Определение валютных операций

Валютные операции – это действия, сделки и компоненты сделок с валютой и валютными ценностями, признаваемые в качестве валютных операций законом, и требующих применение мер валютного регулирования и контроля для защиты национальной валюты.

Не только сделки, но и действия. Пример – пересчитываете валюту (везете через границу) – это действие? Да! Но законодательству это не интересно. А когда ты перевозишь деньги в штанах через границу – это надо ограничивать и контролировать. Потому что интересы государства в данном случае затронуты. Это сработал материальный критерий.

Сделки - купля-продажа одной валюты за другую и все производные финансовые инструменты (деривативы).

Что есть компоненты сделок? Внешнеторговые операции – это компонент сделки, но не вся сделка.

Валютные ограничения и их система

Валютный контроль

17.12.2011 г.

Субъекты

Резиденты и нерездиенты – разные понятия в плане налогов и законодательства валютного контроля.

1. Обычные субъекты.

Физические лица – граждане РФ и все те,кто здесь постоянно проживают.

ЮЛ – то место, где оно создано.

Правила о постоянном представительстве – не распространяются в плане валютного контроля (все-равно будет нерезидентом в плане валютного контроля, если есть постоянное представительство).

2. Специальные

Уполномоченные банки – тут проверяющий и проверяемый совпадают. Под общие требования они не подпадают.

· Центральный банк

· Правительство РФ

· Специально уполномоченные Правительством РФ ОИВ

Последним трем – можно практически все.

ФСБ, разведка, контрразведка, Минфин. Платежи же на иностранную контрразведку же надо проводить в особом порядке, особых препоне не надо.

В части контроля – ВЭБ (Государственная корпорация Внешэкономбанк) – это агент. Но это не банк. ВЭБ – действует как уполномоченный банк в плане контроля (т.е. он валютный агент), но он не является банком. Вот такая штука.

Валютные ограничения

Валютные ограничения – это элемент валютного регулирования. Установленные законодательством в целях защиты национальной валюты публично-правовые обременения для лиц, совершающих валютные операции.

Система валютных ограничений должна соответствовать видам валютных операций.

Есть 4 вида:

1. Капительные

2. Текущие

3. Внутри страны

4. Офшорные

Есть ограничения универсальные – для всех операций характерны. А есть особенные для каждого вида.

Начинали с простого – мораторий на платежи иностранцам вводили (когда у тебя в стране был переизбыток иностранной валюты). Есть интересная книга Фрейда на эту тему.

В России по законодательству действовавшему по старому закону о валютном регулировании все совпадала.

Были капительные и текущие. У капительных был разрешительный порядок – только если Центробанк разрешил. И были допущены текущие операции, но перечень их был ограничен.

Но законодатель в то время прошляпил операции внутри страны. И говорили – если не текущие, значит капитальные. Следовательно, нужно было получать разрешение.

По новому закону – такого деления нет, там какой-то сумбур. Там логики такой строгой нет, как в предыдущем. Но группы можно выделить (валютных ограничений). Их будет 6 штук.

1. Сосредоточение всех валютных операций в банках на территории РФ;

Правило такового – все валютные операции сосредотачиваются в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не предусмотрено законом (когда можно использовать иностранный счет).

Это нужно для системы валютного контроля. Ваша операция будет отражена банком. А он – агент валютного контроля.

Наличные валютные операции не видны – поэтому они запрещены (кроме некоторых случаев). Ясное дело, что для иностранного туриста в РФ рубли – иностранная валюта (в понимании нашего законодательства). Поэтому это разрешено законом. Пусть платит за матрешки в рублях, т.е. в иностранной валюте (рубли в руках иностранца – это валюта).

2. Запрет купли-продажи иностранной валюты минуя уполномоченный банк;

В законе сказано, что купля-продажа иностранной валюты производится через уполномоченный банк.

Он что, стороной должен быть? Или нужно просто через счет в банке провести? Или он будет валютным брокером?

Лучше придерживаться идеи, что банк должен быть стороной.

Это не распространяется на финансовые инструменты срочных сделок.

Закон о клиринге приняли, чтобы подрегулировать торговлю деривативами (и там написали – внести в закон о валютном регулировании правило – резиденты могут друг с другом совершать операции, связанные с производными финансовыми инструментами (в иностранной валюте), но при условии, что стороной в сделке – уполномоченный банк или профессиональный участник РЦБ).

Получается такая ситуация – правило – через уполномоченный банк. Но в статье про резидентов/нерезидентов – находим исключение. Если по ПФИ, то можно минуя банк, но надо, чтобы был с участником РЦБ (для биржевой торговли).

3. Особый режим счетов резидентов за рубежом

Все валютные счета – через уполномоченных банков. Но есть исключения – за рубежом можно открывать счета, если будешь оплачивать свои операции за рубежом, а не за те операции, которые происходят в РФ.

Вы открыли счет за рубежом. Вы можете оплатить свои зарубежные расходы (только), но есть еще ограничения.

Явное ограничение – не для любых платежей. Но есть еще и другие ограничения – не явные.

Заработали вы что-то за рубежом. Поехали за рубеж – стал там читать лекции. Открыл там счет иностранный – зарубежный законодатель тебе зачислит тебе туда деньги. Так можно сделать или нет? Нет!

Если у компании-резидента (или ФЛ), то деньги туда можно зачислить только одним путем – нужно, чтобы эти деньги вначале попали на счет в уполномоченном банке. А потом можно переводить на иностранный счет, а не сразу на иностранный счет.

Но наказать вас сейчас за это еще нельзя. Наказать можно только за те операции, которые запрещены. А тут не прямой запрет, а просто об этом не сказано – можно или нет. Следовательно – не накажут. И суды согласны. Однако будет конфликт с РосФинНадзором.

Ст. 12.25 КоАП РФ – постоянно меняют. Неправильно завел деньги насчет – накажут на всю сумму платежа и это уже очень серьезно. Так что лучше заводить деньги на иностранный счет правильно, бесконфликтно.

4. Запрет валютных операций между резидентами;

Нужно было сделать по-другому. Нужно был просто запретить расчет за товары/работы/услуги в иностранной валюте. А взяли и написали более жестко.

Нельзя было бы продать иностранную ценную бумагу на территории РФ другому резиденту РФ. Если бы не было исключений, но они есть (и их очень много). Вот такая получилась

5. Репатриация валютной выручки из-за рубежа;

Больше всего с этим будем сталкиваться на практике. Все-таки там достаточное четкое правило – все операции проводить надо через уполномоченный банк.

Но в закон о валютном регулировании внесли поправки и не понятно теперь с ФЗ «О национальной платежной системе» - что делать с «электронными деньгами».

Текущие торговые операции не должны превращаться в бегство капитала.

Если из РФ вывозятся ресурсы, то сюда хотя бы экспортеры должны иностранную валюту в страну отдавать. Было бы плохо, если бы вывозили ресурсы – а деньги за границей оставляли. Вот ушли бы и ресурсы и деньги. Этого нельзя допустить.

Это одно из старинных правил валютного регулирования (было одно из первых правил). Это правило касается и в валютной и в рублевой выручке.

Если торговля идет с нерезидентами, то иногда рассчитываются рублями. Если вы поставили товар в Китай, а расчет с вами в рублях, то такую выручку тоже надо репатриировать!

Репатриация – для экспорта и для импорта.

Экспорт – вывоз товаров за пределы Российской Федерации (а не Таможенного Союза – даже если в Белоруссию отправил товары, все равно правила о репатриации будут работать).

А что касается услуг? Простое правило – резидент + нерезидент в сделке? Значит экспорт услуг.

Бояться надо – с товарами ошибки не будет – можно смотреть, как он идет через границу. А с услугами может быть так. В Москве есть компания, которая оказывает юридические услуги. Оказывает компания услуги другой компании в Москве, которая является иностранным представительством/филиалом, например. Все, операция резидент-нерезидент – экспорт услуг и выручка по такому контракту – казенная, правила о репатриации сработает!

Можно только ответственность уменьшить – сказать, что не успел все процедуры пройти, а не вообще ничего делать не хотел.

Можно неожиданно для себя стать экспортером. Штраф – 100% (от суммы операции). Новой редакции будет штраф чуть поменьше.

Можно попытаться убежать от штрафа – задним числом написать дополнительное соглашение о продлении срока платежа. Банк поймет – т.к. нужно по правилам о таких доп.соглашений сразу же информировать уполномоченный банк. Но накажут тогда за несвоевременное представление этого дополнительного документа.

Скоро это уйдет в прошлое – вводится электронный обмен документами. Момент составления четко фиксируется. И не надо вводить людей в искушение возможностью исхитрится.

Что в репатриации противоестественное? Смешение частного порядка с публичным. Идея о смешанных отраслях права вот как выстрилила! Устроили в публичной отрасли частно-правовую ответственность (без вины – выбрал не правильного контагента – все, будешь

Раньше было правило такое – в любой срок репатриируй выручки, лишь бы он не превышал 180 дней с момента совершения контракта. Но потом решили сделать правило другое. Репатриация должна происходить в срок, установленный в контракте. Хотели сделать либеральное правило, получилось более противоречивое: контрагент может написать – плати немедленно, как получишь счет (ведь тебе деньги нужны срочно). Можно 100 лет написать.

Но дело в том, что это правило сделало хуже. Главный бухгалтер заболеет у контрагента – на день просрочат – все, ты станешь нарушителем. Опаздал контрагент – а наказывают тебя. Странно. КС сказал – все так. В России мы отвечаем и за выбор контрагента!

Смешение частного порядка с публичным. Идея о смешанных отраслях права вот как выстрилила! Устроили в публичной отрасли частно-правовую ответственность (без вины – выбрал не правильного контрагента – все, будешь).

И сейчас хотя бы ответственность снизили. Вначале что-то вроде пени, а потом накажут на всю сумму операции.

Из-за репатриации выручке не возможен зачет в международной торговле. Ты должен контрагенту и он должен тебе в свою очередь тоже деньгами, обязательства уплатить уже наступили. Хочешь зачесть? Не выйдет – вначале нужно полностью зачислить деньги в уполномоченный банк, а потом уже делай с ней все что хочешь.

Или намучался ты с контрагентом, решил переуступить право требования по контракту. И нет у тебя больше отношений с покупателем с экспортируемых товаров. И все-равно ты должен зачислить выручку от этого контракта (ст. 19)! Вот такое вот «глупое» правило.

Слов не много, но они расставлены в странном порядке.

Итак, срок. Установлен в контракте. Будет новая норма – стороны не могут написать в контракте «ты заплатишь когда-нибудь потом» (т.е. сделать срок определимым, но не точным).

И получалась глупость – нужно в срок, установленный в контракте, а там он точно не определен. Теперь будет новое правило – уполномоченному банку ты должен сообщить точный срок (максимальный срок на получение экспортной выручки, например).

Импорт. Какая тут экспортная выручка?

Если резидент заплатил аванс компании-нерезиденту за товары, которые он импортирует в Россию и эти товары не импортировал контрагент, то тогда ты должен либо 1) получить товары, либо 2) добиваться возврата денег. И вот тут ты получаешь экспортную выручку. Нужно репатриировать.

Есть исключения из правила о репатриации.

· Для судов, например. Рыболовецкий траулер уходит в рейс на полгода. Ловит рыбу в Японии, там же продает, получает в йены. Ему нужно топливо купить в Японии. И если сработает правило о прогонке йен через уполномоченный банк в РФ, то судно бы утонуло там, пока все операции прошли.

· Вы можете выручку оставить за рубежом (т.е. не репатриировать) – когда ты взял кредит в иностранном банке и будешь погашать кредит там же (но только если кредит брал в стране участнице ФАТФ или ОЭС).

Остальные исключения очень специфичны.

6. Перемещение крупных сумм через границу.

Большие суммы влияют на платежный баланс. Если каждый по млн перевезет, то там и 100 млрд. как корова слизала.

Были всегда жесткие правила на вывоз валюты. И на ввоз – сколько хочешь, но только декларируй.

Было правило – не декларируя можешь вывезти 3.000 долларов. Декларируя – до 10.000 долларов.

Теперь же правило новое появилось: за пределы Таможенного Союза можно вывозить наличную валюту без ограничений.

Из нашего закона убрали все правила на ввоз-вывоз валюты и теперь это регулируется законодательством наднациональным (таможенное регулирование).

Декларировать надо, чтобы вести статистику, чтоб был платежный баланс.

Есть и иные ограничения –

Валютный контроль: понятие и т.п.

Валютный контроль – вид (одно из направлений) финансового контроля (все что о финконтроле – справедливо и для валютного контроля).

Валютный контроль – элемент обратной связи в системе валютного регулирования в широком смысле слова. Он нужен не для того, чтобы поймать злодеев, а для того, чтобы понять какие результаты у нас с валютной политикой государства.

Валютный контроль (в узком смысле) – второй элемент валютного регулирования как правового режима – деятельность уполномоченных органов и негосударственных организаций, направленных на установление законности в валютной сфере.

Цели – защита национальной валюты (так же, что и в валютном регулировании).

Но задачи – свои.

1. Сбор информации о валютных операциях (обратная связь в системе валютного регулирования);

2. Выявление нарушение в сфере валютного регулирования.

3. Предотвращение нарушения валютного законодательства мерами валютного контроля.

Система валютного контроля построена таким образом, что все операции – через уполномоченный банк. Некоторые нарушения ты технически не сможешь совершить – уполномоченный банк не пропустит налоговую платежку.

В налогах контроль преимущественно последующий. Сделал операцию – ай-ай-ай, нарушил. В валюте – максимальный упор на предварительный контроль. На предотвращение нарушений, а то деньги уйдут все.

Органы и агенты валютного контроля

3 группы субъектов.

1. Органы валютного контроля;

Буквально – это Правительство и Центральный банк.

ЦБ – это орган валютного контроля для уполномоченных банков. ЦБ – начальство для уполномоченных банков. ЦБ практически вмешивается в их деятельность.

Правительство само валютным контролем заниматься неибудет. Есть РосФинНадзор – специальный уполномоченный орган исполнительной власти.

Полномочиями валютного контроля наделена федеральная служба валютного и бюджетного контроля. Это бывшее контрольно-ревизионное подразделение Минфина. Дали Минфину – он спустил их на уровень РосФинНадзора.

РФН – это вам не налоговая служба. Там все заканчивается на территории федеральных округов.

РФН занимается всеми (даже гражданами). Но они смотрят только крупные операции на практике. Т.е. гоняются за всеми, кроме уполномоченных банков.

Например, уполномоченный банк увидел, что товар поставлен, а клиент деньги не зачислил, утаил. Стучит в ЦБ, а ЦБ уже идет в РФН. РФН придет к клиенту и накажет.

2. Агенты валютного контроля;

Смысл простой – банк ведет учет тех сделок, которые он ведет для клиента. Нужно только догрузить банк публично-правовыми задачами и будет тебе система валютного контроля.

Учитываете операции для себя? Учтете и для нас.

Полномочия по контролю возложили на агентов по валютному контролю – уполномоченные банки. Им может быть и наш иностранный банк, и российский. Иностранный – т.к. они могут получить лицензию Центробанка РФ (вроде бы их получают соответствующие аккредитованы филиалы и представительства).

Также агентами являются профессиональные участники рынка ценных бумаг. У них же есть иностранные ценные бумаги – это же валютная ценность. Как ни странно, у нас есть ограничения на текущие операции, но на капитальные – нет.

Еще есть государственная корпорация ВнешЭкономБанк.

За уполномоченными банками присматривает Центральный банк.

Но у нас сказали? Как можно оставить на каких-то банкиров такую систему? И придумали органы валютного контроля.

Агенты не могут привлекать к ответственности. Этим занимаются органы.

3. Суперагенты валютного контроля.

Функциями агентов финансового контроля наделены еще специальные органы

· Федеральная Налоговая Служба

· Федеральная Таможенная Служба

Они все-равно видят движение финансов/товаров.

ФНС редкое этим занимается. ФТС же чаще.

Уполномоченный банк может выявить нарушение и настучать о нем. А эти суперагенты еще и задокументировать могут это нарушение. Даже протокол могут попробовать составить.

С точки зрения законодательства – это просто агенты валютного контроля. Но по сути – полномочия у них иные, чем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: