Педагогический процесс и его закономерности.
Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Схема педагогического процесса.
Обратные связи
Обратные связи
Компоненты педагогического процесса:
- целевой компонент;
- содержательный компонент;
- деятельностный (организационный) компонент;
- результативный компонент
1. Закономерность динамики педагогического процесса.
Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. 2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.
Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от:
- наследственности;
- воспитательной и учебной среды;
- включения в учебно-воспитательную деятельность;
- применяемых средств и способов воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность педагогического воздействия зависит от:
|
|
- интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;
- величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий не воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования.
Продуктивность педагогического процесса зависит от:
- действия внутренних стимулов учебно-воспитательной деятельности;
- интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных, педагогических и других) стимулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:
- интенсивности и качества чувственного восприятия;
- логического осмысления воспринятого;
- практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
Эффективность педагогического процесса зависит от:
- качества педагогической деятельности;
- качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса.
Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависит от:
- потребностей общества и личности;
- возможностей (материально-технические, экономические и другие) общества;
- условий протекания процесса (материально-технические, санитарно-гигиенические, эстетические и другие).