Виды валютных ограничений

- централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;

- лицензирование валютных операций;

- полное или частичное блокирование валютных счетов; ограничение обратимости валют.

Различаются две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и "невидимые" операции) и финансовые или капитальные (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей).

По текущим операциям платежного баланса практикуются следующие формы валютных ограничений:

блокирование выручки иностранных экспортеров;

обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично;

ограниченная продажа иностранной валюты импортерам; ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в связи с развитием операций "лидз энд лэгз" в условиях нестабильности валютных курсов. Иногда контролируются авансовые платежи импортеров иностранным экспортерам, устанавливаются ограниченные сроки продажи экспортерами иностранной валюты на национальную (14 дней), чтобы эти средства не были использованы для спекулятивных операций против национальной валюты.

Формы валютных ограничений по финансовым операциям зависят от состояния платежного баланса и направления движения капиталов.

При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов в целях поддержания курса валюты:

- лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

- контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков;

- ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте;

- принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа на валюту;

- полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности.

10. Правовой статус органов валютного регулирования.

Согласно Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее - акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Полномочия Правительства РФ по валютному регулированию:

1) принятие актов валютного регулирования (абз. 1 ч. 2 ст. 5 ФЗ). В процессе валютного регулирования Правительство РФ издает нормативно-правовые акты в форме постановлений, а также акты, носящие ненормативный характер, в форме распоряжений. Статья 23 ФКЗ «О Правительстве РФ» предусматривает возможность принятия Правительством РФ индивидуальных актов в форме обращений, заявлений и иных актов, не носящих правового характера.

К актам валютного регулирования Правительства РФ можно отнести также правовые акты управления, носящие индивидуально-правовой характер. В. Кочарян называет следующие разновидности индивидуально-правовых актов: индивидуальный акт-разрешение, индивидуальный акт-решение, индивидуальный акт-уведомление, индивидуальный акт-предписание, индивидуальный акт-пресечение;

2) установление порядка (по согласованию с Центральным банком РФ) предоставления резидентами (за исключением резидентов — физических лиц) налоговым органам отчетов по движению средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами (ч. 7 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»);

3) установление порядка представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков (п. 1 ч. 3 ст. 23);

4) установление порядка (по согласованию с Центральным банком РФ) предоставления органами и агентами валютного контроля документов и информации в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ (ч. 11 ст. 23 ФЗ).

Неотъемлемым правом Правительства РФ как участника валютных правоотношений является осуществление всех видов валютных операций, регулируемых ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», без ограничений (ч. 5 ст. 5 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 года).

Подзаконные акты самого Правительства РФ, а именно его Постановления, более детально регламентируют поведение субъектов валютных правоотношений.

В силу норм Федеральных законов «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России как орган валютного регулирования вправе издавать нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц. Здесь необходимо отметить, что для физических лиц обязательность нормативных актов Центрального банка РФ является косвенной: «например, когда физическое лицо пользуется услугами обменного пункта, то оно вступает с кредитной организацией в гражданские, а не в банковские правоотношения. Но одновременно с этим возникает банковское правоотношение между кредитной организацией и Банком России по поводу проведения данной валютной операции. Если при обмене валюты были допущены нарушения, Банк России имеет право применить к кредитной организации соответствующие санкции банковского права. С самим физическим лицом Банк России в правоотношения не вступает. Санкции могут быть применены при определенных условиях и к физическому лицу, но не Банком России и не на основании банковского права».

Более того, Банк России дает заключения по проектам федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, т.е. можно говорить об активном участии Банка России в законотворческом процессе.

Помимо нормативного регулирования валютных отношений Банк России издает индивидуально-правовые акты, которые регулируют поведение определенного субъекта в конкретном правоотношении. Примером может служить Приказ Центрального банка РФ от 10 мая 2006 г. N ОД-231 «О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией „Банк реконструкции и финансового оздоровления“ общество с ограниченной ответственностью, „РФО Банк“ ООО“ (Ставропольский край, г. Благодарный), в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций».

11. Валютные операции и их виды.

валютные операции можно определить как сделки и иные юридически значимые действия, совершаемые резидентами и нерезидентами с объектами валютных операций

Действующий перечень валютных операций непосредственно содержится в п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым к валютным операциям относятся сле­дующие действия:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение рези­дентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

12. Валютные операции между резидентами и нерезидентами.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

1. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров.

2. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ.

3. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности.

4. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров.

5. Требования о резервировании, установленные частями 3 и 4 настоящей статьи, не применяются при предоставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа либо коммерческого кредита на срок до года при условии наличия обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом.

6. Расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами осуществляются в порядке, который может предусматривать только:

1) установление требования об использовании специального счета резидентом;

2) установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.

13. Валютные операции между резидентами.

Согласно общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", валютные операции между резидентами запрещены. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, этот запрет не распространяется на валютные операции по сделкам между резидентами и уполномоченными банками и между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет в порядке, установленном Банком России. Во-вторых, как следует из части 1 статьи 9 названного выше Закона, без ограничений проводятся следующие валютные операции между резидентами:

1) передача физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, ее субъекту и (или) муниципальному образованию;

2) дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

3) завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;

4) приобретение и отчуждение физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

5) перевод физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получение в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемый в установленном Банком России порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;

6) операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

7) операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

8) операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории России, а также по договорам страхования указанных грузов;

9) операции с внешними ценными бумагами, проводимые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, если права на такие ценные бумаги учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством России;

10) операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством, и проведения расчетов в валюте Российской Федерации;

11) операции, связанные с обязательными платежами (налогами, сборами и другими платежами) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством; операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;

13) операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределами Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;

14) операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством;

15) операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами России, а также постоянных представительств при межгосударственных или межправительственных организациях;

16) перевод физическим лицом - резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, в сумме, не превышающей в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк сумму, равную в эквиваленте 5 000 долл. США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента;

17) перевод физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами России, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках;

18) операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы России работников, чья постоянная работа ведется в пути или имеет разъездной характер;

19) все перечисленные выше операции, совершаемые доверительными управляющими.

Названные операции, за исключением указанных в пунктах 1-6, могут осуществляться резидентами исключительно в безналичном порядке. Кроме того, юридические лица - резиденты могут вести с физическими лицами - резидентами следующие расчеты их средств, зачисленных в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" на их счета (вклады), открытые в банках за пределами России:

по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами России, а также постоянных представительств при межгосударственных или межправительственных организациях;

по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами России;

по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием названных выше сотрудников на территорию страны нахождения представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации.

14. Валютные операции между нерезидентами.

О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах) см. также Указание ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У

О валютных операциях нерезидентов в Российской Федерации см. также Инструкцию ЦБР от 16 апреля 1992 г. N 4 "О порядке продажи иностранной валюты за рубли юридическими лицами-нерезидентами на цели содержания их представительств на территории Российской Федерации"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: