Основные дидактические концепции

1. Традиционная дидактическая система (Я.Коменский, И.Песталоцци, И.Гербарт)

Согласно И. Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступеням, которые определяют его структуру.

1) ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение;

2) ступень ассоциации: связь нового материала с прошлыми знаниями;

3) ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов;

4) ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

2. Педоцентристская дидактическая система.(Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, В.Лай)

Процесс обучения строится, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения - развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие. Получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Отсюда название «обучение через делание».

Структура процесса обучения

  1. Ощущение трудности в процессе деятельности;
  2. Формулировка проблемы и сути затруднения;
  3. Выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы;
  4. Выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием.

Достоинства педоцентристской концепции.

- Построение процесса обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка;

- Развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей;

- Обучение исключительно из особенностей ребенка;

- Развитие исследовательского мышления.

Недостатки педоцентристской концепции.

- Отсутствие систематичности из-за переоценки спонтанной деятельности детей и следование за ними;

- Отсутствие всесторонней проработки материала;

- Обучение неэкономно, так как уходит очень много времени;

- Снижение уровня обучения, так как педагог превращается в консультанта.

3. Современные дидактические концепции.

1 ).Система развивающего обучения (Л.В.Занков)

Основу обучения составляют следующие взаимосвязанные принципы:

- обучение на высоком уровне трудности;

- быстрый темп в изучении программного материала;

- ведущая роль теоретических знаний;

- осознание школьниками процесса учения;

- целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.

2).Концепция содержательного обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина.

В основе развивающего обучения школьников лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. Для формирования полноценной учебной деятельности у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи. Учебная задача решается посредством системы действий:

1) принятие учебной задачи;

2) преобразование ситуации, входящей в нее.

3). Концепция З.И.Калмыковой.

Согласно этой концепции, развивающим является такое обучение, которое формирует продуктивное или творческое мышление. Основными показателями такого мышления являются:

- оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;

- быстрота и плавность возникновение необычных ассоциативных связей;

- «восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение;

- беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями;

- способность найти новые непривычные функции объекта или его части.

Развивающее обучение может быть осуществлено при ориентации на систему дидактических принципов. Среди них наиболее значимыми являются:

-проблемность обучения;

-индивидуализация и дифференциация обучения;

- гармоничное развитие различных компонентов мышления (конкретного, абстрактно-теоретического);

- формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности;

- специальная организация мнемической деятельности.

З.И.Калмыкова выделяет следующие приемы мнемической деятельности:

1) прямая установка на запоминание;

2) сознательное применение таких приемов как группировка, классификация, составление плана, выделение смысловых опор;

3) «сжатие», «уплотнение» материала;

4) наложение информации на наглядно представленные «опоры» - условные знаки, символы, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними;

5) многократный возврат к материалу и др.

4). Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин)

(главная идея – организация внешней деятельности, способствующая переходу внешних предметных действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, умений и навыков, развитием качеств личности обучающегося)

Этапы поэтапного формирования умственных действий:

1) формирование мотивационной основы действия (формирование отношений обучаемого к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения);

2) предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ООД, выделение систем ориентиров и указаний, учет которых необходим для их выполнения;

3) выполнение материализованного действия, в ходе которого обучаемый выполняет требуемое с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ООД;

4) внешнеречевой этап, проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ООД.

5) выполнение действия в форме проговаривания его последовательности про себя;

6) отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде

Эта теория результативна при формировании практических навыков и умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: