Нормативное регулирование АРС

КАНАДА. Формы альтернативного разрешения споров (АРС) присутствуют в Канаде в течение 200 лет, так как уже первые поселенцы, прибывшие в Канаду из Великобритании и Европы, принесли с собой методы разрешения споров, используемые в этих странах, в основном третейский суд. Однако традиционно основное количество споров рассматривалось государственным судом. По мере роста количества дел, увеличения нагрузки на суды и возрастания судебных издержек сторон начался поиск более совершенных способов разрешения этих споров.

В Канаде третейские судьи и посредники, как правило, практикуют в конкретной области спора, например, некоторые принимают назначение только при спорах в области трудовых или земельных отношений. Посредничество и третейский суд признаются прибегающими к ним сторонами такими методами урегулирования споров, которые позволяют сторонам поддерживать деловые отношения и в будущем. С 1980-х годов начался рост использования способов альтернативного разрешения споров.

Законодательство, устанавливающее уровень необходимого опыта и знаний для работы третейским судьей или посредником, в Канаде отсутствует. Для выполнения такого рода работы может быть нанят любой человек. При проблеме выделения критериев для избрания посредником или судьей проявилась проблема особой специфики в разных районах страны, наличием в провинциях и территориях собственного законодательства. В 1974 году небольшая группа третейских судей из Торонто провела встречу, на которой был сформирован Канадский Институт арбитража (КИА). Его целью была названа разработка системы определения компетенции третейских судей и побуждение вовлеченных в спор сторон более широко использовать АРС. Затем был открыт Национальный Институт арбитража, основными задачами которого назывались: 1) объединение людей со схожими интересами и задачами; 2) предоставление всем членам Института равных прав; 3) наличие плана финансирования деятельности Института; 4) избрание добровольных лидеров на основании демократического процесса; 5) принятие устава, разработанного членами института; 6) установление требований вступления в члены; 7) предоставление членам различных возможностей и их участие в программах, отвечающих их нуждам; 8) увеличение численности членов для более широкой поддержки поставленных Институтом целей.

К началу 80-х годов на собраниях Института присутствовали представители других регионов, а в 1984 году Институт стал национальной группой и был избран его президент. Региональные офисы Института были открыты по всей Канаде как отделения Института для предоставления услуг национальным членам, проживающим в каждом регионе. В тех провинциях, где региональные группы уже были сформированы, им предоставили возможность стать региональными офисами, которые функционируют в соответствии с регламентом КИА и поддерживают его цели.

К 1988 году в Канаде стал наблюдаться растущий спрос на посредников, программы обучения посредничеству и стандарты посредничества. Институт стал называться Канадский Институт арбитража и посредничества (КИАП) и стал вести работу по разработке новых программ обучения посредничеству.

В настоящее время КИАП работает в направлении разработки стандартов и обучения как третейскому суду, так и посредничеству, проводит обучение процессу третейского суда и посредничеству в области коммерческих споров. После включения программ посредничества к 1993 году численность КИАП по всей Канаде выросла до 1800 человек.

Аспект семейных споров в основном представлен организацией под названием «Family Mediation Canada», которая также имеет филиалы в каждом регионе. В ней состоят добровольными членами 1500 человек, которые распространяют стандарты, проводят обучение и сертификацию практикующих посредников, специализирующихся в области семейных споров.

В качестве целей Института сформулированы такие, как продвижение и всестороннее использование АРС путем повышения уровня образованности и осведомленности общественности, разработка учебных материалов и стандартов; предоставление реестров третейских судей и посредников лицам, которые хотят воспользоваться их услугами; разработка программы поощрения и услуг, предоставляемых членам.

Институт разрабатывает учебные материалы по руководству арбитражной практикой, посреднической практикой, курсов по работе с корреспонденцией в рамках третейского суда. Был подготовлен национальный Кодекс профессии, национальная процедура наказания и национальная программа аккредитации в зависимости от уровня опыта и пройденного официального курса обучения. Регламент коммерческого третейского разбирательства и коммерческого посредничества, которые используются компаниями и правительствами.

Для привлечения клиентов Институт разрабатывает системы льгот в национальном масштабе. Например, он финансирует программу страхования ответственности, по которой третейские судьи и посредники могут получить страховое возмещение в размере 2 млн. долларов США, выплачивая ежегодный страховой взнос в размере 100 долларов США.

Центральный офис Института использует рекомендации региональных центров и филиалов, например, готовит списки третейских судей и посредников. В регионах проводятся курсы обучения для своих членов, регулярные собрания членов, организуются образовательные конференции, издаются информационные бюллетени и проводятся социальные мероприятия.

Правление Института состоит из 12 директоров, по одному от каждого региона, и 5 исполнительных членов и возглавляется президентом. Все избираются на ежегодном собрании на 1 год. Все 1800 членов обладают правом голоса. Головной офис находится в провинции Онтарио, в городе Оттава, являющимся столицей Канады. Региональные офисы находятся в Ванкувере, Эдмонтоне, Саскатуне, Уиннипеге, Торонто, Монреале и Галифаксе.

Национальные комитеты КИАП отвечают за разработку политики и программ в области образования, за вопросы аккредитации, планирования конференций и многое другое. Комитеты возглавляются членами Правления, однако члены комитетов назначаются регионами для того, чтобы представленный опыт был как можно обширнее.

Членство в Институте добровольное с ежегодной оплатой членских взносов. Большинство членов не имеют юридической подготовки. Размер регионального годового членского взноса варьируется от 35 до 150 долларов США. КИАП не получает государственных субсидий и не берет денег с обратившихся к нему сторон за предоставление имен специалистов. Финансирование складывается из членских взносов, ежегодной платы за звания дипломированный третейский судья и дипломированный посредник, а также от продажи статей и документов.

Иногда корпорация может оплатить конкретное мероприятие, например, спонсировать выступление докладчика на конференции. Национальный членский взнос составляет 50 долларов США для членов плюс 150 долларов США для дипломированных членов.

Отличительными чертами канадской системы являются: 1) отсутствие взимания административной платы со сторон, которым требуются услуги третейских судей или посредников, и платы за предоставление списков третейских судей и посредников; 2) назначение посредника или третейского судьи сторонами и отсутствие необходимости подтверждения Института в отношении назначенного ими лица.

В настоящее время по законодательству большинства провинций закрепляется существование третейского суда и гарантирует проведение региональных слушаний международных споров. Федеральное правительство включает пункт о процедурах разрешения споров во все свои контракты, а правительства провинций заключают контракты на урегулирование возникающих споров.

Во многих провинциях при обращении в суд требуется представить доказательства попытки урегулирования спора в досудебном порядке. Так, в Британской Колумбии в отношении дел в области строительных споров вначале требуется предпринять попытку урегулирования, и только в случае неудачи дело направляется в суд (в этом регионе ежегодно рассматривается 6000 строительных споров). Судьи могут выступать в роли посредников в ходе досудебных попыток достичь урегулирования.

Методы АРС добровольно используются многими компаниями для урегулирования споров. Например, в 1997 году более чем 1200 споров в сельскохозяйственной отрасли Западной Канады были урегулированы при помощи арбитражного разбирательства.

Среди методов АРС наибольшее распространение имеют комбинации третейского суда и посредничества. Существует около 8 различных типов арбитражных процедур, начиная с арбитражного разбирательства «только документы», когда стороны не участвуют в слушаниях, и заканчивая многосторонними арбитражными разбирательствами с участием более двух сторон.

Рост использования альтернативных способов разрешения споров и адаптация его различных процессов для разрешения споров привели к созданию большего числа региональных институтов, которые проводят обучение на региональном уровне. Кроме того, КИАП разрабатывает дополнительные программы обучения и новые методы подачи материала.

Например, люди, проживающие в удаленных населенных пунктах, теперь могут заниматься по программе арбитражного разбирательства, используя для этого страницу КИАП в Интернете.

США. В Соединенных Штатах Америки для обозначения несудебных форм разрешения споров принят общий термин «альтернативные средства урегулирования споров» (Alternative Dispute Resolution) и официальная аббревиатура — ADR. Американские юристы в настоящее время насчитывают около двадцати различных процедур урегулирования споров. Общепринятым является деление АDR. на три основных вида:

1. Переговоры (negotiation) — урегулирование спора непосредственно сторонами без участия иных лиц.

2. Посредничество (mediation) — урегулирование спора с помощью независимого нейтрального посредника, который способствует достижению сторонами соглашения.

3. Арбитраж (arbitration) — разрешение спора с помощью независимого нейтрального лица — арбитра, который выносит обязательное для сторон решение.

Критериями деления служат участие в урегулировании разногласий третьего лица или его полномочия. Элементы этих трех основных видов комбинируются в многообразные варианты. Например, переговоры почти всегда являются частью любой другой процедуры. Распространена форма «посредничество-арбитраж» (med-arb), означающая урегулирование спора с помощью посредника-арбитра, который в случае недостижения сторонами соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража. В коммерческих спорах применяется «мини-разбирательство» (mini-trial).

ADR постепенно стали применяться и внутри судебной системы, здесь используется термин court-annexed ADR, или буквально «альтернативные средства, присоединенные к суду». Применение та¬ких процедур уменьшает судебные расходы для сторон и сокращает время прохождения дела в суде. Применение court-annexed ADR предусмотрено различными программами, правилами федеральных судов и судов штатов. К таким процедурам относятся: 1) «арбитраж, присоединенный к суду» или «суд, дополненный арбитражем» (court-annexed arbitration) — предварительное урегулирование разногласий с помощью арбитра до начала судебного разбирательства; 2) «упрощенный суд присяжных» (summary jury trial) — ведение дела в обычной манере суда присяжных, но по упрощенным процессуальным правилам. Вердикт присяжных в этом случае носит рекомендательный характер; 3) «суд мелких тяжб» (small claims judge) — относительно неформальная и быстрая процедура разрешения споров с небольшой суммой иска.

В Западном округе штата Мичиган в соответствии с Правилами посредничества суд может представить к посредничеству любое гражданское дело или его часть, не затрагивающее конституционных прав. Дело может быть отобрано для посредничества: 1) по соглашению сторон и с одобрения суда; 2) по ходатайству одной из сторон с извещением противной стороны; 3) по инициативе суда без извещения сторон. Посредничество осуществляется коллегией посредников, состоящих из трех юристов, проживающих в Западном округе штата Мичиган и имеющих по меньшей мере 5-летнюю практику. Когда дело передается к посредничеству, адвокат истца и адвокат ответчика могут выбрать из списка посредников по одному имени. Третий посредник, который будет являться председателем коллегии, избирается по соглашению между адвокатами сторон. Судья, имеющий полномочие на рассмотрение данного дела, может назначить третьего посредника, который не обязательно должен быть в списке юристов и может являться магистратом данного округа. Выбор дела для проведения посредничества не влияет на обычный процесс продвижения дела к судебному разбирательству.

Кроме того, в США существует такой альтернативный суд, как «частная судебная система» (private court system), где разрешение споров обеспечивают с помощью судей, ушедших в отставку. Частный судья, или, как его именуют на практике, «судья напрокат» (rent-a-judge), осуществляет не только примирительные функции, но и мо¬жет вынести обязательное для сторон решение. В качестве успешного развития ADR в США обычно называют такие их свойства, как освобождение перегруженной судебной системы, выгодность для участников спора с материальной точки зрения и с точки зрения временных затрат, возможность выбора судьи.

Международными коммерческими спорами занимается Американская Ассоциация третейских судов, работающая на основании Правил международного арбитража 1991 года, принятыми на основе Правил ЮНСИТРАЛ, с изменениями от 1 апреля 1997 года. Это общественная некоммерческая организация, имеющая штаб-квартиру в городе Нью-Йорке и большое число отделений в крупных городах по всей территории Соединенных Штатов. Слушания могут проводиться в удобном для сторон месте и не только в тех городах, где есть отделения.

Стандартная арбитражная оговорка звучит следующим образом: «Любое противоречие или требование, возникающее из или в связи с данным контрактом, будет решаться третейским судом в соответствии с Правилами международного арбитража Американской ассоциации третейских судов».

Основное внимание американская ассоциация третейских судов уделяет третейскому решению споров, но по просьбе сторон, участвующих в споре, может организовать привлечение посредника или проведение согласительной процедуры. Из 80 000 ежегодно разбираемых дел около 800 имеют международный коммерческий характер.

Председателем в процессе обычно является один третейский судья, хотя могут участвовать и трое судей. В соответствии со Статьей 2(3) Правил международного арбитража сторона может «начать процесс третейского суда, сделав «заявление об иске», и в соответствии со Статьей 3(1) противная сторона должна не позднее 30 дней представить «заявление ответчика». Третейский суд может выбирать способ, в соответствии с которым он будет вести рассмотрение спора (Статья 16). Могут применяться промежуточные меры (судебный запрет), обеспечение оплаты издержек. Законы или правила суд применяет по своему усмотрению (Статья 28) и имеет право требовать начисления пени до вынесения решения и после вынесения решения.

Ассоциацией также разработаны: 1) процедура посредничества при разборе жалоб; 2) схема мини-судебного разрешения споров, по которой руководители предприятий — сторон в юридическом споре — встречаются в присутствии нейтрального консультанта и, выслушав мнения обеих сторон, пытаются сформулировать добровольное соглашение.

Процедура мини-суда состоит из 16 пунктов, изменяемых по желанию сторон и которые могут применяться любыми организациями или правительственными учреждениями. В документе также дано определение мини-суда как метода разрешения спора, в котором руководители высшего звена управления каждой стороны встречаются в присутствии нейтрального консультанта, заслушивают выступления представителей сторон по обстоятельствам дела и пытаются достичь соглашения по спору. Порядок проведения мини-суда оговаривается письменным соглашением между сторонами. Процедура мини-суда состоит из обмена информацией и переговоров об урегулировании дела. В процессе мини-суда каждая сторона представляется юрисконсультом, роль которого заключается в подготовке и обосновании позиции по спору при обмене информацией. Во время обмена информацией и переговоров об урегулировании дела от каждой стороны присутствует руководитель высшего звена управления, наделенный полномочиями по урегулированию спора. Предоставление сторонами друг другу сведений и документов по делу может происходить до процедуры обмена информацией в соответствии с договором между сторонами. До обмена информацией стороны обмениваются письменными заключениями, содержащими краткое изложение вопросов, относящихся к делу, и копиями документов, которые они намереваются представить в процессе обмена информацией. Процедура мини-суда конфиденциальна; ни одно из письменных или устных заявлений, сделанных любым из его участников, не может быть использовано как доказательство или признание факта в любой другой процедуре.

В коммерческих спорах назначенные сторонами арбитры должны следовать Кодексу этики для арбитров при разрешении коммерческих споров, в котором указывается: «Для того, чтобы коммерческий арбитраж был эффективным, широкая общественность должна быть уверена в честности и справедливости арбитражного процесса. Поэтому арбитр несет ответственность не только перед сторонами, но и перед самим арбитражным процессом и должен соблюдать высокие поведенческие нормы для утверждения честности и справедливости арбитражного процесса. Соответственно арбитр должен признать свою ответственность перед общественностью, перед сторонами, чьи права он будет определять, и перед всеми участниками процедуры… Принимая назначение и выполняя обязанности арбитра, лицо не должно вступать ни в какие финансовые, деловые, профессиональные, семейные или общественные взаимоотношения или проявлять финансовый или личный интерес, что может помешать беспристрастности или создать предвзятость. После разрешения спора в течение разумного периода времени лица, служившие в качестве арбитра, не должны вступать в означенные отношения или проявлять означенный интерес в тех обстоятельствах, когда может показаться, что они приняли решение под влиянием указанных отношений или интереса.».

Поскольку в США урегулирование процедур альтернативного разрешения и урегулирования спора относится к компетенции штатов, существует более 2500 нормативных актов штатов, в которых так или иначе решаются эти вопросы. Федеральными правилами гражданского процесса предусмотрено, что примирительная процедура может проводиться как судьями, так и иными лицами, назначаемыми судьей для проведения этих процедур. К лицам, которые могут быть назначены судом для проведения примирительной процедуры, относятся, в частности, судебные помощники, лица, избранные сторонами для проведения примирительной процедуры.

В 1998 г. был принят Закон об альтернативном разрешении споров (Alternative Dispute Resolution Act), согласно которому окружные суды США обязывались предлагать сторонам спора как минимум один из существующих способов альтернативного разрешения и урегулирования споров, причем рекомендовались такие, как посредничество, независимая экспертиза и арбитраж. В 2001 г. был разработан и рекомендован для принятия в штатах Единообразный Акт о посредничестве (медиации) (Uniform Mediation Act), в котором нашло свое отражение последовательное разграничение деятельности посредника и арбитра - лиц, чья деятельность зачастую отождествляется, что выливается в признание за посредником (примирителем, медиатором) права принятия окончательного решения, обязательного для сторон. Данный Закон призван окончательно разделить функции посредника, являющегося экспертом и дипломатом, и функции арбитра (судьи).

Согласно Единообразному акту посредник - это лицо, открыто объявляющее себя в качестве посредника (что является важным, поскольку не предусмотрено государственного лицензирования деятельности посредника). Посредничество определено как процесс, в ходе которого посредник обеспечивает коммуникацию и переговоры между сторонами с целью способствования достижению добровольного соглашения в отношении спора. Такое определение прямо противопоставляет посредничество арбитражу (посредник не имеет права на вынесение обязательного для сторон решения по спору), а также соглашению о фактах дела и правовому консультированию. Однако данным Законом допускается привлечение в ходе примирительных процедур адвокатов и иных лиц (специалистов, переводчиков и проч.).

Единообразный акт о посредничестве в значительной степени посвящен определению пределов конфиденциальности раскрытой сторонами в ходе процедуры примирения информации. В частности, в нем предусмотрено, что заявления и документы, раскрытые стороной в ходе процедуры примирения, могут использоваться в судебном разбирательстве без согласия этой стороны, только если: они в любом случае были бы раскрыты в ходе судебного разбирательства; содержат угрозу совершения преступления или необходимы для его предотвращения или раскрытия; подлежат публичному раскрытию в соответствии с законом; содержатся в письменном соглашении сторон; сделаны с целью обосновать или опровергнуть обвинение посредника или другой стороны в недобросовестности в ходе примирительной процедуры; нераскрытие информации, по мнению юрисдикционного органа, повлечет значительно более негативные последствия, чем ограничение конфиденциальности (если разбирательство связано с уголовным преступлением либо его предметом является требование из договора сторон, достигнутого в ходе примирительных процедур, а в каждом из этих случаев доказательство не может быть получено иным образом).

Во всех остальных случаях Единообразный акт предоставляет посреднику право сообщить суду только о том, имела ли место примирительная процедура между сторонами спора, завершена ли эта процедура и кто непосредственно в ней участвовал. В то же время, если стороны договорились о том, что примирительная процедура с участием посредника полностью либо в части не будет конфиденциальной, они не вправе ссылаться на изложенные положения Закона о конфиденциальности. Единообразный акт о посредничестве применяется как к добровольным процедурам посредничества, так и к предписанным законом или судом. Однако данный Закон не применяется в отношении трудовых споров, споров между учащимися и воспитанниками коррекционных учреждений.

ШВЕЦИЯ. В Швеции активно работает Арбитражный суд при Торговой Палате Стокгольма (ASCC listitute), рассматривающий, в том числе, и внешнеэкономические споры. Большая часть международных арбитражных разбирательств в Швеции проводится в соответствии с Регламентом Арбитражного суда Торговой Палаты Стокгольма (ASCC Rules).

Впервые положения о третейском суде появились в шведском законодательстве еще в 14 веке и касались, в основном, исполнения арбитражных решений в судебном порядке. В 17 и 18 веках были разработаны положения арбитражно-процессуального кодекса, а первый шведский закон об арбитраже появился в 1887 году. Сейчас действует закон 1999 года.

Длительная история развития арбитража привела к признанию зависимости и автономности третейского суда. Результаты арбитражного процесса могут быть оспорены только при нарушении процедуры, противоречии процедуры с договоренностью сторон, нарушении минимальных стандартов справедливости с точки зрения предоставления каждой из сторон возможности представлять свои интересы. Юрисдикция арбитражного суда является окончательной и исключительной по сути обсуждаемых вопросов.

На практике большинство споров, связанных с ведением бизнеса, в случае недостижения мирового соглашения, разрешаются в Швеции в арбитражном суде. Включение арбитражных оговорок в тексты коммерческих договоров является очень распространенным и составляет часть стандартной формы контракта. В большинстве таких случаев Швеция указывается как место проведения арбитражного разбирательства, когда обе стороны не являются шведскими компаниями. Довольно часто одна из сторон договора представляет собой государство или государственных орган, а другая — коммерческую компанию.

В соответствии с большинством контрактов как на судебный орган указывается на Арбитражный Суд при Торгово-промышленной палате Стокгольма. Может предусматриваться рассмотрение и арбитражем ad hoc.

Постоянно действующий Арбитражный суд при Торговой Палате Стокгольма был создан в 1917 году. Коллегия Арбитражного суда Стокгольма состоит из шести членов, все из которых являются юристами с обширным международным опытом работы. Они выбираются из членов различных юридических профессий; судей, практикующих юристов и корпоративных адвокатов. Основные процедурные решения принимаются коллегией суда.

Ежедневная деятельность осуществляется Секретариатом, возглавляемым Генеральным секретарем. В состав Секретариата входит помощник Генерального секретаря, два юридических советника и несколько ассистентов. Дела ведутся в двух подразделениях, во главе каждого из которых стоит юридический советник.

Суд действует на основании Регламента Арбитражного суда Стокгольма, вступившего в действие в 1999 году, и Порядка ускоренного арбитражного разбирательства. В 1999 году Арбитражный суд Стокгольма создал Институт посредничества, действующий на основе Регламента осуществления посредничества.

В указанных документах содержатся требования об обеспечении беспристрастности арбитров. Судья должен раскрывать информацию о том, кто обращается к нему в связи с возможным его назначением третейским судьей, о любых обстоятельствах, которые могут да основания для обоснованных сомнений в его беспристрастности независимости (например, семейные или деловые связи с одной из сторон спора). Арбитражное разбирательство начинается с момента заполнения истцом обращения об арбитраже (аналог искового заявления), которое доводится судом до ответчика. В обращении и отзыве ответчика стороны должны указать кандидатуру одного третейского судьи. В качестве третейского судьи можно называть любого человека, имеющего любое гражданство, при условии его беспристрастности и независимости. Третий арбитр назначается Арбитражным судом ТПС за исключением случаев, когда стороны договорились иначе.

Стороны, участвующие в разбирательстве, и третейские судьи обладают значительной свободой в определении процедуры разбирательства. Решения суда основываются на применимом законодательстве, если стороны не договорились иначе. Регламент ТПС содержит положение о применимом законодательстве. В соответствии с Регламентом любое указание на законодательство конкретной страны должно быть сформулировано в виде прямого указания на материальное право данной страны.

Решение, принятое в соответствии с Порядком ускоренного арбитража, должно быть вынесено не позднее, чем через три месяца. Стороны здесь имеют право на подачу только двух письменных состязательных бумаг каждая, а слушание по делу проводится, если третейский судья сочтет это необходимым. Вознаграждение третейского судьи при использовании любой процедуры выплачивается в виде фиксированного гонорара, зависящего от суммы иска.

Институт посредничества Торговой Палаты Стокгольма (the ASCC Mediation Institute) при использовании процедуры посредничества назначает, как правило, одного посредника. Посредник может быть назначен либо по согласию сторон, либо Институтом посредничества ТПС. Время проведения посреднического разбирательства ограничено двумя месяцами, если стороны не договорятся об иных сроках.

Может использоваться и процедура посредничества-арбитража. После достижения соглашения об урегулировании спора стороны могут согласиться с назначением посредника в качестве третейского судьи, чтобы позволить ему подтвердить достигнутое соглашение арбитражным решением.

В 2010 году Министерство юстиции Швеции издало памятную записку (в качестве travaux preparatoires) (Ds 2010:39) относительно проведения процедуры медиации по некоторым делам частно-правового характера. Памятная записка основывалась на ДИРЕКТИВЕ 2008/52/ ЕС от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах. Министерство юстиции предлагало внести изменения в Кодекс о судебном процессе (1942:740) (далее - Кодекс), придав медиации по частно-правовым вопросам такой же статус, как и медиации, назначаемой по решению суда. Было также предложено, что предусмотренный для сторон срок на совершение отдельных процессуальных действий не будет вести к прекращению процессуальных сроков, если процедура медиации продолжается. В целях обеспечения конфиденциального характера информации, полученной во время проведения процедуры медиации, было предложено освободить медиатора от обязанности свидетельствовать в отношении тех сведений, которые были им получены при проведении такой процедуры.

Шведское законодательство содержит лишь одно положение (пар. 2, раздела 17 главы 42 Кодекса), согласно которому, если суд сочтет более подходящим мирно урегулировать спор, то, исходя из его природы, он может обязать стороны провести сессию примирительной процедуры. Шведский кодекс о судебном процессе не регулирует саму процедуру проведения медиации. Стороны сами определяют порядок ее проведения. При этом процедура медиации не назначается судом, если одна из сторон спора возражает против этого. Если же стороны согласились на проведение примирительных процедур и решили назначить медиатора, производство по делу в суде приостанавливается.

Кодекс не регулирует вопрос конфиденциальности информации, полученной участниками примирительной процедуры во время ее проведения. Стороны решают этот вопрос также самостоятельно. Правило о возможности отказаться от дачи показаний в суде в отношении информации, полученной в ходе проведения процедуры медиации, распространяется лишь на членов Шведской ассоциации адвокатов (согласно разделу 5 (2) главы 36 Кодекса). Законодательное положение о том, что информация, сообщенная сторонами ех parte в ходе примирительной процедуры, является конфиденциальной, отсутствует. В то же время, несовершенство шведского законодательства, своего рода contradiction in re, проявляется в том, что даже если стороны заключают соглашение о конфиденциальности, это не освобождает их от обязанности дать свидетельские показания в суде в соответствии с законом.

Мировое соглашение сторон утверждается судом и обладает силой судебного решения, т.е. всеми свойствами процессуального признака res judicata, в том числе исполнимостью. В соответствии с разделом 6 главы 17 Кодекса, если стороны согласились на урегулирование спора, суд, по просьбе обеих сторон, должен принять решение, утверждающее мировое соглашение. Кодекс, ad rem, не распространяет свое действие на проведение медиации по международным коммерческим делам. Раздел 27 (2) шведского Закона об арбитраже (1999:116) содержит положение, согласно которому если стороны подписали мировое соглашение, арбитры могут, по просьбе сторон, подтвердить соглашение в форме арбитражного решения. Аналогичное правило содержится в ст. 12 Арбитражного регламента Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма.

22 июня 2011 года Парламент Швеции принял Закон (2011:860) о медиации по некоторым делам гражданско-правового характера (далее Закон). Закон вступил в силу 1 августа 2011 года. В соответствии со ст. 1 данного Закона он не распространяет свое действие на проведение процедуры медиации в судах и арбитражах, а также органах государственной власти. Также Закон не определяет «медиативность» гражданско-правовых споров, т.е. категорию дел, по которым можно проводить процедуру медиации. Из пояснительной записки Министерства юстиции Швеции (именно оно готовило законопроект) следует, что при отнесении того или иного дела к «делу гражданско-правового характера» следует исходить из системного толкования п. 2 ст. 1 Директивы ЕС 2008/52/ЕС.

Закон применяется между сторонами, имеющими свое местонахождение (hemvist) в Швеции, а также между сторонами, зарегистрированными на территории других государств-членов ЕС, за исключением Дании (ни одна из сторон не должна быть зарегистрирована на территории Дании). Местонахождение юридического лица употребляется в Законе в том смысле, как это описано в п. 1 ст. 59 и 60 Регламента EC №44/2001 от 22 декабря 2000 года о юрисдикции, признании и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам.

Статьей 5 Закона установлено, что медиатор обязан соблюдать требование конфиденциальности в отношении информации, ставшей ему известной в ходе примирительной процедуры. Стороны вправе обратиться в суд по месту заключения мирового соглашения с тем, чтобы утвердить его в форме решения суда (ст. 7 - 8 Закона). Статья 9 Закона регулирует процедурный порядок подачи заявления об утверждении мирового соглашения. Статьи 10 - 12 Закона закрепляют, что суд по просьбе сторон утверждает мировое соглашение в форме решения суда.

ФРАНЦИЯ. Переговоры и посредничество являются достаточно известными и принятыми во Франции. Согласно положениям Нового Гражданского процессуального кодекса Франции, судья вправе с согласия сторон назначить посредника, перед которым ставится задача выслушать стороны, сопоставить их позиции и привести стороны к поиску компромиссного решения конфликта (ст. 131-1 Гражданско-Процессуального Кодекса Франции, далее ГПК Франции). Посредничество может касаться всего спора или его части, его ход не лишает судью права принять другие меры, которые он сочтет необходимыми (ст. 131-2 ГПК Франции).

Срок полномочий посредника не может превышать три месяца и может быть однократно продлен на тот же срок по ходатайству посредника (ст. 131-3 ГПК Франции). В качестве посредника суд может назначить физическое лицо или некоммерческую организацию. Если в качестве посредника выступает организация, ее законный представитель представляет судье на утверждение кандидатуры лиц, которые обеспечат в рамках и от имени организации проведение процедуры посредничества (ст. 131-4 ГПК Франции).

Физическое лицо, которое выполняет функции посредника, должно удовлетворять следующим требованиям (ст. 131-5 ГПК Франции): являться право - и дееспособным, не утратить соответствующего права, в частности, не иметь судимости; не совершать действий, противоречащих чести и добрым нравам, за которые предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность в виде отстранения от выполнения своих функций; не быть исключенным из списка посредников; иметь действительное разрешение на выполнение им функций посредника; не быть уволенным с работы посредника; обладать, исходя из его текущей или прошлой деятельности, необходимой квалификацией с учетом характера спора; доказать наличие, в зависимости от конкретного случая, соответствующего образования или опыта посреднической деятельности; представить гарантии независимости, необходимой для осуществления посредничества.

По принятии судом решения о назначении посредника судебный секретарь направляет копию соответствующего документа сторонам и посреднику. Посредник немедленно уведомляет суд о своем согласии или несогласии осуществлять процедуру. С момента уведомления секретарем посредника о внесении денежной суммы в депозит суда посредник созывает стороны. Посредник не имеет никаких прав осуществлять расследование (ст. 131-8 ГПК Франции). Однако он может с согласия сторон и третьего лица заслушать третье лицо. Посредник информирует судью о трудностях, с которыми он сталкивается при выполнении своей задачи (ст. 131-9 ГПК Франции).

Процедура посредничества может быть прекращена в любой момент по запросу любой из сторон или посредника (ст. 131-10 ГПК Франции). Судья также вправе прекратить процедуру посредничества по собственной инициативе, если сочтет, что процедура проводится ненадлежащим образом.

По истечении своих полномочий посредник письменно информирует судью о том, достигли ли стороны соглашения. В случае его недостижения по окончании установленного для посредничества срока производство по делу возобновляется. При достижении сторонами соглашения судья официально утверждает его по ходатайству сторон. По истечении полномочий посредника судья устанавливает размер его вознаграждения и уполномочивает посредника получить с депозита суда причитающуюся ему сумму.

Выводы, к которым пришел посредник, а также сведения и заявления, предоставленные ему сторонами, не могут быть доказательствами в ходе дальнейшего производства по данному делу, в том числе в других инстанциях. Решение о начале или возобновлении процедуры посредничества и об ее прекращении не подлежит апелляционному обжалованию.

Примирение сторон возможно на стадии, предшествующей судебному процессу. Стороны первоначально могут обратиться в суд с запросом о проведении предварительной примирительной процедуры (ст. 830 ГПК Франции). В этом случае примирение может быть осуществлено судьей или назначенным для этой цели судебным примирителем, как это предусматривает Декрет от 20 марта 1978 г. N 78-381. Данным Декретом установлена должность судебного примирителя, который назначается на эту должность сроком на один год и деятельность которого осуществляется под контролем суда. Судебный примиритель должен иметь опыт работы юриста не менее трех лет, причем характер деятельности должен соответствовать особенностям спора. Согласно Декрету судебным примирителем не может быть лицо, ограниченное в гражданских или политических правах или имеющее полномочия должностного лица в округе апелляционного суда, при котором он осуществляет свои полномочия. Не могут занимать эту должность государственные должностные лица, лица, осуществляющие функции судьи или иным образом задействованные в отправлении правосудия. Вознаграждение примирителю устанавливается судом, бремя расходов на примирителя распределяется в соответствии с положениями Закона от 8 февраля 1995 г. N 95-125.

Третейское разбирательство применяется во Франции уже давно. В 1923 году Международная торговая палата, находящаяся в Париже, создала Международный третейский суд. С момента своего создания он провел около десяти тысяч международных судов.

В соответствии с ст. 1507 Нового Гражданского процессуального кодекса, действующего с 01 мая 2011 года, к арбитражному соглашению не должно предъявляться какое-либо требование по форме. Нововведение отразило существующую во Франции судебную практику и наиболее четко это было отражено в решении Парижского апелляционного суда 1995 года, который постановил, что арбитражное соглашение существует независимо от наличия письменного договора между сторонами. Также Кодексом на законодательном уровне введена должность «вспомогательного судьи» (juge d’appui), которым становится Председатель Гражданского Суда Первой Инстанции г. Парижа. Особую роль играет такой судья в ad hoc процессах. Например, он может, если стороны не договорились об ином, определить процедуру назначения и (или) отвода арбитров.

Кодекс позволяет сторонам, заключившим «специальный» договор, отказаться от права оспаривать решение арбитража во французских государственных судах. Тем не менее стороны не лишаются права оспорить решения во Франции на 5 основаниях, указанных в ст. 1520 Кодекса. Решение может быть отменено по следующим основаниям: если трибунал неправильно удовлетворил или отклонил иск о подсудности, если он не был правильно сформирован, если трибунал разрешал дело без соответствия мандату, если было нарушено право равноправия сторон, если признание и исполнение противоречит международной публичной политике.

Помимо использования посредничества при разрешении гражданско-правовых споров эта альтернативная форма широко используется во Франции и при производстве по уголовным делам. Уголовно-правовая медиация зародилась во Франции в 80-х годах XX века в недрах правоприменительной практики. Сам же термин «медиация» появился еще раньше - в 70-х годах (до этого времени использовался главным образом термин «примирение»).

Законодательное оформление институт уголовно-правовой медиации во Франции получил 2 октября 1992 года с изданием министром юстиции Циркуляра, ставшего первым официальным текстом (до сих пор самым обстоятельным и подробным), закрепившим процедуру медиации в рамках уголовного процесса. Помимо указанного Циркуляра, нормативной базой использования медиации при разрешении криминальных конфликтов является также и Декрет от 4 ноября 1992 года. Однако в отличие от Циркуляра Декрет посвящен в основном финансированию примирительных процедур. Но регулирование института уголовно-правовой медиации подзаконными нормативными актами продолжалось не долго. Закон от 4 января 1993 года о внесении изменений и дополнений в УПК Франции 1958 г. и Ордонанс 1945 г. предусмотрел в уголовно-процессуальном законодательстве статью, посвященную непосредственно медиации. После этого было еще несколько изменений в законодательстве, в результате которого был принят Закон от 23 июня 1999 года («уточненный» Декретом от 29 января 2001 года) о медиации.

В настоящее время в различных регионах Франции используются две формы медиации. Первая форма получила название «судебная медиация» (иногда ее именуют еще «медиацией в рамках собственных полномочий»). Суть этой формы медиации заключается в том, что прокурор самостоятельно старается принять меры к примирению сторон, не прибегая к помощи третьих лиц.

Вторая форма именуется «общественной медиацией, осуществляемой под судебным контролем» или «делегированной медиацией». При реализации этой формы медиации прокурор не занимается примирением сторон самостоятельно. Он лишь принимает соответствующее решение, передавая полномочия «третейского судьи» какому-либо специально назначенному для этой цели юридическому или физическому лицу, компетентному в области повторной адаптации преступников или помощи потерпевшим. Декрет от 29 января 2001 года подробно определяет условия наделения соответствующих физических и юридических лиц статусом либо медиатора, либо уполномоченного лица, размеры и порядок выплаты им гонораров, порядок компенсации их расходов.

БЕЛЬГИЯ. В Бельгии альтернативное разрешение споров (АРС) нашло применение по широкому кругу споров. Медиация возможна по гражданским и коммерческим делам, включая споры в производственной сфере и споры в области защиты прав потребителей. Многие организации оказывают поддержку медиации посредством обучения, проведения кампаний по информированию населения. АРС с участием должностных лиц осуществляется на различных уровнях посредством публичных расследований, консультационных процедур, усиления процессуальных гарантий гражданам и организациям, к которым применяются административные меры.

Публичные органы, такие как Главный комитет по аудиту и Государственный Совет, могут осуществлять примирительные функции по требованиям компенсации в случаях нанесения существенного ущерба и в случаях причинения вреда окружающей среде. Вступление в силу в сентябре 2005 года бельгийского Закона о медиации создало новую правовую основу для проведения всех видов медиации в Бельгии. В результате принятия этого акта Кодекс законов Бельгии о судоустройстве был дополнен новой частью, следующей за частью об арбитраже. Посредством принятия Закона бельгийское Правительство предприняло попытку включить третью, нейтральную сторону в новое законодательство о медиации и не пожелало ставить такую задачу перед судьями национальных судов, то есть возлагать на них функции медиаторов, опасаясь, что в таком случае пострадает их работа, и последуют задержки в отправлении правосудия. В настоящее время негосударственные организации, активно участвующие в медиации, сотрудничают с Правительством в целях дальнейшего усовершенствования Закона о медиации, для того чтобы сделать его положения более эффективными.

Законом установлено, что в отношении любого спора, который может быть предметом соглашения о его разрешении, может быть применена медиация. В Законе также перечисляется ряд отдельных видов споров, где может быть применена медиация. Если стороны включили оговорку о медиации в контракт, то в таком случае и в этой связи они обязаны сначала прибегнуть к медиации перед обращением к любому другому методу разрешения спора. Если сторона не исполнит оговорку о медиации, другая сторона имеет право в начале судебной процедуры поднять вопрос об этой оговорке, в результате чего суд будет обязан приостановить процесс до исполнения оговорки, если только оговорка не является недействительной в отношении данного спора или не перестала действовать. В любое время сторона вправе прекратить использование процедуры медиации без негативных правовых последствий.

Медиация также может быть предложена в любое время – до, во время и после прекращения судебной процедуры. Инициирование процедуры медиации может иметь место и в случае отсутствия оговорки о медиации в контракте; медиация применяется по вопросам как отраженным, так и не отраженным в контракте. Закон о медиации распространяет юридическую (субсидируемую) помощь на оплату пошлины применительно к медиатору, осуществляющему добровольную или возбужденную по инициативе суда медиацию, при условии, что медиация проводится аккредитованным медиатором. Это условие, несомненно, повышает привлекательность медиации.

Бельгийское законодательство признает, что конфиденциальность и профессиональная тайна – это ключевые условия для вероятного успеха процедуры медиации. Режим неразглашения означает, что разработанные документы, а также ход переговоров, проведенных в ходе и в целях медиации, не подлежат разглашению. Они не могут быть представлены в суде, в ходе административного или арбитражного разбирательства или в ходе любых других процедур по разрешению конфликтов, они не могут быть использованы в качестве свидетельских показаний. Отклонение от этого правила возможно только по соглашению сторон, например, с целью позволить судье утвердить соглашения, заключенные в ходе медиации. Нарушение обязанности в сфере конфиденциальности одной из сторон позволяет выдвинуть требование о возмещении убытков.

Медиаторы связаны обязанностью соблюдать конфиденциальность и хранить профессиональную тайну в соответствии со статьей 458 Уголовного кодекса Бельгии. Более того, стороны не могут привлекать медиаторов в качестве свидетелей в гражданском или административном судопроизводстве в отношении фактов, которые стали им известны в связи с проведением медиации.

Закон различает два вида медиации - добровольную медиацию и медиацию, предложенную судом. Добровольная медиация – это процесс, на который стороны соглашаются по собственной воле, несмотря на возможность применения судебной или арбитражной процедуры. Инициированная судом медиация – это процедура, которая может быть назначена судом как по запросу сторон, так и по собственной инициативе.

Законом установлены минимальные правила процедуры добровольной медиации. Стороны по взаимному согласию вместе с медиатором договариваются о правилах проведения и о продолжительности процедуры медиации. Закон требует, чтобы такое соглашение было оформлено письменно в виде протокола о медиации и подписано как сторонами, так и медиатором. Оплата пошлины за медиацию возлагаются на стороны в равных долях, если иное не определено соглашением. Подпись под протоколом приостанавливает течение процессуальных сроков на время процедуры медиации. Приостановление процессуальных сроков заканчивается через месяц после того, как сторона или медиатор информирует другую сторону или стороны заказным письмом о желании прекратить процедуру медиации, если иное прямо не определено сторонами. Если стороны приходят к соглашению, то это должно быть зафиксировано в документе, подписанном сторонами и медиатором.

В случае заключения в ходе медиации любого соглашения о разрешении спора, оно может быть направлено на утверждение (homologation) в суд. Если стороны приняли решение о проведении медиации неаккредитованным медиатором, то они лишаются права на утверждение судом соглашения о разрешении спора. Утверждение соглашения, достигнутого в результате медиации, делает соглашение исполнимым в соответствии с законом. Суд может отказать в этом, если соглашение о разрешении спора противоречит национальным интересам или не соответствует интересам несовершеннолетнего.

Процедура медиации по назначению суда имеет следующие особенности. В течение процесса рассмотрения дела судом судья вправе в любое время, включая момент вынесения решения, назначить медиацию, как по совместному ходатайству сторон, так и по собственной инициативе, при условии согласия сторон. Если стороны совместно ходатайствуют о назначении судом процедуры медиации, сроки судебного разбирательства приостанавливаются со дня такого совместного ходатайства. Если суд назначает медиацию, то он включает в свое решение сведения о договоренностях сторон, об их персональных данных, о медиаторе, о сроках этой процедуры, которая не может превышать 3 месяцев.

Стороны, вместе с тем, вправе ходатайствовать о продлении этого срока, или, в случае если они не достигнут соглашения, ходатайствовать о возобновлении судебной процедуры. Суд участвует во всех обсуждениях во время всей процедуры медиации и может в любое время принимать те меры, которые он сочтет соответствующими. По ходатайству медиатора или сторон судья вправе закончить процедуру медиации даже до истечения отведенного срока. Если стороны достигают соглашения, они вправе ходатайствовать о том, чтобы суд утвердил его. Если процедура медиации не приводит к всеобъемлющему соглашению в отведенный срок, судебная процедура возобновится, но у суда есть право расширить мандат медиатора на определенный период времени, если, по мнению суда, это необходимо и если все стороны согласны на это. Медиация, инициированная судом, не допускается только в случае, когда дело рассматривается Верховным Судом Бельгии или когда суд рассматривает дела о компетенции судов.

Парламент Бельгии создал институциональную основу для аккредитации медиаторов. Образована Федеральная комиссия по медиации, состоящая из Генеральной комиссии и трех специализированных подкомиссий. В Генеральную комиссию входят два нотариуса, два адвоката и два представителя, не являющихся ни адвокатами, ни нотариусами. В задачи Генеральной комиссии входят: аккредитация организаций, проводящих обучение медиаторов, курсов обучения; установление критериев для аккредитации медиаторов (по видам медиации); аккредитация медиаторов, временное или окончательное прекращение аккредитации медиаторов, переставших соответствовать критериям, установленным законодательством; составление списка аккредитованных медиаторов и предоставление его в суды; разработка кодекса поведения медиаторов; определение санкций за нарушение положений кодекса поведения.

Бельгийский Закон о медиации установил определенные минимальные требования к кандидатам для деятельности в качестве медиаторов. Среди них можно выделить требования наличия определенной квалификации (предыдущая и текущая деятельность должна демонстрировать уровень компетентности, требующейся по существу спора); обеспечение необходимых гарантий независимости и беспристрастности; у медиаторов также не должно быть криминального прошлого, несовместимого с практикой аккредитованного медиатора и к ним не должны были применяться дисциплинарные или административные санкции, несовместимые с практикой аккредитованного медиатора, они не были лишены аккредитации медиатора. Медиаторы должны работать в структурах медиации, признаваемых (зарегистрированных) Службой юстиции Бельгии. Центры медиации должны быть многопрофильными и обязаны представлять планы сотрудничества с судебными структурами и с ведомством юстиции.

В Бельгии медиация может быть применена не только при разрешении гражданских, семейных, или трудовых споров. Возможность обращения к медиации в течение уже 15 лет также предусмотрена и применительно к уголовным делам, где медиация в настоящее время может быть инициирована по ходатайству лиц, участвующих в уголовном процессе. Прокуратура и судьи должны следить за тем, чтобы все лица, участвующие в уголовном процессе, были проинформированы о возможности участия в процедуре медиации.

Медиация может применяться в случае рассмотрения вопросов об административных санкциях к несовершеннолетним не старше 16 лет, перед применением санкции муниципальный орган должен осуществить процедуру медиации. Ее цель – позволить несовершеннолетнему возместить ущерб, который он причинил или обеспечить компенсацию.

Закон о муниципальных образованиях предусматривает, что муниципалитеты могут применять процедуры медиации в случаях нарушения установленных муниципальных правил, влекущих за собой применение административных санкций. Если медиация оказывается успешной, то компетентный административный орган вправе смягчить санкцию или не применять ее.

НИДЕРЛАНДЫ. Среди европейских государств Голландию можно назвать форпостом в развитии альтернативного разрешения споров (АРС). По сравнению с другими странами континентального права в Нидерландах существует хорошо развитая система досудебного разбирательства, а медиация стала успешной раньше, чем в других странах с такой правой системой. Голландское правительство заняло активную позицию в этой сфере, поставив целью создание для граждан условий, позволяющих им принять на себя основную ответственность за разрешение конфликтов, участниками которых они являются, посредством учреждения института медиации, предлагаемой судом, и включения института медиации в сферу оказания и финансирования субсидируемой юридической помощи. Центральным элементом этой стратегии стало повышение осведомленности о медиации. Было предложено направить усилия на повышение доступности информации о различных вариантах разрешения споров эффективными и удовлетворяющими стороны способами. Общая информация подлежала распространению Министерством юстиции, а обязанность предоставлять более конкретную информацию возлагалась на лиц, контактирующих с гражданами, имеющими проблемы правового характера.

В период с 1999 по 2005 гг. в Голландии осуществлялось широкомасштабное экспериментальное внедрение системы медиации. Были подготовлены: вводный курс обучения для судей и секретарей суда, соответствующий учебный план. На трехдневных занятиях судьи и секретари судов были ознакомлены с возможностями медиации. Также судьи изучали процедуру медиации во время «недель медиации». Были подготовлены письменные информационные материалы, включая брошюру для сторон, участвующих в судебном разбирательстве, а также их представителей, регулярно организовывались встречи информационного характера с Ассоциацией адвокатов.

В ходе апробирования медиации в 61% случаев проведения медиации были достигнуты соглашения о разрешении спора. В настоящее время удельный вес достигнутых соглашений при медиации достигает 80%. Начиная с 1 апреля 2005 года во всех судах Голландии были образованы службы медиации, такая же работа была проведена и в бюро по оказанию субсидируемой государством юридической помощи. Сегодня все суды оказывают специализированные услуги, помогая сторонам найти медиатора. Стороны участвуют в медиации только на добровольной основе

С 2005 года в Нидерландах допускается альтернативное разрешение налоговых споров с помощью медиации. Министерством финансов было опубликовано письмо DGB 2005-01109, в котором сообщалось об эксперименте, проходившем в четырех налоговых округах по разрешению налоговых споров в процедуре медиации. За год через процедуру медиации прошло 75 споров, в 80% случаев результатом стало их успешное разрешение. В случае неудачного разрешения разногласий в ходе медиации стороны не лишаются права обращения в суд. В ходе эксперимента в качестве медиаторов выступали специалисты Нидерландского института медиации, задачей которого является составление и поддержание официального реестра медиаторов. С целью разгрузки судов правительственный сайт Нидерландов содержит подробное описание медиационных процедур и предлагает сторонам использовать их для разрешения споров, в том числе, когда дела уже находятся в судах. В настоящее время процедуры медиации налоговых и других административных споров предлагаются в рамках семи судов первой инстанции и одного суда второй инстанции.

Голландское агентство судебной медиации было образовано для поддержки и инструктирования судов по созданию и функционированию служб по направлению на процедуру медиации. Этими службами участникам судебного разбирательства предоставляется соответствующая помощь консультантов. Агентство контролирует процедуры по направлению на медиацию, деятельность медиаторов, организацию курсов обучения. Агентство также собирает данные о медиации и выявляет наилучший опыт, который транслируется другим судам. Следующая схема раскрывает этапы проведения процедуры медиации в Голландии: Рекомендуется медиация → медиация принимается → выбирается медиатор → назначается первая встреча → проводится медиация → осуществляется административное и финансовое завершение процедуры.

В настоящее время возможность использования процедуры медиации доступна во всех судах Голландии. Это означает, что судья может сообщить о такой возможности сторонам устно во время слушаний или может предложить сторонам избрать процедуру медиации письменно до слушаний. При этом судья оценивает - в каких случаях медиация может быть наилучшим выборов для сторон. Судья также предоставляет сторонам корректную информацию о том, каким образом они могут принять обоснованное решение о порядке рассмотрения спора в медиации.

Во всех голландских судах работают советники по медиации. Советник действует как консультант, посредник и основной источник информации для всех лиц, участвующих в медиации. Этот служащий также играет важную роль в отслеживании качества осуществляемой медиации. Советник по медиации дважды в год проводит встречи с медиаторами, осуществляющими медиацию по предложению суда. Целью этих встреч является не только координация процедур, выявление и разрешение проблем, но и обмен опытом. Обязанности советника по медиации могут быть описаны следующим образом: обеспечение информацией, предоставление списка медиаторов, из числа которых стороны могут сделать выбор, проведение первой встречи, мониторинг процесса медиации, проверка соблюдения финансовых и административных формальностей. Стороны спора вправе выбирать медиаторов из списка, представленного советником по медиации, при этом в списке содержатся данные не только об их именах и контактная информация, но и сведения о почасовых ставках, квалификации, опыте, положении и связях, о профессиональных данных, указан пол и возраст медиатора.

Если направление на медиацию производится в ходе судебного процесса и стороны уже наняли адвокатов, представляющих их интересы, адвокат часто играет свою роль в ходе медиации. Иногда более значимую, в других случаях – менее значимую. Если стороны в состоянии самостоятельно выражать и отстаивать свои интересы, присутствие адвокатов на медиативных встречах не обязательно, однако стороны могут предпочесть, чтобы адвокаты также присутствовали. Если одна из сторон пользуется услугами адвоката в ходе процедуры медиации, а другая – нет, то это почти всегда создает дисбаланс.

Медиаторы, которые желают участвовать в системе направления на процедуру медиации, должны соответствовать определенным критериям качества. Только медиаторы, которые сертифицированы Нидерландским институтом медиации, допускаются к участию в системе. Медиаторы имеют самые разнообразные послужные списки, среди них встречаются специалисты многих профессий - от адвокатов до психологов и классифицированы в реестре согласно дисциплинам, к которым они имеют отношение. Нидерландский институт медиации, помимо исследований в области медиации, сбора и анализа информации и предоставления ее Министерству юстиции, Голландскому агентству судебной медиации и иным структурам ведает, в том числе, названным реестром. Тот, кто желает быть включенным в реестр медиаторов, должен успешно пройти обучение медиации в учебном заведении, официально признаваемом Институтом, и выдержать тест на профессиональные знания. Нидерландский институт медиации, основанный в 1993 году, является независимой организацией, обеспечивающей качество медиации в стране. Институт обеспечивает обучение и переподготовку медиаторов и разрабатывает стандарты качества обучения.

После включения в реестр медиатор должен подтверждать свои практические навыки, в том числе путем участия в установленном минимальном количестве самих медиативных процедур урегулирования споров (за 3 года не менее 9 дел). Всего сертифицировано 1000 медиаторов. При этом следует отметить, что большинство медиаторов помимо самой медиации имеют и иные занятия и источники доходов. Однако 100 медиаторов занимаются исключительно медиацией.

Для создания благоприятных условий использования медиации Министр юстиции Нидерландов утвердил временный порядок исчисления стоимости медиации. Стороны не оплачивают первые 2,5 часа медиации. За следующие 2.5 часа, после подписания соглашения о медиации, медиатор получает плату в размере 200 Евро. Время, затраченное медиатором до заключения соглашения, не учитывается и не может быть компенсировано. Назначение медиатора может потребоваться для сторон, которые имеют право на субсидируемую юридическую помощь. В этом случае, в дополнение к собственному вкладу такой стороны в размере около 90 Евро, медиатор получает компенсацию от государства за все затраченное время.

Альтернативные способы урегулирования административных споров и разрешения иных правовых конфликтов в отношениях между государственными органами, иными институтами публичного права и частными лицами широко применяются в странах Европейского Союза. В отличие от США в европейских странах и, в особенности в Голландии, альтернативные способы при разрешении административных споров служат в большей мере не столько разгрузке государственной судебной системы, сколько решению иных социальных задач - обеспечению эффективной, доступной, дешевой или бесплатной для части населения и быстрой защиты прав частных лиц, защите прав потребителей, услуг публичного сектора, обеспечению прав несовершеннолетних и иных уязвимых социальных слоев.

В этом смысле, в Нидерландах альтернативные судебным способы разрешения споров приобретают качества адекватных, то есть наиболее приспособленных к данной ситуации, способов урегулирования споров. При этом внесудебные и досудебные способы защиты прав при рассмотрении административных споров развиваются не в ущерб развитию системы судебной административной юстиции, в том числе специальных административных судов. Для одних видов споров более эффективным признается судебный способ защиты прав, а для других – внесудебный. Оба способа развиваются на сходных принципах и обеспечивают единую конечную цель.

При рассмотрении административных споров в Голландии нет существенных юридических ограничений для применения АРС в целом, и медиации в частности. В то же время до настоящего времени данный институт получил развитие лишь при рассмотрении отдельных видов споров. Среди таких споров можно выделить налоговые споры, земельные споры, споры при оказании ряда публичных услуг в сферах строительства, закупок и т.п. При этом до 80% медиативных процедур по урегулированию споров по административным делам заканчивается достижением мировых соглашений.

АВСТРИЯ. В Австрии с 1 мая 2004 года действует Федеральный закон о медиации в гражданских делах. Данным Законом учрежден Консультативный совет по медиации при Федеральном Министерстве юстиции, который ведает вопросами посредничества. Члены Совета и их заместители назначаются федеральным министром юстиции сроком на пять лет с правом повторного назначения. В Совет входят представители общественных объединений в области медиации, профессиональной ассоциации австрийских психологов, австрийской профессиональной федерации психотерапии и Ассоциации австрийских судей, министерства образования, науки и культуры, министерства здравоохранения и по делам женщин, министерства социального обеспечения, поколений и защиты прав потребителей, министерства экономики и труда, представители из области преподавания и научных исследований по медиации.

Закон направлен не столько на регулирование примирительных процедур, сколько на установление базы для развития посредничества. В нем, в частности, закреплены условия и процедура внесения в список образовательных организаций и курсов, после окончания которых лицо может быть зарегистрированным посредником (медиатором) по гражданским делам, ведение этого списка, права и обязанности зарегистрированных посредников, ответственность лиц за нарушение принципа конфиденциальности и неразглашения информации, характеризующих примирительные процедуры (лицо, нарушившее данные требования и нанесшее ущерб интересам какой-либо из сторон, карается лишением свободы сроком до шести месяцев или денежным штрафом в размере, достигающем одной годовой заработной платы лица)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: