Техника речи

Коммуникативная фаза (собственно выступление)

Существуют три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов и свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме» (болен, плохо себя чувствует); если материал большого объема и является новым для самого выступающего. Вообще же чтение по тексту не производит такого сильного впечатления, как живая речь, во время которой оратор смотрит на слушателей, а не в бумаги. Нет ничего более утомительного для слушателей, чем оратор, перестающий контролировать реакцию аудитории. Конечно, искусство свободной речи приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок.

После речи могут быть вопросы, в которых иногда заключается прямая или скрытая полемика. Это наиболее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-либо факта или теоретического положения с целью дополнения или разъяснения содержания, с оценкой оратором фактов или с его мнением относительно данной проблемы. Большое количество вопросов свидетельствует об интересе слушателей к выступлению.

Эффективность публичной речи и ее воздействие на аудиторию зависят в первую очередь от того, насколько она аргументирована и убедительна. Однако культура звучания речи, ее звуковая выразительность, умение оратора говорить правильно и четко также представляют собой важное средство воздействия. Сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации — все это называется техникой речи. Для оратора владеть техникой речи — значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы.

1. Восприятию речи в большой степени способствует голос оратора. Сильный, гибкий, выразительный голос точно передает все смысловые и эмоциональные оттенки мысли. Голос отражает способность убеждать, доносить до каждого слушателя свои мысли и чувства. Для этого голос должен изменяться по высоте, обладать широким диапазоном звучания и разнообразной тембральной окраской. Диапазон голоса — это его звуковой объем. Плавные переходы из одной тональности в другую придают речи выразительность, передают мысли во всей их полноте и разнообразии оттенков. Бедность голосового диапазона приводит к монотонности, которая притупляет восприятие речи.

Все содержание речи передается посредством звуков. Одна и та же мысль может быть выражена с разнообразными звуковыми оттенками. Довольно трудно воспринимать невнятную речь, в которой отдельные звуки произносятся нечетко, искажают смысл слов. Впечатление небрежной речи также производят смазанные окончания слов и нечеткая скороговорка.

2. Дикционно чистая речь — большое достоинство оратора. Дикция — это отчетливое, ясное, четкое произношение звуков, слогов и слов, соответствующее фонетическим нормам литературного языка. В четкости дикции проявляется культура оратора, его уважение к языку и аудитории.

3. Выразительность звучания речи в значительной степени создается интонационным богатством. Интонацией называется тональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, тембру, темпу, то есть ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными частями интонации являются мелодика, осуществляемая повышением и понижением голоса, например при произнесении вопросительного, восклицательного предложения; ритм — чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов; интенсивность — сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания, например, речь будет отличаться различной интенсивностью в комнатной обстановке и в большой аудитории. К интонации относится и темп (скорость протекания речи во времени), и паузы между речевыми отрезками. Тон — это высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний; это высота звучания человеческого голоса. С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Тембр — природная звуковая окрашенность голоса, которая у каждого человека своя. Тембр придает речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки например интимный, веселый, иронический.

Оратору очень важно соблюдать темп речи, то есть скорость произнесения речевых элементов. Темп речи зависит от содержания высказывания, от индивидуальных особенностей говорящего и его эмоционального настроя. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком медленная — вызывает раздражение.

Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее, поскольку они являются средством смыслового и эмоционального выделения слова или словосочетания. Пауза — это временная остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции. В потоке устной речи нередко возникают паузы обдумывания, в течение которых говорящий формулирует мысль, находит наиболее нужную форму выражения, подбирает языковые средства. Пауза дает возможность подумать, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет запечатлеться важным мыслям в сознании слушателей.

В зависимости от функции выделяются логические и психологические паузы. Логические паузы, отделяющие один речевой акт от другого, формируют высказывание, помогают уяснить его смысл. Психологические паузы подчеркивают эмоциональные моменты, создают определенный эмоциональный настрой, усиливают психологическое воздействие речи.

Приведем несколько секретов хорошего выступления от Дейла Карнеги:

- Акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные.

- Меняйте тон голоса. Внезапно понизив или повысив голос, вы можете добиться того, что любая фраза или слово, выбранные вами, будут выделяться на общем фоне.

- Меняйте темп речи. Замедляйте темп, когда подходите к слову или фразе, которые нужно подчеркнуть.

- Делайте паузу до и после важных мыслей. Молчание, как и внезапный звук, привлекает внимание.

4. Литературное произношение, отражающее бережное отношение к слову, — один из важных показателей речевой культуры оратора, необходимое условие ясности и доходчивости речи. Несмотря на то что полной унификации литературного произношения нет и существуют произносительные варианты, связанные с территориальными признаками или имеющие стилистическую окраску, в целом современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную совершенствующуюся систему.

Большое значение для восприятия речи имеет ее благозвучие, которое связано с эстетической оценкой звуков русского языка и предполагает сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Благозвучие — одно из необходимых качеств хорошей речи, обязательное требование культуры речи, так как затрудненная артикуляция, неоправданное повторение одинаковых сочетаний звуков мешают восприятию материала.

Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в слове. Основная функция словесного ударения — фонетическое объединение слова, выделение слова в речи. Кроме того, ударение играет роль смыслоразличительного средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: