Урок 5. Древнеегипетский конспект

На рис. 3 перед вами отрывок из "конспекта" по астрономии одного из древнеегипет­ских жрецов. Здесь написано "Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из источников его" (т.е. разлив Нила начинается, когда на небе появляется звезда Сотис - так древние египтяне называли Сириус). Посмотрите, как записан этот текст: основная его часть - это не иероглифы-закорючки, а пиктограммы, т.е. упрощенные стилизованные рисунки. Даже непосвященный может понять, что речь идет о звезде и воде. Пиктограммы мы встречаем везде: выйдите на улицу, посмотрите на дорожные знаки (рис. 4.а) - сразу ясно без слов, что можно и чего нельзя делать в этом месте улицы. Откройте "Комсомольскую правду" с репортажами с Олимпиады - увидите значки типа показанных на рис. 4,6 — и сразу ясно, о каком виде спорта идет речь. Теперь загляните в ваш конспект, и если в нем нет пиктограмм, то очень жаль: пик­тограммы - это мощнейший прием сокращенной записи и отличное средство для запоминания, ведь самая сильная память у человека - зрительная.

Ниже приведены простейшие пиктограммы, широко используемые студентами-математиками: f (x) ↑ -- функция f (x) возрастает, f (x)Ĭ - функция f (x) возрастает и ограничена сверху. А вот и более сложные примеры: =—> -- самолет с треугольным крылом и двумя реактивными двигателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа.

Сравните время, необходимое для рисования пиктограммы и для записи соответст­вующей фразы. Результат сравнения очевиден. График зависимости одних показателей от других для этих двух типов самолетов можно сделать, как это показано на рис. 5 а, б. У чело­века сильно развита зрительная память. Если рис. 5 а выглядит нейтрально, то от рис. 5 б ос­тается образ: самолетик с треугольным крылом "летит" выше, т.е. имеет более высокие ха­рактеристики по тому параметру, который отражен на графике. Рисунки 5 б, в, г показывают, как можно использовать пиктограммы в конспекте: ясно, что на рис. 5 б показан график ско­рости самолетов этих типов (в зависимости от какого-то параметра), на рис. 5 в приведен график скороподъемности (скорости набора высоты), а на рис. 5 г - график потолка (макси­мальной высоты) самолетов этих типов.

Т.о., пиктограммы не только ускоряют запись, но и значительно ускоряют и улуч­шают восприятие конспекта, способствуют запоминанию материала, так как заставляют работать зрительную память и дают возможность воспринимать не слова, а образы.

Но придумать хорошие пиктограммы не так-то просто. Оглянитесь вокруг. Вот панель домашнего телевизора, а на ней прекрасные пиктограммы для конспектирования лекций по охране труда (рис. 6). На рис. 7 приведен фрагмент электронной схемы, который можно "разобрать" на пиктограммы. Обозначения на схемах любого типа почти всегда можно исполь­зовать в качестве пиктограмм. Воспользуемся пиктограммами, приведенными на рис 7, и за­пишем следующий текст: "Если на потенциальный вход подать положительный потенциал, то схема вырабатывает импульс, который..." Получим:

Если нет традиционно применяемых в вашей области науки схем, то в качестве пиктограммы можно использовать просто рисунок предмета, если его проще нарисовать, чем напи­сать его название. Например, химикам можно предложить пиктограммы, показанные на рис. 8.

Сразу отметим, что в сфере гуманитарных наук этот прием образования сокращений применим мало: абстрактные гуманитарные понятия трудно изобразить в виде рисунка. Хотя применение пиктограммам можно найти и здесь. На рис. 9 а показаны возможные варианты пиктограмм, на рис.9 б,в приведен пример записи распределения времени урока в конспекте будущего учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: