных дви­жений за демократизацию общества и осознание всеобщей ответствен­ности за будущее мира, за судьбы природы, культуры и духовной жизни. Все это ведет к признанию культуры намного более важной реальнос­тью для судеб мира, чем политика.

Центральной для всего комплекса глобальных проблем современ­ности является проблема человека. Здесь следует особо выделить два подхода. Римский клуб в лице А. Печчеи ставил проблему человека, главным образом, как задачу ускорения совершенствования и развития новых «человеческих» качеств, ориентированных на будущий миропорядок и глобальное сознание. Основная идея второго подхода сводится к тому, что подлинную нравственную ответственность за природу и за создание альтернативной цивилизации и культуры может взять на себя только духовно зрелая и нравственно свободная личность.

В сфере философии глобальных проблем осуждаются практически все выдвинутые ранее концепции социального развития человека, на которые возлагается при этом ответственность за подрыв и разрушение глобальной системы поддержания жизни и основ самого существования и функционирования цивилизации. Противостоя всем формам фанатизма и экстремизма, философия глобальных проблем отвергает революционно-насильственные методы преобразования действителности и делает главную ставку на эволюционные средства глубоких изменений сначала в общественном сознании, а затем и в социально- экономической и политической практике.

Философия глобальных проблем попыталась охватить самые разные политические, экономические, философские, психологические и религиозные концепции, чтобы выявить в них общее и сделать общее источником культурного обновления и универсальной морали для всего человечества. Концепции, нравственная доброкачественность которых вызывает сомнения, отклоняются ради принятия ценностей свободы, справедливости и достоинства человека, прав личности и прав народов на социальное, культурное и политическое самоопределение.

Решение глобальных проблем современности требует концентра­ции усилий представителей разных областей деятельности, в том чис­ле философии, определяющей мировоззрение и методологические подходы к исследованию глобальных проблем. Ключ к разрешению глобальных проблем современности — в комплексном подходе, разра­ботке и реализации межгосударственной, региональной и планетар­ной стратегии. В обобщенном виде философия глобальных проблем предстает в качестве попытки создать новое учение с рационально обо­снованными целями спасения человечества посредством отказа от экстремизма, крайностей и преодоления накопившихся проблем на ус­ловиях, устраивающих большинство населения Земли. Всем здраво­мыслящим, образованным россиянам очевидна необходимость разра­ботки и реализации концепции модернизации России. Это очередной интеллектуальный и организационный вызов истории. Содержание ответа на него определит будущее русской цивилизации. Очевидно. благополучие и процветание России не может быть достигнуто без новой идеи, связывающей вечные ценности, российскую духовную традицию и современный мир с современными представлениями о его сложностях, взаимосвязях, тенденциях и перспективах. Стратегия выхода России из кризиса должна опираться на понимание геополитических, культурных ее особенностей, учитывать утверждающиеся мировые тенденции, специфику однополюсного мира и формирующихся новых центров силы.

Усиливающееся ощущение духовной пустоты, бесперспективности происходящего, слома духовного стержня у значительной части людей придают особую актуальность формированию нового зрения. Социально-экономические реформы в России последних лет затронули основы человеческого бытия россиян и повлияли на их поведение, отношение к жизни и смерти, продолжению рода. Данные обстоятельства побудили отечественных ученых рассматривать ценности жизни, здоровья, активного долголетия, реализацию человечес­ких прав и свобод в качестве критериев социального прогресса.

Наличие и обострение глобальных проблем, демографического кри­зиса объективно требует по-новому переосмыслить устоявшиеся обы­денные представления и философско-методологические взгляды на человека, его мировоззренческие ориентиры. Данная задача предпо­лагает интегральный синтез теоретических результатов современной науки и мировоззренческо-методологических требований, вытекаю­щих из него к человеку и обществу.

Разрешение демографической проблемы в России требует насыще­ния научного и массового сознания новыми биологическими идеями, формирование новых ориентаций на ценности жизни, здоровья, твор­ческого долголетия. Культурное и этнокультурное многообразие Рос­сии, так же как и генетическое, составляет запас прочности, который в состоянии обеспечить для успешной адаптации россиян к реалиям современного этапа развития русской цивилизации. Успешный выход из демографического кризиса предполагает не только улучшение здоровья населения, продление жизни, социальной зашиты, но и учета в демографической политике государства разнообразия природно-климатических условий, специфически-ценностных ориентации в разных культурах по отношению к жизни и смерти, детству, старости, этно­культурных и религиозных традиций. Значительный потенциал раз­решения демографического кризиса в России содержится в традици­ях русской духовности, базирующейся на братской солидарности, соборности, коллективности, взаимопомощи и возрастании крепости национального духа во время драматических испытаний.

Свою позитивную роль в ослаблении последствий демографичес­кого кризиса должна сыграть наука. Изучение биологических аспек­тов развития человека в их органической взаимосвязи с экономичес­кими, социальными и духовными факторами должно проводиться на всех уровнях его проявления: организменном, популяционно-видовом, биоцентрическом и бионоосферном. Исследование демографических процессов позволяет уточнять специфику связи организации и разви­тия человека, обнаружить тенденции его изменения в ходе эволюции общества. Осознание обществом изменений биологии человека и их возможных последствий имеет прямое значение для педагогики, ме­дицины, социальной работы с различными группами населения.

Обобщая вышеизложенное, представляется возможным отметить, что глобализация мировых процессов связана, прежде всего, с объек­тивными потребностями экономического, политического и духовно­го характера, с интернационализацией всей социальной деятельности на Земле. В современную эпоху возросло общепланетарное единство человечества, характеризующееся становлением единой цивилизации, требующее нового планетарного стиля мышления. Современный технологический переворот связан с информатизацией общества, спо­собствующей становлению единой социальной общности, которая тре­бует формирования новой гуманистической культуры, рассматриваю­щей человека как самоцель общественного развития.

Отсюда и вытекают новые требования к личности: гармоническое сочетание высокой квалификации, виртуозное овладение техникой (предельное в своей специальности) с социальной ответственностью и общечеловеческими, нравственными ценностями. Конкретный ана­лиз глобальных проблем современности составляет сферу компетент­ности целого ряда специальных наук (социология, демография и дру­гие). Философия концентрирует внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривает эти проблемы подуглом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.

Общей идеей конкретных мер по сохранению окружающей сре­ды является «философия преодоления кризиса» - идея необходимос­ти изменения путей развития современной цивилизации. Речь идет, прежде всего, об изменении самого человека - изменении социальных установок личности и общества, переориентации человечества с идеологии поступательного роста производства и потребительства мате­риальных ценностей на духовное самосовершенствование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: