1. Традиционная дидактическая система (Я.Коменский, И.Песталоцци, И.Гербарт)
Согласно И. Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступеням, которые определяют его структуру.
1) ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение;
2) ступень ассоциации: связь нового материала с прошлыми знаниями;
3) ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов;
4) ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.
2. Педоцентристская дидактическая система.(Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, В.Лай)
Процесс обучения строится, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения - развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие. Получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Отсюда название «обучение через делание».
Структура процесса обучения
- Ощущение трудности в процессе деятельности;
- Формулировка проблемы и сути затруднения;
- Выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы;
- Выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием.
Достоинства педоцентристской концепции.
|
|
- Построение процесса обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка;
- Развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей;
- Обучение исключительно из особенностей ребенка;
- Развитие исследовательского мышления.
Недостатки педоцентристской концепции.
- Отсутствие систематичности из-за переоценки спонтанной деятельности детей и следование за ними;
- Отсутствие всесторонней проработки материала;
- Обучение неэкономно, так как уходит очень много времени;
- Снижение уровня обучения, так как педагог превращается в консультанта.
3. Современные дидактические концепции.
1 ).Система развивающего обучения (Л.В.Занков)
Основу обучения составляют следующие взаимосвязанные принципы:
- обучение на высоком уровне трудности;
- быстрый темп в изучении программного материала;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание школьниками процесса учения;
- целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.
2).Концепция содержательного обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина.
В основе развивающего обучения школьников лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. Для формирования полноценной учебной деятельности у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи. Учебная задача решается посредством системы действий:
|
|
1) принятие учебной задачи;
2) преобразование ситуации, входящей в нее.
3). Концепция З.И.Калмыковой.
Согласно этой концепции, развивающим является такое обучение, которое формирует продуктивное или творческое мышление. Основными показателями такого мышления являются:
- оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;
- быстрота и плавность возникновение необычных ассоциативных связей;
- «восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение;
- беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями;
- способность найти новые непривычные функции объекта или его части.
Развивающее обучение может быть осуществлено при ориентации на систему дидактических принципов. Среди них наиболее значимыми являются:
-проблемность обучения;
-индивидуализация и дифференциация обучения;
- гармоничное развитие различных компонентов мышления (конкретного, абстрактно-теоретического);
- формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности;
- специальная организация мнемической деятельности.
З.И.Калмыкова выделяет следующие приемы мнемической деятельности:
1) прямая установка на запоминание;
2) сознательное применение таких приемов как группировка, классификация, составление плана, выделение смысловых опор;
3) «сжатие», «уплотнение» материала;
4) наложение информации на наглядно представленные «опоры» - условные знаки, символы, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними;
5) многократный возврат к материалу и др.
4). Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин)
(главная идея – организация внешней деятельности, способствующая переходу внешних предметных действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, умений и навыков, развитием качеств личности обучающегося)
Этапы поэтапного формирования умственных действий:
1) формирование мотивационной основы действия (формирование отношений обучаемого к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения);
2) предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ООД, выделение систем ориентиров и указаний, учет которых необходим для их выполнения;
3) выполнение материализованного действия, в ходе которого обучаемый выполняет требуемое с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ООД;
4) внешнеречевой этап, проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ООД.
5) выполнение действия в форме проговаривания его последовательности про себя;
6) отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде
Эта теория результативна при формировании практических навыков и умений.